RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика
Мнение

Все решается без нас

Украинская власть провалила коммуникацию с обществом вокруг российского "вторжения"

Украинская власть провалила коммуникацию с обществом вокруг российского "вторжения" Фото: Апостроф / Коллаж

Сегодня, 7 декабря, пройдет важнейшая видеоконференция между президентами США Джо Байденом и РФ - Владимиром Путиным. Ожидается, что по итогам этих переговоров должны быть приняты серьезные решения по деэскалации ситуации, связанной с возможным широкомасштабным российским вторжением на территорию Украины. Кейс этого вторжения сильные мира сего разыгрывают без Украины, посеяв панику в украинском обществе и не позволив нам получить ответы на жизненно важные вопросы.

Напомним суть событий. 30 октября авторитетные западные издания, такие, например, как The Washington Post, ссылаясь на данные американской разведки, начали разгонять информацию о якобы готовящемся широкомасштабном российском вторжении на территорию Украины. Отмечалось, что после учений "Запад-2021" 41-я общевойсковая армия ВС РФ не вернулась в место постоянной дислокации в Новосибирске, а объединилась с другими воинскими частями на границе с Украиной. Одним из мест такой концентрации назывался город Ельня, который расположен в 260 километрах от границ с Украиной – то есть, вдвое дальше, чем от границ с Беларусью.

Особо указывалось, что ситуация отличается от той, которая наблюдалась весной 2021 года, когда россияне, не скрываясь, тянули воинские эшелоны к границам с Украиной. Сейчас противник якобы действует более скрытно, концентрируя войска, преимущественно ночью.

И, действительно, в апреле-марте, в Сети "гуляло" множество фото- и видеодоказательств масштабной переброски техники. Тогда именно Украина активно обращалась к международным партнерам для того, чтобы предотвратить сползание в открытый военный конфликт. Осенью же подобных свидетельств было крайне мало, если не считать нескольких спутниковых снимков с мест дислокации российских войск, а также пары-тройки кадров куда-то едущих эшелонов с военной техникой.

Кроме того, осенью масло в огонь подливали исключительно западные СМИ. Помимо The Washington Post, о якобы готовящемся вторжении написали такие всемирно известные издания, как Politico, Bloomberg, Foreign Policy. "Вишенкой на торте" стала публикация в германском таблоиде Bild, 4 декабря, где подробно описывались этапы вторжения, которое должно было закончиться оккупацией двух третей Украины - и даже была нарисована соответствующая карта с обозначенными стрелками направлениями главных ударов. Этот "план Барбаросса" украинские пользователи подняли на смех. Уж очень кустарно была выполнена эта карта, на которой фронт проходил почему-то через города Коростень и Умань, а город Львов назвали Лембергом.

В целом же ситуация никакого смеха не вызывала. Представители Главного управления разведки (ГУР) Минобороны Украины сначала довольно уверенно отвергли информацию о готовящейся атаке, а затем принялись вторить западным СМИ. В частности, 21 ноября глава ГУР Кирилл Буданов дал интервью изданию Military Times, в котором сообщил, что на январь-февраль 2022 года Россия планирует широкомасштабное вторжение на территорию Украины с применением танков, авиации и артиллерии, а также с высадкой десантов. Столь пугающее интервью было снабжено картой, из которой, правда, следовало, что по состоянию на ноябрь у границ с Украиной размещено гораздо меньше войск, чем по состоянию на апрель – 53 батальонные тактические группы и 105 тыс. военнослужащих весной и всего 40 БТГр и 94 тыс. военнослужащих осенью. Интересно, что практически параллельно, секретарь СНБО Алексей Данилов в отдельных комментариях отрицал подготовку РФ ко вторжению в нашу страну.

Примером корректировки позиций можно считать доклад министра обороны Алексея Резникова Верховной Раде, 3 декабря. Тогда министр сообщил, что у границ с Украиной сосредоточено 94,3 тыс военнослужащих. На следующий день, 4 декабря, The Washington Post в новом материале на тему вторжения сообщила, что к январю 2022 года это количество может достигнуть 175 тыс. Спустя еще один день, господин Резников повторил этот же тезис эстонскому телевидению, хотя во время выступления в парламенте прогноз в 175 тыс. из уст министра обороны не прозвучал.

Это не единственная странность во всей этой истории. Удивляет другое – полное нежелание украинских официальных лиц комментировать ситуацию с возможным российским вторжением обществу. Война с таким противником, как Россия – дело нешуточное. Оно может коснуться всех и каждого. А значит, как минимум, ситуация нуждалась в подробном разъяснении. Между тем, украинская власть в течение целого месяца не удосужилась созвать не единой пресс-конференции на тему вероятного вторжения, предпочитая общаться с иностранными журналистами. Даже президент Владимир Зеленский, когда ему во время пресс-марафона, 26 ноября, задали прямой вопрос о войне, ответил на него весьма уклончиво, тут же переключив внимание на "государственный переворот", который так и не состоялся. Хотя сложившаяся на тот момент ситуация требовала не пререканий с журналистами, а, как минимум, обращения к нации.

Более того, сложилось впечатление, что граждан Украины, которым пришлось бы встречать агрессора, вообще исключили из обсуждения этого вопроса. Информационный пузырь разрастался за пределами нашей страны, а какие-либо полезные сведения можно было почерпнуть разве что из пространных комментариев экспертов, а также переписки в соцсетях из серии "нападет – не нападет".

В конце концов сложилась ситуация, при которой президент США Джо Байден и России Владимир Путин будут сами решать судьбу Украины. Попросту говоря, торговать нашей страной, продавая кейс гипотетического вторжения (не факт, что оно вообще планировалось!), взамен каких-то политических уступок. Соответствующий "счет" будет предъявлен Владимиру Зеленскому. Что будет в этом счете? Запрет на вступление в НАТО, требование реализовать Минские соглашения по российскому сценарию или политический приговор самому Зеленскому? Не знает никто, включая самого Президента. Все решается без нас.

Читайте также