Сегодня, 20 декабря, исполняется ровно 300 дней со дня начала широкомасштабного российского вторжения на территорию Украины. То, что задумывалось россиянами как блицкриг превратилось в затяжную мясорубку, которая уничтожила почти 100 тысяч российских солдат и практически перемолола кадровую российскую армию. Но в Кремле не намерены признавать свой провал и готовы дальше жертвовать человеческими жизнями. Минобороны рф уже закупило полмиллиона пакетов для транспортировки новых трупов, а кремлевское руководство готовится объявить в январе 2023 года общую мобилизацию. "Апостроф" подводит итоги 300 дней войны.
Так уж сложилось, что в отечественных СМИ каждые 100 дней которые прошли после начала широкомасштабного российского вторжения, выходят аналитические материалы, посвященные ходу боевых действий.
Читайте также: Операция-деоккупация: главные итоги 200 дней войны
Начальный период российского вторжения завершился в первых числах апреля с отходом российских войск из Черниговской, Киевской и Сумской областей. Это был только один из участков довольно протяженного фронта. Одновременно россияне штурмовали Мариуполь – тогда до его падения оставалось чуть больше месяца. Ситуация с вооружением и боеприпасами весной была критической – советские запасы стремительно подходили к концу, а масштабная помощь западных союзников была только в пути. С другой стороны, ВМСУ, практически не располагая кораблями, смогли достичь серьезных успехов на море, потопив флагман российского Черноморского флота, крейсер "Москва".
Гибель крейсера "Москва"
Дальше были кровопролитные летние бои, причем как не совсем удачные для нас (достаточно вспомнить бои за Северодонецк и Лисичанск), так и вполне удачные, например, освобождение острова Змеиный. Именно летом, ценой невероятных усилий и тяжелых потерь ВСУ удалось сбить наступательный порыв россиян и самим перейти в контрнаступление: 29 августа началась операция по освобождению Херсонской области, а 6 сентября – Харьковской. Причем бои на Харьковщине оказались очень успешными – командованию удалось нащупать слабости в обороне противника и достаточно быстро ударными мобильными группами прорвать ее на глубину до 50 километров.
Все это вместе взятое привело к тому, что президент рф владимир путин 21 сентября объявил о начале частичной мобилизации. На этом фоне ВСУ освободили Лиман и 4 октября прорвали российскую линию обороны в Херсонской области сразу в двух местах. Было очевидно, что удержать плацдарм на правом берегу российским войскам будет очень сложно и начиная с 1 ноября началась эвакуация техники, личного состава и коллаборационистов. 11 ноября 2022 года нашими войсками был освобожден Херсон.
Освобождение Херсона
На фронте россияне постепенно перешли к обороне. Параллельно в октябре они начали массированные ракетные удары по критической инфраструктуре страны. Причем в ход пошли не только ракеты, но и дроны-камикадзе, закупленные в Иране. По состоянию на 17 декабря российские военные нанесли уже девять террористических ударов по инфраструктуре, выпуская каждый раз в среднем по 70 – 80 ракет (в ночь на 19 декабря был нанесен новый удар с помощью дронов-камикадзе). Как это им помогает воевать – непонятно, так как в стране ни разу не были парализованы на длительный срок железнодорожные перевозки военных грузов, хотя проблемы с электричеством и водоснабжением в крупных городах довольно ощутимы.
Читайте также: Фабрика дронов: чем Иран еще может "удивить" Украину
Массированные удары имеют целью склонить военно-политическое руководство страны к переговорам, в которых Россия преследует цель по крайней мере зафиксировать нынешнее состояние линии фронта. Однако это заведомо проигрышная политика, так как население не склонно к компромиссам, а поддержка со стороны западных союзников все время возрастает. Это хорошо видно, на примере с поставками систем ПВО. В октябре-декабре страна получила несколько десятков систем западного производства и этот поток пока не прекращается.
Итак, по состоянию на 300-й день войны боевые действия перешли в полупозиционную фазу – обе стороны готовятся к наступлению, копят силы. При этом есть как минимум два "горячих" участка фронта – это Бахмут и Авдеевка, где идут крайне активные боевые действия, которые, впрочем, не носят стратегического характера.
В окопах на Донбассе
Российские генералы сейчас пытаются нащупать возможности для возобновления наступательных действий. На фоне возрастающего количества подготовленного личного состава (а на сегодня большинство мобилизованных еще проходят переподготовку на полигонах в самой рф, в Беларуси и на оккупированных российских территориях) и переброски дополнительного количества артиллерии у россиян есть соблазн организовать массированный удар, например, на Киевском направлении, усилив его ударами с территории Беларуси (с привлечением частей местной армии). По мнению российского командования, это может быть "решающий удар", когда, напрягшись, российская армия сможет решить сразу несколько задач и фактически завершить "специальную военную операцию" одним махом.
Несмотря на провал СВО, которая, вместо блицкрига, превратилась в затяжную мясорубку, российские власти по-прежнему готовы перемалывать в ней десятки тысяч своих солдат — общие потери армии рф, начиная с 24 февраля, вплотную приблизились к 100 тысячам человек. Несмотря на это, до сих пор российский генштаб и Кремль считают, что падение Киева приведет к коллапсу управления армией и государством, позволит удалить нынешнее руководство страны и поставить вместо него пророссийское, которое как минимум признает все захваченные территории российскими. О таких планах прекрасно знает наше военное руководство. Косвенно об этом может свидетельствовать свежее интервью Главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного изданию The Economist, где он прямо говорит о возможности нового наступления россиян на Киев.
С военной точки зрения гораздо более перспективным для россиян было бы наступление, например, на Харьков, что чисто теоретически могло бы отвлечь часть сил с донецкого направления. Да и логистическое плечо здесь было бы гораздо меньше, что позволило бы избежать повторения проблем первого этапа войны, когда группировка под Киевом оказалась подвешена на "тонкие нитки" автомобильных трасс Черниговской и Сумской областей.
Наступательные планы есть и у нашего Генштаба. Что-то конкретное говорить сложно, но если посмотреть на карту, то прямо напрашивается удар на Мелитополь, подкрепленный высадкой тактического десанта на Кинбурнскую косу и развитием удара оттуда.
Читайте также: Прыжок на юг: предпосылки освобождения Мелитополя
Есть варианты и в направлении той же Волновахи, но тут ситуация менее очевидная, хотя Залужный умеет мыслить нестандартно и преподносить сюрпризы противнику.
По-прежнему "подвешенной" остается ситуация с Беларусью, которая де-факто принимает участие в войне с 24 февраля, предоставляя свою территорию для базирования российской армии. Однако при этом наше политическое руководство пока еще не рассматривает ее как врага и не дает отмашку для силовых действий по ее территории. Если Минск открыто вступит в войну, то тут возможны самые неожиданные варианты развития ситуации, причем очевидно, что в первую очередь будут нанесены удары по военной инфраструктуре страны, что может серьезным образом сказаться на боеготовности белорусской армии.
Вряд ли зима приведет к заморозке активных боевых действий. Причем тут можно говорить как о погодных условиях, так и об ухудшении общей ситуации в рф, которая буквально требует от ее лидеров предпринимать какие-нибудь шаги, даже если они и окажутся в итоге самоубийственными. Одним из таких шагов может стать общая мобилизация, которая может быть объявлена уже в январе 2023 года. В Кремле не намерены считаться с человеческими жизнями. Для достижения целей войны (которые известны только одному человеку), путин готов пожертвовать и 300 тысячами людей.