Корни искусственного миграционного кризиса на польской границе через Беларусь ведут к Кремлю. Почему миграционный кризис у польской границы – только ширма для кремлевских маневров, какую роль в этой истории может сыграть Украина и стоит ли нам рассчитывать на помощь НАТО, читайте в материале "Апострофа".
Технологии раскачки
Ситуация на границе Беларуси и Польши продолжает накаляться. Толпы мигрантов продолжают настойчиво – правда, пока что без особых результатов – прорываться в Евросоюз. Однако, по мнению экспертов, за злобным, но не особенно опасным троллингом Лукашенко, скрывается гораздо более серьезная угроза, следы которой ведут прямиком в Кремль.
Как рассказал "Апострофу" содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков, Кремль регулярно проверяет на прочность оборону НАТО, проводя "мониторинг" обратной реакции со стороны стран Альянса. Преимущественно речь идет о своеобразном силовом тестировании обороны НАТО – Москва отслеживает реакцию на нарушение воздушных и морских границ, облеты кораблей и т.д. В эту концепцию, по словам эксперта, можно отнести и новый миграционный кризис.
"В последние годы наблюдается новая тенденция, когда в результате определенных действий происходят потрясения, которые вызывают миграционные волны, движущиеся в определенном направлении. Так было в 2015 году в Европе. Сейчас ситуация весьма схожа – я думаю, что есть Союзное государство, есть координация действий, в том числе и спецслужб, и руководства, поэтому для россиян это не было не новинкой, ни каким-то сюрпризом. Вероятнее всего, это согласованная акция. Сказать кто автор сейчас сложно, но вполyе очевидно, что нынешнее миграционное тестирование стран ЕС и НАТО - это результат целенаправленных действий Беларуси с помощью российской стороны", - считает эксперт.
В то же время, как отметил эксперт-международник Алексей Кафтан, у Кремля есть четкая тактика, по которой он действует.
"Это тактика "салями" в чистом виде, прекрасно описанная еще в британском комедийном сериале Yes, Prime Minister. Россия создает угрозу до порогового уровня, то бишь уровня, на котором еще нецелесообразно применение силы или невелики шансы скатывания в военный конфликт – и берет из этих ситуаций максимум возможного. Потом идет следующее наступление, с таким же допороговым значением, и это кстати, помимо очевидного напряжения в рядах ЕС, приводит еще и к другим далеко идущим последствиям, поскольку такого рода кризисы сильно сказываются и на единстве ЕС", - объяснил "Апострофу" эксперт-международник.
В Кремле используют разные технологии для раскачки. И это не только мигранты. К примеру, российская армия наращивает свое присутствие на границе с Украиной, в том числе и на территории Беларуси, откуда российские военные и техника почему-то забыли уйти после совместных российско-белорусских военных учений "Запад 2021".
Параллельно "Газпром" продолжает "игры на повышение" в Европе, уменьшая прокачку газа через украинскую ГТС, и готовясь к сертификации по введению в эксплуатацию "Северного потока-2". И все это – на фоне попыток "Газпрома" за счет высоких спотовых цен на газ подсадить Европу на газовую иглу долгосрочных контрактов.
На Западе прямо говорят о том, что при помощи таких шагов Россия сужает кольцо вокруг Украины. В частности, глава Госдепа США Энтони Блинкен в своем Twitter заявил, что Лукашенко искусственно созданным миграционным кризисом на польско-беларуской границе пытается отвлечь внимание от стягивания российских войск к границе Украины.
Мигранты на польско-белорусской границе
"Нас очень беспокоят определенные необычные передвижения сил, которые мы наблюдаем на границе с Украиной", – заявил госсекретарь США Энтони Блинкен в пятницу, отвечая на вопросы прессы по поводу сообщений о накоплении Россией войск вблизи границы с Украиной.
"Мы не знаем, каковы намерения России", – добавил он, но напомнил, что "известны случаи, когда Россия накапливает силы на границах с Украиной, заявляет о какой-то провокации со стороны Украины и затем проводит вторжение".
Укрепит ли украинский рубеж сотрудничество с НАТО
В контексте наращивания давления России на Украину и Европу, бывший заместитель генерального секретаря НАТО, помощник министра обороны и посол в НАТО, России и Южной Корее Александр Вершбоу заявил, что НАТО может предпринять альтернативный вариант для Украины.
В своей статье, опубликованной в издании The National Interest, господин Вершбоу отмечает, что НАТО следовало бы создать Украинскую инициативу сдерживания (UDI), включив ее в новую стратегическую концепцию НАТО, которая должна быть принята в следующем году. По словам экс-заместителя генсека Альянса, данная форма партнерства с Украиной может стать продолжением программы НАТО по расширению возможностей партнеров (EOP), и при таком подходе союзники сделают своей стратегической целью сделать все возможное (за исключением предоставления гарантий по Статье 5 - вооруженное нападение на одного из членов будет рассматриваться как нападение на них в целом, - "Апостроф"), чтобы помочь Украине защитить себя и противостоять российской дестабилизации.
"Инициатива могла бы включать не только военную технику и обучение, но и меры по повышению устойчивости Украины к кибератакам, дезинформации, экономической войне и политической диверсии, признавая, что Украина была целью номер один для России и лабораторией для отработки методов гибридной войны. Вместо того чтобы придерживаться стандартной формулы, согласно которой партнерство НАТО определяется спросом и финансируется в основном за счет добровольных национальных взносов, в рамках ПДИ НАТО будет активно помогать Украине, сделав официальной обязанностью НАТО, подкрепленной общим финансированием, помощь в подготовке украинских вооруженных сил и содействие приобретению ими современного оборонительного оружия, которое повысит цену для России при любой новой агрессии — такого как противотанковые средства, противоартиллерийские системы, противовоздушная и противоракетная оборона, противокорабельные ракеты и боевые беспилотники. Это принесет Украине гораздо больше пользы, чем ПДЧ, который в значительной степени символичен, учитывая множество других инструментов, которые уже есть у Украины для углубления партнерства с НАТО, включая Комиссию НАТО-Украина", - пишет в своей статье для The National Interest Александр Вершбоу.
Заседание комиссии Украина-НАТО, 2017 год
По словам эксперта-международника Алексея Кафтана, подобное "членство без членства" в НАТО вполне согласуется с курсом на официальное вступление Украины в Альянс.
"Мы вполне можем осуществлять движение по обоим направлениям. Если двигаться в этом направлении, то начинать надо с того, что несмотря на поддержку со стороны США наших устремлений в Альянс, надо понимать, что это займет, мягко говоря, некоторое время, учитывая противодействие со стороны Берлина и Парижа. Нам нужно то, о чем заявлял в своем в своем выступлении господин Резников (министр обороны Алексей Резников, - "Апостроф") – нам необходимо продолжать работать над функциональной совместимостью наших вооруженных сил с вооруженными силами НАТО, то есть это дотягивание до стандартов Альянса, в частности в области закупок для Министерства обороны", - считает эксперт-международник.
Однако главная проблема предложенной Вершбоу идеи об Украинской инициативе сдерживания, по мнению эксперта Международного центра перспективных исследований Николая Капитоненко, состоит в том, что она очень сильно не понравится Москве. Вызвав у Кремля раздражение, данная инициатива не даст Украине гарантий безопасности.
"Я разделяю мнение о том, что существующие форматы сотрудничества Украины с НАТО в недостаточной степени сдерживают Россию. Но с другой стороны, дистанция, которая есть в отношении Украины и НАТО, лишает Россию мотивов для эскалации в Украине. То есть устойчивая ситуация, которую наблюдаем на фронте несколько лет, является следствием того что Россия по большому счету не заинтересована в обострении. А одна из немногих красных линий, которые остались для Кремля – наращивание реального сотрудничества между Украиной и либо НАТО в целом, либо отдельными странами-членами. Это то что предлагает Вершбоу. То есть если это произойдет, то вероятность обострения по инициативе России резко вырастет, а отвечать нам будет нечего, потому что 5-я статья не задействуется, а гарантии безопасности на нас не распространяются. Единственное что на нас распространяется, это просто дополнительная помощь, назовем это так. Причем если такая инициатива будет запущена, американцы с ее помощью решат собственную главную проблему, которая состоит в том, чтобы помогать Украине, но не втягиваться в конфликт слишком сильно, не брать на себя лишнюю ответственность, и не нести репутационные риски", - считает эксперт.
С господином Капитоненко согласен и Алексей Кафтан: "Принципиально для нас ничего не меняется. Нам надо перестать надеяться на "розовых единорогов", и принимать ситуацию на нынешнем этапе такой, какая она есть".
В целом, перманентные эскалации и обострения, которые сейчас происходят в Восточной Европе, несут не только риски, но и возможности для Украины. Главная задача Киева состоит в том, чтобы внимательно следить за стремительно меняющимися трендами и не проворонить свой шанс.