RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

"Кандидатский минимум": европейские перспективы Украины на фоне войны

Киев получил от ЕС "зеленый свет", но дорога к постоянному членству в Евросоюзе может занять годы

Киев получил от ЕС "зеленый свет", но дорога к постоянному членству в Евросоюзе может занять годы Фото:

В четверг, 23 июня, Европарламент принял резолюцию о предоставлении Украине статуса кандидата в ЕС. Затем на саммите ЕС, на основе указанной резолюции, лидеры страны Евросоюза согласовали для Украины и Молдовы статус кандидатов в ЕС. "Апостроф" разбирался, что дает нашей стране этот статус и что необходимо будет сделать для начала переговоров о полноценном вступлении в ЕС.

Статус кандидата юридически закрепляет европейские перспективы нашей страны. После решения саммита ЕС, Украина сможет участвовать в программах и инициативах Европейского Союза.

Президент Украины Владимир Зеленский назвал решение саммита одним из важнейших политических событий для Украины за все годы независимости, поблагодарив президента Европейского совета Шарля Мишеля и главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен и лидеров стран-членов ЕС, единогласно поддержавших кандидатский статус для Киева.

"Искренне приветствую решение лидеров ЕС предоставить Украине статус кандидата. Это уникальный и исторический момент в отношениях Украины и Евросоюза", - написал глава государства в Facebook.

Шарль Мишель в ответ заявил, что будущее Украины и Молдовы – вместе с Европой, а Урсула фон дер Ляйен признала, что обе страны "являются частью европейской семьи".

"В решении саммита ЕС есть пункт, на который мало, кто обратил внимание, - право Брюсселя отменить кандидатский статус в случае невыполнения Киевом выдвинутых условий. В первую очередь идет о борьбе с коррупцией, а у нас до сих пор не могут назначать руководство Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Поэтому статус кандидата мы получили авансом, во многом благодаря стойкости украинского народа и ВСУ", - говорит "Апострофу" глава Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.

Плюсы для Украины

Означает ли такое решение, что Украина скоро станет полноправным членом ЕС? Увы, но нет. И причина не только в российском вторжении.

Статус кандидата в члены ЕС – лишь первый официальный шаг на пути к вхождению в союз. Путь интеграции в ЕС может быть долгим и трудным, но без гарантии, что страна-кандидат обретет статус постоянного члена. Кандидатский статус также не меняет существующих торгово-экономических отношений.

Нынешний статус Украины и Молдовы не означает также, что Брюссель в ближайшее время начнет переговоры о вступлении наших стран в ЕС. Начало переговоров – отдельная процедура, запуск которой требует одобрения всех государств-членов ЕС.

Невзирая на эти нюансы, статус кандидата имеет существенное политическое и экономическое значение. Для стран, стремящихся в ЕС, такой статус можно рассматривать как "входной билет" к европейскому будущему страны. Страны-кандидаты становятся более привлекательными для иностранных инвестиций, а также имеют доступ к финансовой помощи для готовящихся к вступлению в союз.

Кроме этого Европарламент своим решением демонстрирует Москве собственную политическую позицию и намерение принять Украину в ЕС, невзирая на войну и кремлевские угрозы.

"Решение саммита ЕС – мощный сигнал именно в поддержку Украину и европейских устремлений нашей страны. Во вторую очередь это сигнал Кремлю, что Евросоюз и весь демократический Запада не пойдут ни на какие кардинальные уступки Москве. Кремлю в очередной раз дали понять, что постсоветское пространство не является сферой привилегированных интересов РФ, а страны в него входящие сами вправе выбирать внешнеполитический курс", - отметил в разговоре с "Апострофом" глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.

Сценарий для Киева

В настоящее время кроме Украины и Молдовы статус кандидата имеют Албания, Северная Македония, Черногория, Сербия, Турция. Причем последняя обладает таким статусом еще с 1999 года, но членом ЕС так и не стала.

В ходе переговоров Брюссель, анализируя готовность Анкары к членству, давал рекомендации относительно качества работы государственных и социальных институтов в Турции. Часть предложений Анкара поддержала, но некоторые назвала неприемлемыми.

Основные претензии, которые европейцы выдвигают властям Турции, распадаются на два блока: политико-правовые и экономические. ЕС считает, что в стране имеются проблемы со свободой слова, прозрачностью судебной системы, а также со свободным перемещением рабочей силы и антимонопольным законодательством, защищающим свободную конкуренцию. К 2015 году переговоры зашли в тупик, и президент Реджеп Эрдоган заявил, что Турция больше не стремится стать частью ЕС.

С точки зрения постсоветских государства, подобные требования могут выглядеть "мелочью", но для европейцев они имеют существенное значение.

Учитывая фактор российского вторжения и институциональные проблемы (коррупция, "болячки" судебной системы, в том числе) нашу страну ждет непростой период трансформации: победа в войне, восстановление экономики, проведение всех необходимых реформ, дипломатическая работа по началу переговоров по вступлению в ЕС.

Такой процесс займет годы, но стране, дабы выжить придется идти по этому направлению.

Читайте также

Новини партнерів