RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Дело о "сдаче" юга: работа над ошибками или поиск "крайних"

Странная смерть экс-главы Херсонской ОГА вызвала немало вопросов

Странная смерть экс-главы Херсонской ОГА вызвала немало вопросов Фото:

Уголовное дело по ненадлежащей обороне Херсонской области в начале открытого вторжения, которое ведет Государственное бюро расследований (ГБР), набирает обороны. В деле уже фигурирует странная смерть экс-глава Херсонской областной военной администрации Геннадия Лагуты, случившаяся полторы недели назад. В настоящее время следователи, как сообщается в СМИ, допросили более 50 человек, среди которых высокопоставленные генералы и представители командования ВСУ. Следователи приходили на беседу даже к главкому ВСУ Валерию Залужному. Почему о деле заговорили так громко именно сейчас и какова вероятность, что одним из главных "стрелочников" могут назначить покойного Лагуту, читайте в материале "Апострофа".

Соответствующее уголовное дело относительно стремительного захвата россиянами юга ГБР начало еще 11 апреля 2022 года. В марте 2023 года ГБР, отвечая на обращение ВВС Украина, заявило, что данное дело расследуется в рамках части 1 статьи 111 и части 3 статьи 425 Уголовного кодекса — по обвинению в государственной измене и небрежном отношении к военной службе.

Одним из основных вопросов, интересующих следствие, стала неспособность оперативного командования группировки Юг отразить стремительный прорыв оккупационных войск с территории захваченного Крыма на Херсонскую область через Перекопский перешеек. В том числе, почему россияне так стремительно прошли по территории, которая, согласно задумке, должна была быть заминирована, а также, почему не были взорваны мосты, соединяющие полуостров с материковой Украиной, а также мосты на территории самой Херсонщины.

"Россияне рано утром начали свою "спецоперацию", а около 12:00 они уже были у Новой Каховки. За считанные часы прошли такое расстояние. Получается обороны там вообще не было? По объективной информации, которая поступала, было известно, что они всю технику кинули именно через мосты. Почему они не были подорваны? В Киевской области с этим справились. Мне известно, что незадолго до вторжения оккупанты рекомендовали жителям севера Крыма временно покинуть населенные пункты, включая и в Армянске. Они допускали, что будут ответные удары ВСУ, но их не последовало", - говорит "Апострофу" капитан 1 ранга, экс-заместитель начальника штаба ВМС Украины Андрей Рыженко.

Читайте: В клещах у Клещиевки: почему в Кремле оказались зажаты на Бахмутском направлении

Помимо уже мертвого Геннадия Лагуты, следствие допросило целый список высокопоставленных персон. Согласно информации от ВВС Украина, в данном деле пока что никто не объявлен подозреваемым, но, как предполагает издание, это может случиться в самое ближайшее время. По данным источников ВВС в числе допрошенных оказались следующие персоны:

- командующий Объединенными силами ВСУ Сергей Наев;

- бывшие командиры войсковой группировки Юг, включая генералов Андрея Ковальчука и Андрея Соколова, а также руководители других военных формирований, входящих в эту группировку;

- генерал Виктор Муженко, бывший начальник Генштаба, который 24 февраля 2022 года присоединился к высшему военному руководству и участвовал в принятии решений в штабе;

- экс-начальник Генштаба ВСУ генерал Руслан Хомчак;

- бывший командир 59-й отдельной мотопехотной бригады, оборонявшей юг Украины, полковник Александр Виноградов.

Геннадий Лагута, который, согласно предварительным данным, совершил самоубийство, негласно подозревался в ненадлежащей подготовке сил ТРО в Херсонской области. Официально СБУ ему инкриминировало подделку документов и мошенничество. По версии спецслужбы, Геннадий Лагута взял у местной предпринимательницы в пользование ее авто, а после, воспользовавшись ее отсутствием в Украине, приватизировал машину через частного нотариуса, но попался на этом. В итоге ему угрожало до 12 лет тюрьмы.

Люди близкое знакомые с Геннадий Лагутой, настаивают, что его просто довели до суицида.

"Он (Геннадий Лагута - "Апостроф") был главой областной администрации как раз в первый период вторжения. Это его обвиняли в сдаче Херсона, хотя в его обязанностях нет ни слова о подготовке к обороне, такие задачи не относились к моменту полномасштабного вторжения", - рассказал журналистам депутат Херсонского облсовета Сергей Хлань.

Именно Хлань, давно знавший Лагуту и его семью, в числе первых сообщил, что мужчина свел счеты жизнью, предварительно наглотавшись неких медпрепаратов.

Всего в рамках уголовного производства показания дали более полусотни человек. При этом ни бывший начальник ГУ СБУ в Крыму Олег Кулинич, которого арестовали летом прошлого года, ни другие сотрудники СБУ в деле не фигурируют. Получается, что по делу проходят исключительно военные и гражданские чиновники, вроде уже покойного Лагуты.

"Нельзя сказать, что указанное дело – политическая мина, направленная против военных. Тут скорее "мина", направленная против политической стабильности в стране в целом. С одной стороны, есть запрос общества знать правду, почему оккупанты там быстро заняли огромные территории на юге. Николаев или Харьков, от которого до границы с РФ около 40 км. они не взяли. С другой стороны, таскать на допросы боевых генералов, которые сейчас готовят и проводят стратегические операции, и также грозить им подозрениями – весьма скользкое решение, с точки зрения интересов страны, а не просто перспектив. Вот бывших руководителей допросить стоит. Экс-главу СБУ Ивана Баканова, например, дабы понимать, какие именно приказы и кому отдавались в первые часы и дни вторжения", - отметил в разговоре с "Апострофом" глава Центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко.

Странность в этой истории заключается не только в том, что Кулинич проходит по другому уголовному делу, а также в том, что тогдашний глава СБУ Херсонщины Сергей Криворучко был "просто лишен" генеральского звания и даже после этого остался в рядах Службы. Причем, как настаивает Криворучко, уголовных дел против него нет вовсе.

Последнее еще больше склоняет критическую публику думать, что реально имеет место поиск "стрелочников" именно среди военных и гражданских чинов, а представители спецслужбы идут по другим делам или вообще могут отделаться "легким" испугом. Хотя они также имели прямое отношение к вопросу обеспечения обороноспособности на административной границе с Крымом.

"Если говорить о деле по "сдаче" юга, то оно слишком большое, чтобы просто взять и повесить всё на уже мертвого Геннадия Лагуту. В вопросе организации обороны на юге и админграницей с оккупированным Крымом занималось множество руководителей. В процесс также был вовлечен и арестованный экс-начальник СБУ Крыма Кулинич, хотя его функции были номинальными. Но в случае с ним остается открытым вопрос, через кого россияне могли получать информацию о готовности нашей обороны на юге Херсонщины. За несколько месяцев до открытого вторжения Кулинич инициировал облет наших позиций с вертолета якобы с целью удостовериться в готовности военных. По итогу был составлен подробный отчет. Что там было написано, и в какие руки он попал, неизвестно", - говорит "Апострофу" эксперт по деятельности спецслужб Иван Ступак.

Невзирая на то, что в деле о "сдаче" юга обязательно должна быть рассмотрена версия о наличии российской агентуры на уровне областного армейского, гражданского руководства, а также сотрудников ГУ СБУ по Крыму и Херсонской области, ГБР, за которым стоит Банковая, делает основной акцент именно на ВСУ.

Также, несколько источников ВВС заявили, что в контексте расследования данного дела "следователи проводили беседу с Валерием Залужным". Пока что главнокомандующий ВСУ не имеет процессуального статуса по этому делу, и официального вызова на допрос ему не поступало. Однако возможно, что со временем такой статус может быть присвоен. Учитывая возможный ход событий, в определенных политических кругах это дело уже получило название "дело Залужного".

В ГБР отказались предоставлять журналистам официальные сведения о возможном статусе Валерия Залужного в расследовании. Аналогичный ответ пришел из СБУ, сотрудники которой входят в совместную следственную группу по данному делу.

"По делу относительно "сдачи" юга страны надо иметь в виду, что вопрос не только в том, были ли взорваны мосты, но в подготовке к обороне и развертыванию частей. Здесь уже вопрос к ГУР. Решение об оперативном развертывании частей принимается командованием на основе данных разведки о подготовке оккупантов и концентрации их сил в Крыму перед вторжением. Если ГУР тогда не предоставило соответствующих данных, то какие вопросы к Наеву или Залужному?", - отметил в комментарии "Апострофу" военный аналитик Дмитрий Снегирев.

Тем не менее, по информации "Украинской правды", в ГБР сообщили, что текущие следственные действия включают проведение военных и взрывотехнических экспертиз. Кроме того, УП подтвердила, что командование группировки Юг и командиры подразделений были допрошены в качестве свидетелей. Как отмечают источники УП, нет оснований утверждать о наличии в материалах дела информации о разминировании.

Интересно, что важного свидетеля — военного Ивана Сестриватовского, задачей которого было взорвать мосты на Чонгаре, ГБР допросило только после того, как он пообщался с журналистами. Причем сам Сестриватовский настаивает, что пытался привести в действие взрывной механизм на Чонгаре, но он не сработал. При этом генерал, бывший командующий управления войск Юг Соколов признает, что мосты на Чонгаре были заминированы, а мосты через Днепр – нет.

В целом складывается впечатление, что военные персоны вроде генерала Соколова пошли на общение с журналистами, всерьез опасаясь, что их могут целенаправленно сделать "крайними".

История с уголовным делом только набирает обороты, но за кадром остается еще много вопросов, касающихся самого следствия, а не только факта потери территорий на юге: почему один из фигурантов (Геннадий Лагута) свел счеты с жизнью, насколько страна в феврале 2022 года была готова к открытому вторжению россиян, почему Андрей Соколов настаивает, что из 4 необходимых для обороны Херсонщины бригад у него в распоряжении было только полторы, а также как гражданские следователи ГБР, не знакомые с армейской спецификой, могут расследовать такие дела…

Читайте: Мы обошли ловушку: чего стоят похвалы Столтенберга

Читайте также

Новини партнерів