Вместе с приходом нового года произошел новый громкий скандал в сфере оборонных закупок. По инициативе Государственного бюро расследований было арестовано имущество семьи и подконтрольных компаний львовского бизнесмена Игоря Гринкевича, являющегося одним из крупнейших поставщиков Министерства обороны. Что происходит с закупками в Минобороны и когда может быть наведен порядок там, разбирался "Апостроф".
Дать неделю на вывод активов
Скандал со львовским бизнесменом Игорем Гринкевичем нарастает. Так, 29 декабря он был задержан за попытку подкупить одного из руководителей ГБР взяткой в 500 тысяч долларов. 11 января ДБР заявило, что имущество семьи и подконтрольных Гринкевичу компаний арестовали.
По данным ГБР, из 23 заключенных договоров с подконтрольными ему компаниями более чем на 1,5 миллиарда гривен, шесть не было выполнено, семь предприятий поставили товар на склады воинских частей лишь в небольшом количестве, но получили государственные средства за полное исполнение обязательств. Еще восемь договоров было выполнено с опозданием от 3 до 5 месяцев. В целом ущерб составляет 1,2 миллиарда гривен.
С одной стороны, хорошо, что правоохранительные органы отрабатывают подобные случаи. С другой стороны, возникает вопрос о системности такой работы.
Читайте: Не стала ждать пикетов: жена Гринкевича уволилась из "Львовской политехники"
"Здесь, мне кажется, есть признаки избирательности правосудия, поскольку многие другие поставщики Министерства обороны, причем с гораздо большими контрактами не находятся в фокусе зрения ГБР. Следователи не выдвигают аналогичных претензий, например, Татьяне Глиняной, которая имеет гораздо больше миллиардов по контрактам с Министерством обороны, из них покупает гостиницы в Хорватии пачками, но чтобы ее или ее активы арестовывали, никто нигде не говорит", - говорит "Апострофу" редактор издания "Наши деньги" Юрий Николов.
Напомним, ранее в СМИ распространили материал о том, что Татьяна Глиняна является поставщиком питания МОУ и в конце прошлого года приобрела несколько мини-гостиниц в Хорватии. В тексте статьи усматривался намек авторов на якобы связь этой покупки с доходами предпринимателя от государственных контрактов. Фактов в подтверждение такого предположения не было приведено. Тем не менее, звучало упоминание о том, что именно одна из компаний Глиняной фигурировала в продаже яиц по 17 гривен за штуку, что в конце концов привело к отставке с должности министра обороны Алексея Резникова.
Ветеран войны, общественный активист, юрист Олег Симороз обращает внимание на еще одну деталь:
"Гринкевичам дали больше недели с момента задержания их лидера - Гринкевича-старшего на свободное распоряжение имуществом и средствами. Они четко осознавали то, что они являются основными фигурантами, потому что они являются бенефициарами компаний с которыми Минобороны заключало контракты. Именно поэтому я не сомневаюсь, что были движения со счетами и имуществом, для их вывода и укрывательства от будущего ареста и конфискации. Я, конечно, рад, что ГБР нас услышало и арестовало имущество семьи мародеров Гринкевичей, но у меня появляется еще больше вопросов".
Показательно и то, что Гринкевич до сих пор не имеет статуса подозреваемого по делу о поставках товаров для ВСУ. В ГБР на этот счет оправдываются.
"Но это не значит, что мы не услышим о статусе подозреваемого в ближайшие дни. Написать в соцсетях гораздо проще, чем юридически доказать, что человек подозревается в том или ином преступлении", - сказала в эфире "Радио Свобода" советница по коммуникациям ГБР. Татьяна Сапьян.
Нет "черных списков"
Министерство обороны 9 января разорвало контракты с компаниями Гринкевича и начали тщательные и отдельные служебные проверки тендеров, контрактов и качества услуг. Можно ли такие схемы реализовать без покровителей во властных кабинетах – вопрос риторический.
"Проблема в том, что некоторые контракты с ними продолжают выполняться. И просто из-за того, что несмотря на то, что был скандал по другим контрактам, нет юридического механизма разорвать действующие, в которых нет нарушений", - объясняет "Апострофу" член Общественного антикоррупционного совета при Министерстве обороны, исполнительный директор ОО "Независимая антикоррупционная комиссия" Елена Трегуб.
Напомним, Общественный антикоррупционный совет при Минобороны был создан в марте прошлого года после скандала с закупками "яиц по 17 грн". Среди прочего, члены совета мониторят новые контракты и входят в занимающийся коллегиальный орган – комиссию Минобороны по вопросам оборонных закупок. В ее составе общественные активисты, журналисты, в том числе такие известные критическими материалами о Министерстве обороны, как Татьяна Николаенко.
В Общественном совете отмечают, что понимают, почему компании с репутацией как у Гринкевича или госпожи Глиняной то и дело получают контракты с Министерством обороны. И обещают эту проблему решить в ближайшее время.
"Мы думали о том, чтобы Минобороны имело какой-то фильтр – с кем можно подписывать контракты, с кем нет. Например, критерий когда против поставщика возбуждены уголовные дела не так прост. В Украине очень много против кого уголовные дела, их очень легко открывают, конкуренты те же, поэтому он не подходит, чтобы вносить в черный список. Но другой критерий, который присутствовал в случае Гринкевичей – они не соблюдали сроки поставки, вот этот критерий должен быть, по хорошему, Гринкевичи уже должны быть в черном списке. Это риск-индикаторы для закупщиков, но они не были официально введены", - подчеркивает Елена Трегуб .
Введение риск-индикаторов, таких как невыполнение предыдущих контрактов, планируется уже на уровне отдельно созданных агентств по закупкам. Одно из них – "Государственный оператор тыла", созданных в ноябре. Это государственное предприятие занимается всем, кроме закупок оружия. Работники агентства будут анализировать рынок, цены, общаться с поставщиками напрямую, оценивать их и анализировать работу. Управляет агентством Арсен Жумадилов. Ранее он возглавлял "Медицинские закупки Украины".
"Сейчас в Министерстве обороны создано новое подразделение закупок, которое будет совершенно по новым схемам их осуществлять. Неоружейные вещи, продукты, одежда. Эти закупки только начинают стартовать и будем смотреть по результатам, но уже сейчас нам очевидно, что такого беспорядка как в министерстве Резникова, не будет даже рядом", - добавляет Юрий Николов.
Оператор тыла впервые вышел на торги только 23 декабря прошлого года и постепенно забирает закупки у министерства.
"У них были временные рамки, но они сдвинулись. Агентство должно было выйти на закупки осенью, затем они сдвинулись на конец зимы. Они уже начали работу и планово должны увеличивать объем закупок. Департамент закупок министерства должен покупать с каждым месяцем меньше и меньше , а Агентство Жумадилова – больше и больше. Вот этот переход должен состояться в течение одного года (до лета 2024 г. – "Апостроф"). Когда переход состоится на уровне центрального органа исполнительной власти, дальше реформа должна продолжиться глубже, на уровне воинских частей" , – рассказывает Елена Трегуб.
Как решить проблемы в Минобороны?
Закупкой оружия занимается другое государственное предприятие "Агентство оборонных закупок". С августа 2022 года ее возглавлял Владимир Пикузо, однако не показал значимых результатов. Более того, отметился неоднозначными решениями. К примеру, осенью 2022 года агентство совершило платеж в 19,8 миллионов долларов США американскому подрядчику за ремонт 155 мм гаубиц М109, но ремонт оказался некачественным, по этому делу продолжается претенциозный процесс. Также Пикузо игнорировал запросы общественных антикоррупционных органов – не отвечал на запросы Общественного антикоррупционного совета и за все время правления ни разу не проводил с представителями совета встреч.
После нового года в агентстве произошли кадровые изменения. 3 января этого года бывший руководитель агентства Владимир Пикузо переведен на должность заместителя. Временно исполняет обязанности руководителя финансовый директор Оксана Щибря.
По данным Елены Трегуб, уже в ближайшее время агентство может возглавить член правления "Укрэнерго" Марина Безрукова.
Вместе с тем, наведение порядка в закупках Министерства обороны требует времени, среди прочего, потому что существуют проблемы на самом рынке.
"Мы как антикоррупционный совет увидели: бывает даже объявленный тендер, подается 3-4 поставщика и если присмотреться, то ни один из них не доброчестый. Это должна быть системная реформа оборонных закупок, чтобы вычистился хотя бы рынок прилипавших годами к Минобороны поставщиков", – отмечает Елена Трегуб.
С другой стороны, для решения проблемы системно, а не точечно, необходимы изменения не только в Министерстве обороны.
"Нужны конкретные приговоры по конкретным делам, потому что у нас много разговоров об изменениях. А помните дело о яйцах по 17 гривен. Вопрос – а дело где? Уже год этому скандалу. Нет этого. В это все упирается. Да, действительно, когда есть руководство, которое хочет не допускать коррупционные дела - это замечательно. Но министерство большое. Деньги проходят безумные, поэтому за всеми не проследишь и важна работа правоохранительных органов. А здесь, к сожалению, я считаю, что есть большой провал", - заключает управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний.