RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

Безопасность по версии Порошенко: Украину подтянули к НАТО, но "забыли" о важных вещах

Спешка с принятием законопроекта связана с июльским саммитом НАТО

Спешка с принятием законопроекта связана с июльским саммитом НАТО Фото: УНИАН

Многострадальный законопроект о национальной безопасности, которым парламент занимался много месяцев, в четверг, 21 июня, был принят во втором чтении. Документ, который призван подтянуть оборонный сектор Украины к стандартам НАТО, на самом деле содержит не так много новаторских моментов. Кроме того, он так и не запускает реформу Службы безопасности Украины, на которую рассчитывали как отдельные политики, так и западные партнеры. По сути, скорость принятия законопроекта была обусловлена саммитом НАТО, который пройдет 11-12 июля, а также возможностью получить финансовую помощь от западных партнеров. В том, что приняла Верховная Рада, разбирался "Апостроф".

Еще в апреле Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект № 8068 "О национальной безопасности и обороне". Представлять документ от имени президента Петра Порошенко в парламент пришел секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов. Тогда последний отмечал, что этот законопроект был разработан в тесном сотрудничестве со специалистами НАТО, ЕС и США. После принятия законопроекта в первом чтении при профильном Комитете национальной безопасности и обороны была создана рабочая группа во главе с секретарем комитета Иваном Винником, которая занималась наработкой правок ко второму чтению.

Работа над документом заняла больше двух месяцев, и долгое время депутаты не могли принять компромиссное решение относительно финальной версии законопроекта. На одно из последних заседаний даже не пришли представители фракции "Блок Петра Порошенко", так как, по словам одного из депутатов, ко второму чтению рабочая группа сильно изменила текст законопроекта и президент не одобрил такую версию. Однако на комитете, который состоялся 19 июня, народные депутаты таки смогли прийти к консенсусу и практически единогласно проголосовали за то, чтобы поддержать законопроект во втором чтении и в целом.

Как отметил один из осведомленных депутатов, достигнуть компромисса удалось после общения с западными партнерами. "Рабочая группа предложила очень много правок, и была проделана действительно огромная работа. Но после того, как пришли иностранцы и сказали, что это стандарты НАТО, а это - нет, потому как хотите, но убирайте эти нормы, то рабочая группа переработала текст и вышла уже с согласованным документом к депутатам", - рассказывает парламентарий "Апострофу".

Еще один депутат расписал процесс более детально: "15 июня состоялась закрытая встреча, на которой присутствовали [нардеп от "Народного фронта" Сергей] Пашинский, Винник, [нардеп от "Народного фронта" Андрей] Левус, [нардеп от БПП Ирина] Фриз, где они вместе с нашими партнерами проводили работу конкретно по каждому пункту и согласовывали правки".

Новации закона о нацбезопасности

Во-первых, как уже раньше писал "Апостроф", законопроектом предлагают закрепить, что объем расходов на финансирование сектора безопасности и обороны Украины должен составлять не менее 5% ВВП, из которых не менее 3% должны идти на силы обороны.

Кроме того, одна из основных новаций – положение о назначении с 2019 года гражданского министра обороны и его заместителей. Это один из стандартов НАТО, а Украина поставила себе цель прийти к таким стандартам до 2020 года. Главнокомандующий ВСУ назначается на должность и увольняется президентом по представлению министра обороны. Главнокомандующий подотчетен президенту и министру обороны. Также в законопроекте предлагается с 2021 года разделить должности главнокомандующего ВСУ и начальника Генерального штаба. Сейчас оба поста занимает Виктор Муженко.

Кроме того, законом предусмотрено введение парламентского контроля за деятельностью Службы безопасности Украины. Именно этот момент стал одним из проблемных при рассмотрении законопроекта в парламентском Комитете по вопросам нацбезопасности и обороны. В изначальной версии документа пункта о парламентском контроле над СБУ не было вообще, а это также было одним из основных требований представителей НАТО и ЕС. У западных партнеров очень много вопросов именно к деятельности этой силовой структуры. Согласно действующему закону "О Службе безопасности Украины", ведомство подотчетно парламенту и президенту, но это носит скорее формальный характер. В новом законе также есть норма о том, что СБУ подконтрольна парламенту. Органы разведки также подконтрольны Верховной Раде, а руководители этих ведомств будут обязаны дважды в год подавать парламенту и президенту письменные отчеты о своей деятельности.

Также законом о нацбезопасности предусмотрена прозрачность финансовой информации относительно функционирования сектора безопасности и обороны, что должно давать возможность отследить эффективность использования денег в соответствии с требованиями действующего закона "О государственной тайне", куда, как рассказали депутаты, нужно будет внести соответствующие изменения. Также документ предполагает более расширенный общественный контроль над сферой обороны.

Кроме того, в закон была внесена еще одна правка, которая долгое время была спорной — о Нацгвардии, которую президент хотел подчинить себе на время введения военного положения. Однако такая постановка вопроса не устроила министра внутренних дел Арсена Авакова. В распоряжении "Апострофа" есть дословный текст правки 279, которая была принята в рамках закона. В ней говорится о действиях Нацгвардии во время режима военного положения, и, по словам одного из нардепов, она была составлена так, чтобы в итоге удовлетворить и президента, и министра внутренних дел.

"С введением военного положения Национальная гвардия Украины приводится в готовность к выполнению задач по назначению в условиях действия правового режима военного положения, входит в силы обороны, выполняет задачи и подчиняется в соответствии с Законом Украины "О правовом режиме военного положения" и Законом "О Национальной гвардии", - звучит правка.

Также законом предусмотрено создание нового комитета Верховной Рады, который будет контролировать деятельность органов разведки. Кроме того, предусматривается создание центрального органа исполнительной власти, который будет обеспечивать формирование и реализовывать государственную военно-промышленную политику. По словам одного из инициаторов этой нормы, представителя "Народного фронта" Сергея Высоцкого, этот орган заберет часть функций у "Укроборонпрома".

"Укроборонпром" - структура, которая ведет хозяйственную деятельность, и глава которой назначается по представлению президента, то есть фактически это президентская структура, хотя она должна быть в исполнительной власти. Там конфликт в том, что на уровне Кабинета министров, несмотря на то, что мы являемся парламентско-президентской республикой, никто не формирует политику и стратегию по оборонно-промышленному комплексу. Фактически "Укроборонпром" никому не подчинен. Формально там есть наблюдательный совет, но это игроки президентского поля, и они одновременно и формируют политику, и ее реализовывают. Как компромисс была найдена формула, чтобы разделить регуляторные и стратегические функции "Укроборонпрома" и передать их исполнительной власти. Фактически нужно, чтобы Кабмин разработал постановление, хотя уже на основании законопроекта про нацбезопасность достаточно решения Кабмина. А если они не смогут, то будем вносить отдельный законопроект об этом", - рассказал Высоцкий "Апострофу".

Как принимали закон

Процесс принятия и согласования законопроекта о нацбезопасности в целом был достаточно сложным. Было несколько тем, вокруг которых шли особенные переговоры. Первый касался упомянутой СБУ. Ранее заявлялось, что вместе с законом о нацбезопасности стартует также и реформа Службы безопасности. В частности, из ведения СБУ будут убраны несвойственные ей функции по борьбе с экономической преступностью. И большая часть депутатов уверяла, что благодаря тому, что в закон внесли четкий перечень функций СБУ (противодействие разведывательно-подрывной деятельности против Украины, борьба с терроризмом, контрразведывательная защита госсуверенитета, кибербезопасность, экономическая и информационная безопасность государства), в котором нет борьбы с коррупцией, то одиозный департамент "К" во главе с Павлом Демчиной, который еще называется "департаментом Кононенко-Грановского", фактически ликвидируется, потому что ему не будет чем заниматься. Однако по факту такие слова многих депутатов оказались манипулированием. Ведь правки, которые, например, вносились нардепом Анной Гопко, предлагались уже в переходных положениях к закону: внести изменения в сам закон про СБУ, забрать у ведомства эти функции и тем самым дать старт реформе Службы безопасности.

1 / 1
1 / 1
1 / 1

Однако правки не были поддержаны ни профильным комитетом, ни в зале Верховной Рады. Соответственно, департамент "К" может продолжить свое существование.

"Эти правки зарубили и сказали даже не рассчитывать на их принятие. Теперь получается коллизия с законом про СБУ. По факту, в законе про СБУ остаются все те же функции. При президенте Порошенко не будет никакой реформы СБУ: если у него на весах стоят второй срок президентства и реформа СБУ, то он выберет первое. Там же все связано с близкими ему Кононенко и Демчиной, от которых во многом зависит его второй срок", - рассказывает "Апострофу" осведомленный собеседник в украинском политикуме.

В тексте законопроекта о нацбезопасности есть норма о том, что СБУ в шестимесячный срок должна внести соответствующие изменения в закон “О Службе безопасности Украины”. Однако такая декларативная постановка вопроса по факту ни к чему не обязывает.

"Несмотря на то, что будет в законе о нацбезопасности, по состоянию на сейчас в законе об СБУ остается тот же перечень функций. Если СБУ занимается экономикой, то коррупцией они также могут заниматься, потому что это вопрос экономической безопасности. Поэтому мы изначально настаивали, чтобы из "тела" закона об СБУ были изъяты упоминания об экономике, и тогда бы это дало основание ликвидировать департамент "К", - пояснила "Апострофу" юрист Центра противодействия коррупции Анастасия Красносильская.

Был еще один спорный момент, по которому не удалось договориться. Речь идет о создании единой базы потребителей газа, которую лоббировала нардеп от "Народного фронта" Татьяна Черновол. В соответствии с этой правкой, все облгазы должны были бы передавать данные о потребителях, чтобы контролировать информацию о фейковых потребителях газа.

"Такая норма не дала бы возможности и дальше зарабатывать на газе [олигарху Дмитрию] Фирташу", - прокомментировал один из нардепов.

"Фирташ может дорисовывать мертвых душ и получать деньги за начисление газа, он создает фиктивные домохозяйства, а мы реально не знаем, сколько газа потребляет население", - поясняла Черновол.

"В целом в никакой законопроект решили протянуть пару хороших норм, среди которых была и по газу. Но она сразу нашла противодействие со стороны так называемой "группы Фирташа" в стане БПП", - рассказал "Апострофу" один из депутатов. Но в результате правка так и не нашла поддержки в зале.

В итоге закон о нацбезопасности не стал тем документом, который мог бы действительно реформировать оборонно-промышленную сферу страны. Однако, как рассказывают парламентарии не под запись, все это делалось скорее для того, чтобы успеть под июльский саммит НАТО, который состоится в Брюсселе.

"Западные партнеры понимают нашу специфику и сказали, что давайте уже какой-то законопроект, который хотя бы даст возможность для дальнейших изменений. И Порошенко может приехать на саммит в июле с принятым законом, и деньги, о которых договорился Полторак, мы также сможем получить", - подчеркнул один из собеседников "Апострофа".

Однако политики, с которыми поговорил корреспондент издания, сомневаются в том, что этот закон поможет закрепить курс Украины в НАТО.

"Сейчас у нас есть возможность только присоединиться к программе расширенных возможностей. И это наша самая реальная перспектива, потому что никто не хочет ссориться с Россией", - заявил "Апострофу" осведомленный источник.

Читайте также