На фоне публикаций западных СМИ и слов экс-посла США в Украине Стивена Пайфера о возможной автономии оккупированных территорий Донбасса в составе Украины, и без того важный разговор президентов США и Украины Джо Байдена и Владимира Зеленского приобретал крайне серьезный подтекст. Впрочем, в публичных пост-релизах стороны обошлись общими фразами о поддержке. О том, чего ждать Украине по результатам разговора глав государств, "Апострофу" рассказал политолог-международник Виктор Савинок.
Надо учитывать, что состоявшаяся между Зеленским и Байденом беседа – это даже не переговоры, не саммит, и не какая-то глобальная встреча. Дело в том, что официальный Вашингтон и дальше планирует обсуждать "российский вопрос" с союзниками по НАТО, а американские СМИ прогнозируют проведение в ближайшее время американо-российской встречи высокого уровня.
Еще один важный момент: США сейчас не выгодно давить на Украину в контексте реализации каких-либо шагов по приданию особого статуса ОРДЛО. По моему мнению, такое развитие событий сейчас маловероятно, поскольку американская сторона от этого ничего не выиграет, а наоборот это фактически даст Российской Федерации такую карту, которую можно разыгрывать в дальнейшем, и станет таким стимулом для РФ как еще больше нагнетать эскалацию, так и давить на США.
Если на фоне американо-российских переговоров и последующей концентрации российских войск вблизи российско-украинской границы стало бы очевидным, что Вашингтон нажал на Украину, а Киев выполнил продиктованные условия, то соответственно, Россия решила бы, что можно требовать у Байдена еще больше. Ввиду опыта российской внешней политики Москва не обошла бы возможность использовать такой карт-бланш для того, чтобы нажать на США в других вопросах. В частности, и в других конфликтных ситуациях, к которым привлечены Вашингтон и Москва. Поэтому, не думаю, что США было бы выгодно открывать такой "ящик Пандоры".
Не считаю, что ситуация дошла даже до определенного промежуточного этапа, чтобы судить о ее развитии, поскольку мы не видим, чтобы кто-то предпринимал какие-либо действия: то ли Российская Федерация отводила бы войска, то ли США или кто-то из европейских партнеров обещал бы какую-то существенную военную помощь Украине, за исключением того, что в принципе уже давно обещалось и реализуется. И, наконец, мы не видим, чтобы украинская сторона шла на какие-то уступки или прибегала бы к другого рода действиям.
Следует учитывать, что для Байдена важно трансатлантическое партнерство. Согласование позиций, в частности, с Германией после начала работы нового правительства в Берлине, приобретет более существенный масштаб. К тому же Байден недавно заявлял о желании создавать и развивать "партнерство демократий", в котором Германия, очевидно, будет играть одну из основных ролей. Поэтому необходимо будет следить за развитием американо-германского партнерства за правительство нового кабинета в Берлине, а также за местом Украины в этом контексте.
И здесь важным аспектом диалога между Вашингтоном и Берлином будет вопрос "Северного потока-2". Кстати, "ключ" от "Северного потока-2" сейчас фактически оказался у немецких "Зеленых", которые в новом правительстве получили контроль над министерствами энергетики и зарубежными делами ФРГ. К тому же новое немецкое правительство декларирует внешнюю политику, более ориентированную на защиту демократических ценностей и соблюдение прав человека. Новая коалиция в ФРГ планирует использовать этот рычаг в плане дополнительного сдерживания России. Следовательно, следует учесть и то, будет ли этот вопрос подниматься в рамках немецко-американского взаимодействия.