Европейский суд по правам человека обязал Украину принять закон о продаже земель сельскохозяйственного назначения, суд считает, что действующий в Украине мораторий нарушает статью 1 протокола №1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Однако ЕСПЧ не определяет конкретного механизма, каким образом должно быть принято это решение. Кому выгодно продление моратория на продажу сельскохозяйственной земли, кто на этом зарабатывает и тормозит развитие Украины, в интервью "Апострофу" рассказал президент инвестиционной группы "Универ", экономист ТАРАС КОЗАК.
- Недавно Петр Порошенко сказал о том, что без рынка земли не будет качественного скачка в развитии страны. Каковы ваши прогнозы относительно того, когда в Украине снимут мораторий на продажу земли?
- Когда в 90-х годах начиналось разделение на паи земли, напомню, что вся земля была в Советском Союзе государственной, за исключением небольших лоскутков при домиках наших селян, то было решено, что земля должна быть не государственной, а собственностью селян, то есть людей, которые на ней живут и ее обрабатывают. На тот момент поддержка частной собственности на землю зашкаливала, она была почти 100%, что надо землю отдать людям в частную собственность. Но в связи с тем, что не было земельного кадастра, не было земельного законодательства, ввели мораторий на право распоряжения этими участками, паями или землей. И потом этот мораторий стал использоваться уже совсем с другой целью, чтобы вообще не дать возможность никогда продавать или покупать землю украинцам.
Кто в этом заинтересован? В первую очередь земельные олигархи, или лендлорды, которые накопили огромные банки земли через аренду этих паев. Они платят достаточно небольшие платежи за право аренды этой земли на протяжении десятков лет. Согласно процедуре эмфитевзиса гражданин отдает землю в аренду на 50-100 лет и не имеет никаких прав на эту землю. Пользуются этим большие земельные компании, платя небольшие платежи гражданам. Если бы земля была полностью в частной собственности, гражданин мог продать или купить эту землю, если бы его не устраивали платежи за эту землю, он мог бы ее продать или отдать фермеру. Вариантов распоряжений землей было бы значительно больше. Это не устраивает, конечно, тех, кто зарабатывает сейчас большие доходы. Мы знаем, что агросектор в Украине прет с огромной скоростью, зарабатывает все больше и больше, потому что это выгодно. Затраты небольшие, а доходы достаточно существенные, причем в валюте, так как больше половины идет на экспорт, и поэтому они ничего не хотят менять.
В результате работы подконтрольных СМИ, олигархической поддержки сегодня уже значительно меньше половины населения Украины поддерживают свободный рынок земли. Происходит манипуляция общественным мнением. Гражданин понимает, что он заинтересован, кто не имеет земли, он хочет иметь право купить эту землю. Даже если он не купит, почему он откажется от этого права? Тот, у кого есть земля, хочет иметь право продать ее. Даже если он ее не продаст, сегодня выглядит так, что гражданин Украины добровольно отказывается от своих прав. Почему? Потому что их запугивают, что, мол, эту землю вывезут какие-то олигархи или какие-то иностранцы, соберут всю землю и вагонами вывезут куда-то в Германию, в Японию, в Эмираты или еще куда-то.
Продавать землю иностранцам - это нормально. Иностранцы эту землю вывезут. Иностранцы, если у них будет эта земля в собственности, наоборот, будут внедрять там самые современные технологии, потому что это их собственность. А мы, украинцы, будем получать налоги с этой земли, налоги с того, что там выращено. На сегодня мы этого не имеем: ни нормального подхода к этой земле, защиты этой земли, потому что все в аренде. Сегодня ты арендуешь, завтра - отказался, взял в аренду другой клочок земли. И тебя не беспокоит, какой будет эта земля - плодородной или неплодородной после того, как ты закончишь арендовать эту землю.
- Кстати, Израиль показал, что необязательно иметь много земель и черноземов, чтобы быть продуктивными в агросекторе.
- Да, чтобы выращивать много растений, необязательно иметь черноземы, надо иметь хорошую эффективную экономическую политику. Более того, сегодня очень серьезно развиваются биотехнологии, позволяющие выращивать растения не в почве, а на вертикальных садах, или вертикальных полях, где просто гидропоникой подаются все вещества, необходимые для роста растений, и сам чернозем, наша гордость, так сказать, он уже не нужен. Эффективность этих вертикальных садов в разы выше на единицу площади, чем земли. И я думаю, что вполне возможно через несколько десятков лет чернозем потеряет свою популярность, и тогда наконец эти агробароны, которые сейчас этим пользуются, позволят снять мораторий.
- Часто можно услышать, даже сторонники открытия рынка земли говорят, что Украина к этому еще не готова. Например, что в земельном кадастре много ошибок, нужно провести инвентаризацию земель, поработать над законодательной базой. Часто еще говорят о ситуации, когда в определенного участка может быть несколько владельцев.
- Это манипуляции. Да, такие недоразумения есть, но рынок земли сельскохозяйственного назначения и рынок квартир можно очень часто сравнивать. Когда-то тоже говорили так о приватизации жилья. Мол, сейчас понаедут какие-то европейцы, скупят все квартиры, и украинцам негде будет жить. Я помню, что были даже такие заявления от коммунистов в то время, но ничего, люди разобрались. Да, бывают случаи, что квартира в новостройке принадлежит двум или трем лицам, когда мошенники каким-то образом продают одно и то же нескольким людям. Но это решается как-то, есть правоохранительная система, которая должна эти вопросы решать. Так, два участка могут "наехать" друг на друга, но есть суд для таких случаев, чтобы разобраться и разделить эту землю на справедливых условиях.
Как раз те, кто на этом зарабатывает, заинтересованы продвигать такие страшилки: что где-то один участок принадлежит двум людям, и они не могут разобраться, будет стрельба и тому подобное. Все это делается только для того, чтобы запугать, чтобы люди отказывались от присущего им права, особенно свойственного для украинцев, так как украинцы традиционно были собственниками, селяне были собственниками своей земли веками. Но почему украинцы последние десятилетия изменили свою точку зрения. Эта ситуация в первую очередь не дает развиваться фермерам. А весь мир уже живет по-другому.
- Уже даже Европейский суд по правам человека признал, что мораторий на землю нарушает право на собственность, гарантированное Первым протоколом к Европейской конвенции по правам человека. Когда украинцы поймут или почувствуют потребность свободно распоряжаться своей землей и будут бороться за свои права?
- Надеюсь, что власть в лице президента понимает, часть власти хотя бы, что частная собственность на землю - это возможность Украине развиваться значительно быстрее. И, конечно, власть должна доносить, что украинцы теряют, не имея полного права собственности на землю. Это и возможность быстрого экономического роста, это и возможность пенсионерам продать землю, и, хотя бы на старости своих лет, нормально пожить, потому что многие пожилые люди в селах являются владельцами нескольких гектаров земли, а при этом доживают в нищете. Это тоже возможность, которую мы теряем. Все эти примеры должны доносить через СМИ, через какие-то обращения, через поддержку свободного оборота земли. К сожалению, этого государство не делает, все заканчивается какими-то лозунгами, а когда время выборов, и политики видят, что частная собственность на землю не имеет поддержки большинства населения, они наоборот начинают спекулировать на том, что мы, может быть, когда-то и сделаем, но не сейчас, мы точно это не будем делать в ближайшие годы. Таким образом, это откладывается еще на годы. Государство не выполняет свою функцию.
- Кто на государственном уровне может запустить эту процедуру?
- Министерство агрополитики полностью поддерживает рынок сельскохозяйственных земель, но на сегодня решение за Верховной Радой. В Верховной Раде как раз наибольшее влияние тех людей, которые на этой земле зарабатывают и не заинтересованы в изменении статуса таких земель. Поэтому через крупные фракции, даже если они декларируют свободное обращение земли, но всегда находится причина, почему именно сейчас каждый из них не проголосует за это. Эти причины могут быть где-то и объективные, но когда они звучат десятки лет, это уже немножко смешно, что, мол, так я за рынок земли, но сначала надо что-то сделать. Подождите, а почему не сделали? Эти депутаты уже четыре года, почему они этого не сделали, этот рынок земли, почему законопроект об обороте земли не принят? Его даже нет в обсуждении. А вот потом они ссылаются, что нет такого закона или еще каких-то нормативных актов. Все можно решить достаточно быстро, нет реально политической воли. А ее нет, потому что оппоненты свободного рынка земли влияют на этих депутатов.