В первом туре президентских выборов во Франции победил действующий президент Эммануэль Макрон, набрав 27,6% голосов. Он обогнал лидера ультраправой партии "Национальное объединение" Марин Ле Пен, за которую проголосовали 23,41% избирателей. Оба кандидата проходят во второй тур выборов, который состоится 24 апреля. О том, кто победит на выборах во Франции, и что это сулит Украине "Апострофу" рассказал эксперт "Украинского института будущего" Илия Куса.
Первый тур показывает, что Макрон с небольшим, но стабильным отрывом побеждает. В то же время мы увидели, раскол французского общества между левыми и правыми. Ультраправый Земмур получил меньше голосов чем ожидали. Если же посмотреть на левый фланг, то он очень сильно усиливается. Жан-Люк Меланшон от левых получил более 20% голосов, в то время как ему прогнозировали намного меньшую электоральную поддержку. Вне зависимости от того, кто победит во втором туре, этот раскол останется, и новый президент будет вынужден это учитывать.
Победа Макрона на выборах очень сильно зависит от того, к кому перетекут голоса левых. Скорее всего, этот переток уйдет к Макрону, и тогда он победит. Тем более, его политическая программа во многом левоцентристская, особенно в экономической сфере и некоторые моменты совпадают с предвыборной программой Меланшона, хоть и не все. В целом, у Макрона есть хороший шанс победить, потому что за него выступают уже и Меланшон, и кандидат от республиканцев Валери Пекресс, и все остальные. В тоже время за Ле Пен кроме Земмура больше никто не призывал голосовать. Если ситуация останется такой же, то Макрон с небольшим отрывом победит.
Что же касается влияния россиян на выборы во Франции, то, конечно же, они в медиа поддерживали Ле Пен. Она для них является более предпочтительным кандидатом, учитывая ее евроскептицизм, критическое отношение к НАТО, а также ее своеобразную позицию по отношению к России и санкциям. Я не думаю, что Ле Пен победит, однако Франция остается глубоко разделённым обществом, на что Россия тоже делать ставку.
Мне кажется, что в каком-то смысле Макрону повезло, потому что он успеет проскочить сейчас на этих выборах. Но аналогичные проблемы наблюдаются и в других европейских странах, и я не уверен, что ближайшие выборы в них пройдут так же гладко. Я прогнозирую, что крайне левые и крайне правые взгляды будут только нарастать на фоне усугубления социально- экономических проблем, разгона инфляции и роста цен на продукты, что мы сейчас наблюдаем в Европе. Война в Украине это все ускоряет.
Во второй каденции от Макрона стоит ожидать продолжение всего того, что он продвигал до этого. Во-первых, это усиление госрегулирования в экономике, и это, в принципе общеевропейский тренд. Судя по всему, Макрон не против усиления роли государства в экономических процессах. Во-вторых, при Макроне Франция будет продолжать давить на усиление собственной самостоятельности в вопросах энергетической безопасности и обороны. То есть они будут продолжать курс на стратегическую автономность от ЕС.
И я думаю, что при Макроне скорее всего ЕС будет делать ставку не на экспансию за счёт новых членов ЕС, а на усиление внутренней интеграции. То есть, скорее всего, они отдадут предпочтение непринятию новых членов в ЕС в ускоренном темпе, таких как Украина, Босния, Албания, Сербия, а на то чтобы усилить внутреннюю интеграцию ЕС. Это будет делаться для того чтобы преодолеть те разногласия, которые уже существуют между разными странами. Потому что если посмотреть на позицию Макрона и его партии, то они считают, что ЕС уже достаточно разросся, и увеличивать его за счёт новых членов, которые могут быть не готовы к членству в ЕС – не нужно.
Если эта позиция сохранится доминирующей во второй каденции Макрона, то я думаю, что процесс принятия новых членов в состав ЕС замедлится, в том числе и для Украины. Я думаю, что Украина получит статус кандидата, потому что относительно этого есть консенсус в Европе. А вот насчёт членства Украины в ЕС, то я не вижу большого желания Франции это поддерживать.
С другой стороны, нужно будет смотреть как будут проходить переговоры внутри ЕС с другими странами. Потому что надо понимать, что Франция не единственная страна, которая это решает. Париж тоже будет ориентироваться на мнение Германии, Нидерландов, Австрии, Бельгии, то есть, тех стран, которые заведуют бюджетом вместе с Францией. Потому что именно эти страны будут решать, какой будет судьба Украины, а не такие страны как Польша, которые больше берут из бюджета ЕС, чем в него кладут.