В первой части интервью народный депутат Сергей Лещенко рассказал о том, какой план победы на президентских выборах придумал Петру Порошенко его политтехнолог Игорь Грынив и объяснил, почему Юлии Тимошенко и действующему президенту Украины стоит опасаться певца Святослава Вакарчука.
- В четверг парламент проголосовал за законопроект о языке. Зачем к вопросу о языке снова вернулись, не будет ли это еще больше разделять граждан?
- Это отражение того, что Порошенко идет на второй срок. На первый срок он шел с понятной матрицей - европейский, либеральный кандидат. Но, когда подходит срок к концу, то нужно отчитываться по всем своим обещаниям. Про борьбу с коррупцией он решил мягко съехать.
- Ну он же извинялся, что ему так не удалось закончить войну. Признал, что так и не удалось победить коррупцию...
- Нужно не бороться с коррупцией, а не мешать тем, кто с ней борется, а именно это он активно делал. Так вот, ему нужно съезжать с этого "базара" и переходить в новую матрицу. И теперь у него новая информационная картинка, которую ему нарисовал Грынив, три месседжа: "Язык, Вера, Армия". Теперь он только будет говорить об этом. Видите, он даже не комментирует нападки на Екатерину Гандзюк, Михайлика, Гусовского. Он молчит о насилие, обливание кислотой, титушках, военных структурах, которые под Аваковом.
У него есть только три темы, которые он комментирует. Остальное его уже не касается, как будто это другая реальность. Поэтому ему нужно создать реальность этих трех тем - вера, язык и армия. Он будет их крутить до выборов, пытаясь создать себе новое электоральное ядро. Порошенко, на самом деле, не нужно 50% на выборах. Он посчитал, что ему главное попасть во второй тур против Тимошенко. Он считает, что у Тимошенко негативный рейтинг выше чем позитивный, поэтому, если он пройдет с ней во второй тур, то победит ее только за счет ее антирейтинга. Задача, которую решает Порошенко - это попасть во второй тур. Для этого ему не нужно 50%, ему нужно 15-20%, и он наращивает новое электоральное ядро. Которое строится в этом треугольнике: "Язык, Вера, Армия". Без борьбы с коррупцией, правосудием, инвестициями. Ему же там нечего сказать, там полный провал.
Но есть еще такой фактор как Вакарчук, который может спутать все карты. Если он попадет во второй тур, то задавит их, это подтверждает социология.
- Вы думаете он действительно решил идти в политику?
- Он проявляет такую активность - выступает на конференциях, дает столько интервью, что это не похоже на активность обычного певца. Я думаю есть планы о которых он не заявляет. Ближе к выборам они прояснятся.
- Социология говорит, что 60 % людей еще не определились с кандидатом. То есть потенциально, у каждого из кандидатов есть шанс получить огромную поддержку...
- Тех, кто не определился много. Но я не думаю, что все 60% пойдут за одним кандидатом. Голоса будут распределены более-менее равномерно. Еще раз повторюсь, Порошенко решает задачу выхода во второй тур против Тимошенко при помощи новой матрицы: "Язык, вера, армия". Поэтому языковой закон это часть этой матрицы. Посмотрим чем это закончится, ко второму чтению закон будет меняться очень сильно. Сказать, будут ли голосовать за него после второго чтения, я смогу только когда увижу редакцию второго чтения.
- Почему, спустя четыре года после революции, мы идем на выборы, чтобы делать выбор между старыми лицами? Почему так и не появились новые лидеры в украинской политике?
- Потому что, изначально, система была законсервирована. Порошенко, когда шел на первый срок, обещал поменять систему выборов, он этого не сделал. Новый парламент избрали не по закону Януковича, а по закону Кучмы 1998-го года . Украину откачали после режима Януковича и залили в нее инфицированную коррупцией кровь. И этот инфицированный больной ходит четыре-пять лет как зомби, ели ноги волочит. Поэтому система не поменялась настолько, насколько она могла. Если бы у него была мотивация, он горел желанием начать все по-новому, то добился бы грандиозных успехов.
У него был мандат доверия в 55%, победы на выборах уже в первом туре. Он, по сути, контролировал на тот момент парламент. Все его тогда боялись, боялись силовиков. Он мог бы принять все необходимые законы, полностью изменить состав парламента, мог набрать себе новых лидеров. Не трех человек, чтобы показать, что он не такой как все, а 100 новых лиц. Не березенок, кононенок и грановских, а реальных лидеров Майдана, общественных лидеров и полностью обновить политику. После такого очень сложно бить по щекам парламент и спрашивать почему он такой дохленький. А сейчас мы должны по-новому все начинать: новый президент, новая система выборов. Только тогда у нас появляется шанс на очищение, либо это будет деградация еще на 10 лет.