Восемь лет назад, 17 июля 2014 года, кремлевские боевики, получив российский ЗРК "Бук", уничтожили в небе над оккупированным Донбассом рейс MH17, большую часть пассажиров которого составляли граждане Нидерландов. С прошлого года в Гааге продолжается суд над основными фигурантами - бывшим "министром обороны "ДНР", диверсантом Игорем Гиркиным, генерал-майором Сергеем Дубинским, полковником Олегом Пулатовым, а также гражданином Украины Леонидом Харченко. Как настаивает прокуратура Нидерландов, обвиняемые не могли получить ЗРК без решения высшего военно-политического руководства РФ. На какой стадии находится дело, а также есть ли шанс привлечь к ответственности кремлевскую верхушку, читайте в материале "Апострофа".
Все попытки Кремля свалить все на Киев или замять дело не дали результата. Для цивилизованного мира очевидно, что ответственность за убийство 298 человек экипажа и пассажиров "Боинга" всецело лежит на РФ как государстве.
Согласно недавней резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы под названием "Обеспечение ответственности за гибель самолета рейса МН17", ПАСЕ признала наиболее вероятным сценарием гибель самолета в результате пуска ракеты из ЗРК "Бук".
Участники ассамблеи согласились с выводами международной следственной группы JIT, установившей, что ЗРК принадлежал 53-й бригаде ПВО вооруженных сил РФ, и был завезен в Украину из Курской области. После пуска ракеты и уничтожения МН17 "Бук" вернули на российскую территорию.
Российские заявления относительно трагедии были названы дезинформаций, сознательно распространяемой Кремлем с целью запутать расследование.
Процесс в Гааге
Прокуратура Нидерландов на судебных слушаниях в Гааге в прошлом году затребовала для четырех обвиняемых максимальное наказание – пожизненный тюремный срок. Их обвиняют в том, что они умышленно уничтожили гражданский самолет.
Процесс проходит заочно, поэтому обвинение потребовало от судей выдачи международных ордеров на арест обвиняемых. Голландский прокуроры настаивают, что обвиняемые не смогут вечно укрываться на территории РФ и рано или поздно будут наказаны за преступление.
Из всех четырех обвиняемых с Фемидой Нидерландов согласился сотрудничать только Олег Пулатов. По мнению экспертов, он не мог принять такое решение без отмашки из Кремля.
"Если бы Пулатов самостоятельно, без предварительного согласования решил давать показания в суде, то с ним бы в РФ уже что-то произошло бы. Имеет место сознательная тактика российских властей, которое хотят быть в процессе, ознакамливаться с материалами, делать процессуальные действия и иметь там своего представителя. Тут для профессионального юриста ситуация очевидна - этот господин действует в интересах российского руководства", - говорит "Апострофу" юрист-международник Борис Бабин.
Вся активность защиты Пулатова свелась к обсуждению второстепенных процессуальных деталей и многократному заслушиванию одних и тех же свидетелей. На слушаниях 9 и 10 июня текущего года адвокаты Пулатова Сабине тен Дуссхате и Баудевейн ван Эйк обвинили прокуратуру Нидерландов в "давлении на общественное мнение" и "нарушении" презумпции невиновности на том основании, что прокуратура запустила сайт "Досье по делу MH17".
Адвокатов не устроило, что следователи опубликовали записи их разговоров с Пулатовым на суде. Они потребовали удалить с сайта некоторые документы, но обвинение ответило отказом.
"Защита Пулатова понимает, что вердикт будет справедливым, что не выйдет убедить суд в ошибочной позиции, которая была бы интересна Пулатову и тем, кто за ним стоит. Поэтому у них единственная в такой ситуации "рациональная" тактика - затягивание процесса. И тут помимо юридических нюансов актуализируются политические, когда россияне пытаются выиграть время для проведения пропагандистских спецопераций", - добавил Борис Бабин.
Предполагается, что судебные слушания 9 и 10 июня были завершающими. Далее последует вердикт суда. Для его оглашения суд забронировал две даты 17 ноября и 15 декабря этого года. Когда конкретно будет озвучен приговор, пока неизвестно.
Процесс в ЕСПЧ
Процесс в Гааге идет на базе нидерландского уголовного законодательства, в котором фигурируют вышеуказанные подозреваемые. С формально-юридической точки зрения, вердикт суда не будет напрямую касаться высшего российского руководства. Дело MH17 обрело международный статус, так как расследование проходило на основании соглашения между Украиной, Нидерландами и Малайзией по созданию совместной следственной группы.
С другой стороны, пока в деле фигурируют только исполнители.
"Вся эта история с гражданами РФ и российским оружием фиксирует в судебном порядке, что Москва участвовала в той войне (на Донбассе с 2014 года - "Апостроф"). Степень вовлеченности высшего российского руководства, с формальной точки зрения, остается предметом для анализа. Пулатов может сказать, что ему приказывал Гиркин. Но кто такой Гиркин и получал ли он команды от российского руководства? Гиркин публично признал, что именно он начал войну. Поэтому Украина на основании его признаний может провести заочный судебный процесс над Гиркиным и требовать его экстрадиции. В том числе на том основании, что война на Донбассе, к которой он приложил руку, привела в итоге к открытому вторжению 24 февраля этого года", - говорит "Апострофу" политолог-международник Владимир Воля.
В части претензий к самой РФ, убийство пассажиров рейса MH17 является предметом слушания дела в Европейском суде по правам человека ЕСПЧ. Украинского правительство подало в Европейский суд два иска в марте и июне 2015 года. Через пять лет к иску присоединились Нидерланды. Осенью 2020 года ЕСПЧ объединил иски в один документ "Украина и Нидерланды против России".
За месяц до открытого вторжения РФ, представители Москвы в ходе слушаний потребовали от ЕСПЧ закрыть дело, отказав истцу на том "основании", что самолет был сбит в небе над Украиной при помощи "украинского Бука". Последнее в корне не соответствует выводам международной группы расследователей, что "Бук" был доставлен с территории РФ и в момент выстрела находился на территории, занятой оккупантами. Представители Киева обратили внимание суда на сознательную ложь кремлевских эмиссаров.
Представитель Нидерландов на слушаниях в январе текущего года заявил, погибший Боинг был сбит российской ракетой и, соответственно, РФ должна нести ответственность за преступление, которое российские военные совершили на оккупированной части Украины.
Теперь Украина и Нидерланды ожидают следующего шага суда – решения ЕСПЧ относительно приемлемости иска для рассмотрения по существу. Когда именно будет объявлено решение, пока не сообщается. Согласно сложившейся практике, на это может уйти несколько месяцев.
"Ожидаю, что решение о приемлемости иска для рассмотрения будет озвучено в этом году. И там же будет дана оценка деяний РФ как государства в части соблюдения прав человека. Касательно национального процесса в Нидерландах, то мой прогноз: если вердикт будет вынесен в этом году, то еще год будут слушания апелляции, которая точно будет. Не зря же Кремль завел этого человека (Пулатова - "Апостроф") в процесс", - добавил Борис Бабин.
Обвинят ли Путина?
В обвинительном заключении, которое голландские прокуроры зачитали в декабре прошлого года, было сказано, что Гиркин и его банда – далеко не единственные, кто причастен к убийству пассажиров и экипажа MH17. Ведь без решения высшего российского командования ЗРК "Бук" не мог даже выехать с территории воинской части. Не говоря уже о незаконном пересечении украинской границы и его боевом использовании на оккупированных территориях Донбасса.
"Люди в России, давшие разрешение на доставку вооружений и экипажа ЗРК "Бук", руководство РФ, - они также несут ответственность (за убийство пассажиров и экипажа рейса МН17 - "Апостроф")", - говорилось в обвинительном заключении.
Есть версия, что Владимир Путин так быстро отреагировал за крушение малазийского "Боинга", так как в Кремле готовились сбить самолет с российскими гражданами на борту, дабы иметь "основания" для открытого вторжения в Украину. Согласно этой версии, боевики "ошиблись" уничтожив не тот самолет. В любом случае, в Кремле явно были готовы к трагическому инциденту, на что указывает оперативность, с которой вышло обращение Путина.
Вне зависимости, когда именно Гиркин и его подручные получат решение голландского суда, в истории гибели малазийского "Боинга" не будет поставлена точка.
"Даже после оглашения приговора Международная следственная группа по делу об уничтожении МН17, в которую входят несколько государств, продолжит свою работу. Расчет на то, что могут появится новые факты или кто-то согласится дать показания уже по организаторам этого преступления, отдававшим приказы на отправку "Бука" на территорию нашей страны", - говорил в беседе с "Апострофом" глава Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко.