Война с Россией отодвинула на периферию серьезные внутренние проблемы, часто угрожавшие существованию самого нашего государства, и которые сейчас тоже никуда не исчезли. Одной из них, безусловно, является олигархическая экономика и ее бенефициары, одним из которых выступает Игорь Коломойский, который несмотря на то, что летом его лишили украинского гражданства, продолжает незаметно усиливаться. Почему украинцы вспомнили о нем в последние дни и есть ли шанс у нашего государства избавиться от олигархической "опеки", читайте в материале "Апострофа".
Игорь Валерьевич банкует
На днях Верховный суд США отклонил апелляцию Украины по делу о взыскании $173 млн в пользу российской "Татнефти". Дело касается потери компанией из РФ контроля над Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом. Еще в 1994 году на базе Кременчугского НПЗ была создана "Укртатнафта" в соответствии с указами президентов Украины и Татарстана. Ранее 18,296% акций "Укртатнафты" принадлежало структурам, близким к "Татнефти", в то же время министерство имущества Татарстана владело 28,7788% акций, еще 8,6% акций принадлежало компании "Татнефть".
После ряда судебных разбирательств в Украине часть татарстанских акционеров в НПЗ практически обнулили. На предприятии появились акционеры, близкие к группе "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Уже в 2014 году арбитраж вынес решение в пользу "Татнефти" и обязал Украину выплатить российской компании компенсацию в $112 млн, а также проценты. Тогда же Украина проиграла и апелляцию. Теперь же есть проигранная кассация и огромный "подарок" Украине от одного из самых дорогих для нас (в прямом смысле) гражданина Игоря Валерьевича Коломойского.
В понедельник, 3 октября, он наделал шум в медиа, посетив для допроса киевский офис Национального антикоррупционного бюро, которое в сентябре провело обыск по месту его жительства в рамках расследования дела о завладении имуществом компании "Укрнафта". Олигарх приехал в НАБУ кортежем с сопровождением и провел в НАБУ 45 минут, будучи допрошенным НАБУ по злоупотреблениям в компании "Укрнафта", где он на протяжении многих лет контролировал менеджмент. В частности, по данным НАБУ, в результате сговора олигарха был передан природный газ в подземных хранилищах на сумму около 100 млрд. грн. Летом 2022 года НАБУ начало расследование продаж "Укрнефтью" фирмам Коломойского автогаза по цене вдвое ниже рыночной. Ранее по этому делу подозрения получили 8 человек. Подозреваемым грозит от 7 до 12 лет заключения с конфискацией имущества. Однако Коломойского среди потенциальных "седельцев" нет, и не похоже, что появится.
Читайте: Евросоюз принял восьмой пакет санкций против России: что в него входит
Попив кофе в НАБУ, господин Коломойский должен был остаться довольным. Недавно у него и его компаньона Боголюбова было несколько поводов для радости. Так, в начале сентября Фонд государственного имущества получил нового руководителя. Им стал нардеп от "Голоса" Рустем Умеров. Через несколько недель после назначения Умерова на должность руководителя ФГИ Кабинет министров назначил ему нового первого заместителя - распоряжением от 27 сентября им стал Дмитрий Клименков, последние десять лет работавший в компании "Международные Авиалинии Украины" (МАУ), совладельцем которой являются структуры Игоря Коломойского. То есть, бывший топ-менеджер компании олигарха был назначен на должность первого заместителя председателя ФГИУ.
Пресс-служба ФГИ сообщила, что "Клименков будет заниматься вопросами возобновления работы крупнейших государственных предприятий и внедрения современных корпоративных стандартов управления". Другими словами, новоназначенный заместитель председателя ФГИУ будет контролировать работу крупнейших государственных предприятий, а также будет формировать там кадровую политику и влиять на увольнение и назначение руководителей. Кроме того, Клименков может возглавить наблюдательные советы крупнейших предприятий, которые находятся под управлением ФГИУ. Похоже на новый джек-пот для Коломойского, не правда ли?
Что касается партнера Коломойского, Геннадия Боголюбова, то и у него похоже, несмотря на войну, все продолжается успешно. 17 августа 2022 года одиозный судья с российским паспортом Богдан Львов своим решением окончательно передал киевскую гостиницу "Мир", ранее принадлежавшую "Приватбанку". Еще в 2016 году гостиница перешла в банк во время национализации как актив, принадлежащий бывшим акционерам. Но Львов успешно отобрал гостиницу и передал соратнику Коломойского.
Кстати, Коломойский и его компаньон знали Львова еще задолго до широкого появления его имени в СМИ. В октябре 2021 года тот пытался выдать Коломойскому выгодные ему решения перед Канцелярским судом американского штата Делавер, но тогда поднялась большая шумиха и схема не прошла. Похоже, работа Львова на Коломойском в Верховном Суде закончилась, но он - только верхушка айсберга "агентов Коломойского" в украинских судах. Так что же делать с "тепличными" условиями для олигарха, которого называли главным бенефициаром прихода на Банковую нынешней власти, и повлияет ли война на отношения государства с украинскими богачами?
Послевоенная деолигархизация?
Как отмечает политический аналитик Евгений Магда, противостояние части гражданского общества и СМИ с олигархами раньше происходило максимально публичным способом, но сейчас публичная активность заметно ограничена.
"Рассчитывать на существенные положительные изменения мы пока не можем, но в любом случае надо ждать действий НАБУ – какую оно сможет показать мастерство, а не играть роль козла отпущения. Есть надежда на то, что эффективность "триады" НАБУ-САП-ВАКС увеличилась после назначения Клименко председателем САП, но мы живем в обществе, где эффективность такого органа определяется эффектной, громкой посадкой какой-то фигуры, а не чем-то другим. Это серьезная проблема, ведь эффективность должна измеряться тем, как быстро раскрывают преступления – именно в этом направлении было бы неплохо эффективнее работать", - говорит Магда "Апострофу".
По его мнению, вопрос с Коломойским и олигархами имеет более широкую подноготную. Ведь проблема состоит не только в том, чтобы перенастроить отношения в треугольнике общество-государство-большой бизнес, но и в том, чтобы изменить ситуацию, дабы олигархи потеряли доступ к государственным ресурсам, а параллельно в Украине сформировался средний класс. Правда, сейчас перспективы для его формирования отсутствуют: война задала большие вопросы относительно нашего благосостояния вообще.
В свою очередь политтехнолог Алексей Голобуцкий считает, что ничего плохого с Коломойским и его людьми до переформатирования парламента и новых выборов не произойдет. По словам эксперта, американцам, которые понимают вред олигарха, сейчас не до него: они не хотят заниматься такими мелкими для них задачами сейчас. Но, конечно, никто о Коломойском и его выходках не забудет в любом случае. Все понимают, что Коломойский или его коллеги по олигархическому цеху поднимать экономику Украины после войны не будут, это будет в первую очередь западная помощь.
"Сейчас не до разборок, все это понимают. Есть огромный кредит доверия к Зеленскому в мире. Даже у Байдена перестали говорить о коррупции и олигархии в Украине. Они беспокоятся о будущем: если в сложное для себя и всего мира время дают нам не супербольшие, но достаточные деньги, десятки миллиардов, то политический класс не должен сомневаться в целесообразности таких шагов, даже если на этом фоне Коломойский украдет миллиард. Украинский кейс будет самым важным для Байдена, хоть он этого и не хотел", - добавляет Голобуцкий, отмечая, что сами по себе олигархи не зло. Главное зло, по его мнению, заключается в политической системе Украины и народе, который 30 лет голосовал за гречку и не понимал цены такого поведения.
Понятно, что украинцы давно стремятся к справедливости, но в упрощенном, "совковом" варианте. Это всегда было желание большинства "все забрать и поделить", а не установить такие правила игры, при которых олигархи не нужны, а есть крупные бизнесмены, которым для того, чтобы заниматься бизнесом, не нужны близкие отношения с властью. Это пока для украинцев сложно. Такие вещи должна понимать элита, и есть определенные признаки, что понимание формируется. Зато есть и много признаков того, что многие из нашего "эстеблишмента" рассчитывают на безнаказанный дерибан западной помощи после завершения войны.
Фактически, по словам эксперта, речь идет о вопросе выживания – будем ли мы строить то же, что у нас было до войны, или же найдутся здоровые силы, которые будут способны изменить систему.
"В стране огромное количество военных. Они еще, правда, не стали кастой как в Турции, но становятся, и это самый уважаемый институт страны. Если после войны ничего не изменится, может возникнуть желание взять власть, демократия столкнется с вызовом. Вспомним, кардинальных перемен не произошло даже после 2014 года, когда началась война и отобрали Крым. То есть вызовы меньшего масштаба уже были, но выводы всегда делались неправильными", - считает Алексей Голобуцкий.
С ним соглашается Евгений Магда, утверждающий, что запрос на справедливость в украинском обществе есть и будет.
"Для реализации этого запроса нужно, чтобы война закончилась, возобновилась политическая жизнь и мы увидели, по каким принципам начнут работать наши политики. Если война эти принципы не изменит – это станет одним из самых послевоенных разочарований. Убежден, что вместе с завершением войны все только начнется", - подытожил эксперт.