Российское руководство оказалось в стратегической ловушке: уходить из украинского Донбасса они не хотят, но и открыто напасть на Украину широким фронтом Кремль не может. Москва играет мускулами, стягивая войска ближе к украинским границам и извергая воинственные угрозы. Говорить, что Владимир Путин двинет армию на Киев пока преждевременно, но и утверждать, что он "не рискнет" напасть – было бы слишком легкомысленно. Российская верхушка считает действия и публичные заявления Вашингтона, направленные на поддержку Украины, а также действия Киева против кума Путина Виктора Медведчука "унижением", на которое следует обязательно ответить. На какой ответ в нынешних условиях решится Москва, читайте в материале "Апострофа".
"Нормандского саммита" не будет
На фоне потока сообщений о возможном вторжении россиян вглубь украинской территории, в Кремле продолжают повышать градус напряжения, формально демонстрируя гуманность. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, в частности, после череды громких угроз поспешил заверить журналистов, "никто не собирается двигаться к войне с Украиной, и никто не приемлет какую-то возможность такой войны".
Но в целом ни разговор Путина с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, в ходе которого глава немецкого правительства потребовала убрать войска от украинских границ, ни встреча Владимира Зеленского и президента Турции Реджепа Эрдогана, по итогу которой Анкара высказалась в поддержку Киева, не поменяла позицию Кремля. Наоборот, заявления турецкого президента вызвали крайне резкую реакцию со стороны Кремля: министр иностранных дел Сергей Лавров предостерег власти Турции "от подпитки милитаристских настроений" Киева.
Еще пару дней назад в российских верхах звучали совершенно другие заявления. Заместитель Администрации президента РФ Дмитрий Козак, который является официальным парламентером в "минском процессе", говорил, что РФ открыто вмешается в ситуацию на Донбассе для защиты "российских граждан". Он также пригрозил Украине развалом. В "республиках" ОРДЛО, по данным украинской разведки, уже подготовили три варианта обращения к Владимиру Путину, среди которых есть просьба оказать "военную помощь".
"В Кремле, в том числе, опасаются, что Киев при поддержке Вашингтона решится на масштабную силовую операцию на Донбассе. У Москвы перед глазами пример Нагорного Карабаха. Дмитрий Козак такими заявлениями пытается напомнить, что в ОРДЛО именно РФ, как полагает российское руководство, является решающей силой", – пояснил в беседе с "Апострофом" военно-политический эксперт Николай Белесков.
У господина Козака также может быть персональный интерес. Ведь провал "прямых переговоров" между Офисом президента и коллаборационистами в ОРДЛО – его личная недоработка, за которую ему придется отчитываться перед Владимиром Путиным.
"О высказываниях (угрозах) Дмитрия Козака в адрес Украины, которые многих если не испугали, то сильно напрягли. Что нужно иметь в виду? Даже в России, другие официальные лица (даже секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев) высказываются в этом контексте более сдержанно. О чем это говорит? О том, что Козак прикрывает свою задницу (извините за непарламентский сленг, но в данном случае он уместен). Полный провал в переговорном процессе по Донбассу – это его зона ответственности", – написал в Facebook глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.
Почему "Путин нападет"
Несмотря на то, что в Кремле отрицают вероятность войны с Украиной, она фактически идет с 2014 года, когда Москва оккупировала Крым, а также часть Луганской и Донецкой областей. Хотя изначально Владимир Путин отбрасывал вероятность аннексии Крыма, а введение войск РФ на Донбасс россияне отрицают до сих пор.
Российские войска в Крыму
Вопрос не в том "Путин нападет" или нет, а в интенсивности боевых действий на Донбассе на фоне де-факто не работающего перемирия.
В российские СМИ просочилось множество данных о стягивании войск к границам Украины с параллельным проведением проверки боеготовности десантных частей. В том числе, есть данные о том, что в рамках "учений" российское командование приказало разбивать полевые госпитали для приема раненых. Это может быть элементом устрашения (госпитали у границ среди военных экспертов и разведчиков всегда считались важным индикатором вероятности атаки), но подобные действия, как правило, указывают на подготовку к боевым действиям.
Если в Кремле посчитают, что молниеносная военная операция против Украины принесет им геополитические и дипломатические выгоды, Владимир Путин на нее точно пойдет. Минус для россиян в том, что на дворе не 2014 год, и на одном только факторе внезапности выехать не получится. Сейчас такой номер уже не пройдет, говорят эксперты.
Почему "Путин не нападет"
Соответственно, вырисовывается набор аргументов, почему (именно в данный момент) Владимиру Путину не с руки открыто наступать широким фронтом.
Во-первых, необходима ударная группировка, которой сейчас у россиян нет. Даже с учетом "учений" массового проведения проверки боеготовности в войсках.
"Проверка боевой готовности займет несколько дней, после чего войска с полигонов вернутся в казармы. Владимиру Путину, даже если он решится, собственное окружение не позволит (вторгнуться в Украину - "Апостроф"). У Кремля нет внутреннего политического ресурса на масштабную операцию с открытым использованием российской армии. К тому же прикрыть столько масштабную операцию "зелеными человечками" и "ихтамнетами" не получится", – говорит "Апострофу" военный эксперт, полковник запаса Олег Жданов.
Во-вторых, какова политическая цель возможного масштабного наступления? Странно полагать, что Путин будет "брать" Украину, чтобы она выполнила Минские соглашения по Донбассу или разблокировала поставки воды в Крым. Огромные потери, затраты на большой оккупационный контингент и содержание захваченной территории, а также удары в виде экономических санкций США и ЕС, которые могут быть гораздо болезненнее предыдущих – все это входит в противоречие с подлинными целями россиян.
Поэтому, собственно, среди трех вариантов "писем Пушилина", о которых говорит украинская разведка, помимо просьбы оказать военную помощь "ДНР", есть и другие сценарии – принять "ДНР" в состав России или же признать независимость "ДНР". Какой вариант в конечном итоге изберут в Кремле, зависит от того, насколько серьезно "прогнется" Киев и западные партнеры.
Боевик
Чего хочет Москва?
Для россиян задача-максимум – получить снятие санкций и одновременно гарантии от Запада, что Украина возвращается в геополитическую орбиту Москвы. Или, как минимум, Кремль должен получить контролирующий "пакет акций" при формально нейтральном статусе Киева. Для этого россиянам необходим "особый статус" для ОРДЛО, а также сильная политическая "пятая колонна", дабы блокировать любое продвижение Киев в сторону ЕС и НАТО.
Именно по этой причине, считают эксперты, команда Виктора Медведчука активно "форсила" тему тарифных протестов с прицелом на досрочные выборы, а россияне параллельно с этим продавливали "прямые переговоры" Киев с коллаборационистами и проведение местных выборов в ОРДЛО. Из-за действий главы Офиса президента Андрея Ермака такой "консультационный совет" в начале 2020 года почти создали.
"Для Кремля "прямые переговоры" украинского руководства с главарями в ОРДЛО – вопрос первостепенной важности. С начала войны против нашей страны, россияне ведут линию, что это якобы "гражданская война", а они – "посредники". На этом фоне громкие заявления Козака, прямо угрожающего открыто вмешаться в ситуацию на Донбассе, звучат слишком прямолинейно. Значит, Кремль оказался в цейтноте и теперь вынужден публично давить на президента Зеленского, требуя политических уступок", – сказал в комментарии "Апострофу" руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.
Владимир Путин вряд ли сейчас пошлет войска вглубь Украины, но и утверждать, что Москва "не решится" на жесткие действия было бы, по меньшей мере, наивным.
Россияне могут пойти на стремительную операцию именно в рамках ОРДЛО, предварительно обвинив Киев в "провокациях". Ведь представители "республик" не просто так постоянно угрожают выйти на административные границы Донецкой и Луганской областей. Цель – жестче надавить на Офис президента Зеленского, дабы Банковая согласилась на все кремлевские "хотелки".