Сложная эпидемиологическая ситуация в Украине объясняется тем, что центральная власть сбросила ответственность за противоэпидемические мероприятия на местные власти перед выборами, чтобы сказать, что они не справились. Вместе с тем, центральная власть должна брать на себя ответственность за противоэпидемические мероприятия, управление ими, финансирование и контроль. Пока мы не наведем порядок в войне властей, статистика коронавируса не будет показывать реальные цифры. Об этом в эфире Апостроф Live рассказал доктор медицинских наук, народный депутат I созыва ВАЛЕРИЙ ИВАСЮК.
- Начнем по коронавирусной статистике. С чем связано резкое снижение заболевания после выходных?
- Такая тенденция наблюдается уже несколько недель. Где-то на четверг приходится апогей, а в понедельник количество снижается. Это связано с тем, что доступность к соответствующим лабораториям в эти дни снижается. Часть из них наверняка не работает.
Так же люди, у которых есть досимптомная стадия, когда они знают, что у них был контакт с больными или с теми, кто контактирует с больными - например, с врачами. Но у них еще нет симптоматики, поэтому они просто не идут, а занимаются своими домашними делами. Поэтому чисто по технической причине происходит такое снижение в выходные.
- Информационно это воспринимается, словно меньше людей заболело.
- Конечно, нет. Это все связано чисто с техническими проблемами, такими как доступность, возможность людей в выходные дни осуществить лабораторное обследование на предмет инфицирования коронавирусом.
- Насколько оправдывает себя адаптивный карантин и перекрашивание зон карантина?
- Я каждый раз отмечаю, что Украина получила красную карточку от Генерального секретаря ООН. И это подтверждено еще и Генеральным директором ВОЗ, что в Украине карантинные или противоэпидемические меры носят репрессивный характер.
Особенно это касается так называемого июльского постановления Кабмина, как я его называю, "о светофоре", которым были введены зонирования: красный, оранжевый, желтый и зеленый уровни в зависимости от каких-то совершенно диких непрофессиональных критериев. Например, сколько коек занято, или какие-то другие причины, не связанные с объективными показателями.
Распространение эпидемии, например, в связи с выявленным ПЦР-тестами количеством людей за определенный период времени - вот объективный показатель. Повторяю, ПЦР-тестами, потому что мы уже неоднократно говорили, что ИФА не используется нигде в мире в режиме скрининга, в режиме обнаружения с целью изоляции.
В Украине нужно применять мировой опыт главного противоэпидемического мероприятия - это массовое бесплатное тестирование ПЦР-тестами. Во-первых, это тестирование групп риска - это медики и контактные с медиками, то есть их семьи, это пограничники, это полицейские, это учителя, это, соответственно, люди, контактирующие с теми лицами, у которых уже был обнаружен COVID-19.
Кроме того, надо делать зондажные обследования ПЦР-тестами.
- Что это значит?
- Для того, чтобы с целью предупреждения вводить определенные ограничения, скажем, в контактах людей, строгий масочный режим - надо зондировать. Надо проводить в пределах 50 тысяч ПЦР-тестов в каком-то регионе, где это не связано со вспышкой.
Например, в зеленой зоне: как сделать так, чтобы она не стала красной. Осуществляется зондажный скрининговый режим обследования территории страны, чего в Украине не делается. Следовательно, без этих двух мероприятий нельзя вводить какие-либо карантинные ограничения, какие-то красные, оранжевые зоны, закрытие торговых точек, закрытие какого-то бизнеса. Особенно - малого бизнеса, который работает на улице.
А как это было глупо сделано в начале марта, когда торговые центры работали - это закрытые помещения, которые не дезинфицировались. Всевозможные супермаркеты и тому подобное. И мы знаем, что это была коррупционная схема, потому что мэрам отдали на откуп, что делать в жесткий карантин - закрывать рынки или не закрывать.
Вот Кличко позакрывал, а на улице нельзя заразиться.
Киевский рынок, закрытый на карантин
- На Волыни вдвое выросла загруженность больниц из-за коронавируса. По последнему эпидемическому разделу Луцк вошел в оранжевую зону, однако люди маски не носят. Кабмин сейчас предлагает установить штраф в размере 170 гривен за ношение маски на подбородке. Этого достаточно?
- Конечно, нет. Я все время использую пример Великобритании. Я очень люблю эту страну, я там прожил пять лет. Они потерпели фиаско, когда их премьер Борис Джонсон отвергал пандемию, а потом сам заразился коронавирусом. Они подверглись очень высокому риску, который затем реализовался в количестве умерших, в количестве заболевших, в стоп-бизнесе и тому подобное. Они ввели штраф в размере 30 тысяч фунтов, если заразившийся человек нарушает изоляцию. 17 тысяч фунтов - это штраф за то, что человек не соблюдает масочный режим. Во второй раз штраф увеличивается до 21 тысячи фунтов, а затем наступает административная или уголовная ответственность этого лица.
Я думаю, что люди по всем странам одинаковые. К сожалению, есть определенное количество дебилоидов, которые пренебрегают своим здоровьем или не прислушиваются к мировому и отечественному опыту, и подвергают опасности других людей. Все время говорят о правах. Вот идут выборы: есть право человека голосовать. Но он без маски, имеет симптоматику, является больным. Следовательно, права лица заканчиваются там, где есть нарушения прав и, главное, создание опасности для другого лица. В Конституции Украины четко зафиксировано, что жизнь и здоровье человека является основой. Затем наступают права. Если эти права входят в противоречие с рисками, которые могут возникнуть, то права исчезают.
Итак, по масочному режиму: я езжу в общественном транспорте. Я вот ехал в метро и это просто ужас. Значит, Аваков выбил очередной миллиард из ковидного фонда для полицейских, которые, извините, плевать хотели на исполнение своих обязанностей. Полицейский стоит, а народ проходит - или нос открытый, или идет мимо турникета и сразу маску снимает. Так поставьте же полицейского еще между эскалаторами. Поставьте там, где поезда подходят, или одного полицейского на один поезд метро, чтобы он просто ходил с видеофиксатором и смотрел. И все.
Опять же, заставить людей, как записал Кличко, уважать друг друга... Какое уважение? Надо записать иначе: если ты без маски в транспорте или с открытым носом - встретимся или в больнице, или в крематории.
Таким образом, я считаю, что масочный режим - это один из предохранителей. Он не дает сто процентов, но на 60 процентов снижает вероятность заражения. Это достаточно большой процент по сравнению с несоблюдением масочного режима, во-первых. Во-вторых, маски носить на улице не нужно. Не может быть там заражения в принципе, особенно в солнечный день, так как ультрафиолет убивает вирусы.
Между прочим, интересный опыт был проведен недавно в Японии. Они сделали посев этого вируса на различные поверхности: деревянные, пластиковые, металлические и др. Но они проводили этот эксперимент в темном помещении, чтобы не было ультрафиолета. Они посмотрели, что на 18-36 дней вирус сохраняет свою способность вызывать болезнь, находясь на поверхностях, если нет доступа света. Именно поэтому, с самого начала я рекомендовал запретить круглосуточную работу крупных супермаркетов. Должно быть кварцевание в ночное время всех помещений, где есть скопление людей. Обработка поверхностей не может быть такой, чтобы была доступность к каждой пачке крупы или колбасы. Но кварцевание не делается.
Вот будут выборы и, я убежден, что Шмыгаль не понимает, а Степанов с Ляшко ему не объяснили, что каждые 2 часа избирательный участок должен кварцеваться. Ну, ты принесешь свою ручку. А если человек не принес свою ручку, так что - не дадут ему возможности проголосовать?
Избирательный участок
- Это нарушение Конституции.
- Каждые 2 часа надо кварцевать помещения, так как выборы, как бы там ни было, при всех оговорках - это фактор риска. Таким образом, имеем полный беспорядок в противоэпидемических мероприятиях.
И это произошло потому, что в свое время Яценюк, а затем Гройсман с помощью Квиташвили и Супрун ликвидировали санитарно-эпидемическую службу. Единую эпидемическую службу, которая существует во всем мире. Она есть в разных ипостасях, например, главный эпидемиолог США стоит около президента, когда тот говорит о ковиде, и он опровергает президента. Таким образом, у нас эта служба ликвидирована.
- Кто же этим занимается?
- Аваковские орлы, любые люди, которые не имеют никакого эпидемиологического образования. А это очень важно. Дай Бог, чтобы Степанова избрали и отправили в Одесский областной совет. Назначьте министром эпидемиолога.
- Как влияет на работу Минздрава то, что ее глава собирается куда-то баллотироваться и тратит время на предвыборные вещи? Ведь структура же должна работать.
- Вы знаете, это все равно, что министр обороны или начальник Генерального штаба во время войны начал бы заниматься параллельно своей личной жизнью, идти на выборы и тому подобное. Конечно, такого человека надо увольнять, потому война ведется и против ковида. Когда человек, врач с клятвой Гиппократа отвлекается на что-то другое, думает уйти с этой должности во время апогея проблемы - такой человек должен быть уволен президентом или Верховной Радой по нынешней Конституции в тот же день, когда он об этом заявил.
Что касается самого Степанова. Он человек достаточно недалекий, и у него есть выпадение языка. Как говорится, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Недавно он такое ляпнул. Обращаясь к людям каждое утро со своей информацией о том, сколько случаев выявлено и т.д., он сказал такую фразу: "Люди, я к вам обращаюсь, придерживайтесь, выполняйте правила противоэпидемической защиты. Эти же правила написаны для вас, они написаны не для Минздрава, не для президента, не для Шмыгаля". Я понимаю тот смысл, который он хотел вложить, но он сказал правду. Правила написаны не для этих лиц. Чего же мы так возмущались, когда президент и сам Ляшко были без масок в каких-то ресторанах?
Понимаете, непрофессионализм власти всегда вредит государству. Но непрофессионализм власти, ее авантюрность, ее необязательность в определенных моментах, как сейчас с эпидемией ковида, которая наслаивается на войну и все экономические проблемы - это риск существования самого государства. Потому что люди имеют разную политическую ориентацию, но у большинства срабатывает инстинкт самозащиты, когда есть угроза здоровью и жизни. Когда человек видит, что государству безразлично, этой власти безразлично, люди выступают не против политической ориентации власти, а против того, что власть является угрозой безопасности их жизни. Так, как это произошло, между прочим, в начале Революции Достоинства. Я знаю, что почти миллион людей, которые вышли на второй день после избиения детей, вышли потому, что детей избили, а не потому, что Янукович не подписал какие-то европейские соглашения. У людей срабатывают естественные инстинкты относительно альтруизма, опасности своей жизни. И эта власть доиграется.
- А как тогда оценивать выделенные 1,1 млрд гривен Институту Мечникова, который находится в Одессе? Это стоит как-то связывать с возможной деятельностью господина Степанова в Одессе, с возможными выборами? Или это просто деньги на ковид, чтобы институт работал? Потому что здесь о ковид вообще нет слов.
- В Советском Союзе было несколько противочумных станций. И одна из них была и есть в Одессе на улице Деда Мазая. Тем не менее, это была мощная станция, потому что Одесса была на протяжении длительного времени - несколько лет - эпицентром или зародышем распространения чумы на территории бывшей Российской империи, а затем и СССР. Там все время есть естественный источник. Он исчезает, он где-то в латентном скрытом состоянии, поэтому его надо было контролировать.
Бактериологический институт
- То есть с этим все хорошо?
- Нет. Эта противочумная станция функционировала, затем было длительное время, когда она пришла в упадок. Когда человек пытается прийти на какое-то место, например, депутатом областного совета в Одессе, он закидывает нечто такое, что бы привлекло избирателей, которые могут за него проголосовать? Вот куда бросить деньги? И он бросил деньги на то, что выполняло ранее четкие квалифицированные противоэпидемические мероприятия не только против чумы, но и других болезней. Кстати, и СПИДа также.
Когда я возглавлял Национальный комитет по борьбе со СПИДом при президенте, еще не было Одесского городского центра СПИДа, и все мероприятия противоэпидемические относительно СПИДа, особенно инъекционной наркомании, осуществляла эта противочумная станция. Но, опять же, был перерыв в работе. И то, что Степанов бросил эти деньги туда, мало кто знает эту противочумную станцию имени Мечникова. А если он бы бросил деньги на какие-то больницы, которые просто забиты, где стоят очереди с машинами скорой помощи, которые требуют реанимационных мероприятий, и ждут, пока кто-то выпишется или умрет...
- Вы считаете, что это предвыборная технология?
- Сто процентов. Кто ему мешал, или правительству, потому что он сам не может выделить, только через правительство, еще семь месяцев назад это сделать. Тем более, что Одесса все время функционирует во время эпидемии коронавируса в Украине, как один из очагов.
- Иногда местная власть использует карантин, как пиар перед местными выборами. Иногда местные власти не идут на те ограничения, которые предлагает центральная власть. Эксперты говорят, что благодаря этому сопротивлению может увеличиться смертность в регионах. Местная власть будет отвечать за смерти после местных выборов?
- Я стараюсь не делать комплиментов журналистам. Но вы задали вопрос не в бровь, а в глаз. Это очень профессиональный вопрос.
Итак, для того, чтобы ответить на него правильно, я позволю себе сделать анализ постановления "о светофоре". Возможно ли во время горячей вооруженной войны перевести принятие решений с центральной власти на местную? Конечно, нет.
А это такая же война - противоэпидемическая. Нигде в мире, кроме Украины, централизация принятия решений и обязательность их выполнения местными властями не является проблемой. В Украине этот принцип нарушен. То есть сбросили ответственность на местные власти перед выборами для того, чтобы сказать, что они не справились.
- Мы имеем распыление ответственности. И что с этим делать?
- Дело в том, что у нас "орлов Авакова" на 150 тыс больше, чем Вооруженных сил Украины. Поэтому можно поставить в каждом заведении, в транспорте или у его скопления полицейского, который будет фиксировать нарушения, составлять протоколы и штрафовать. Сразу увеличится доходная часть бюджета - это очевидно.
Но местные власти не имеют полномочий, сил и средств для того, чтобы выполнять, соблюдать и контролировать противоэпидемические мероприятия. Я уже не говорю о лечении и тестировании.
Например, заместитель председателя Львовской ОГА говорит, что увеличилось количество больных, потому что мы увеличили количество тестирований. Так это банальность. Уменьшите количество тестирований и получите не красную зону, а зеленую. Вопрос заключается в том, что у нас должно быть увеличение тестирования до 100-120 тысяч ПЦР-тестов ежедневно. Это нужно потому, что у нас латентная, скрытая эпидемия. И если мы увеличим количество тестирований, будем проявлять больше больных людей.
Таким образом, центральная власть должна брать на себя ответственность, управление противоэпидемическими мероприятиями, финансирование, контроль. Местная власть обязана это делать. Как только не выполняет - увольнять. Это война.
- Если будет 10 тыс новых случаев ежедневно, ответственность будет нести местная власть или центральная?
- Есть хорошая украинская поговорка: как собака женского пола не захочет, собака мужского пола не вскочит. Местные власти, которые назначены, а мэры, которые все избранные, должны говорить людям, что на нас сбросили то, на что мы не имеем ни сил, ни средств, ни полномочий, для того, чтобы отвести ответственность от центральной власти. Они должны об этом говорить, потому что опять же все силы, средства, деньги, ответственность должны быть сконцентрированы, и здесь децентрализации быть не может.