RU  UA  EN

вторник, 21 января
  • НБУ:USD 42.05
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  42.05
Политика

Два года большой войны: от побед до непростых решений

Ключевая задача власти - сохранить психологическую стойкость украинцев на высоком уровне

Ключевая задача власти - сохранить психологическую стойкость украинцев на высоком уровне Фото:

Ровно два года назад, в феврале 2022 года, началось открытое вторжение РФ в Украину. Судя по тому, как именно россияне готовились, искренне рассчитывая взять Киев "за три дня", так называемая "специальная военная операция" Кремля планировалась именно как карательная акция с целью одним ударом раздавить военное сопротивление Киева, политически деморализовать граждан Украины и коллективный Запад. Несмотря на легкомысленные ожидания российского командования украинцы оказали мощное сопротивление. Вооруженные Силы Украины сначала остановили, а затем оттеснили агрессора из Киевской, Харьковской областей и Херсона. К осени 2022 года, "профессиональная" армия России потерпела поражение, вынудив путинский режим прибегнуть к "частичной мобилизации" и даже отправке на фронт заключенных. Через два года вопрос мобилизации остро встал уже для руководства Украины, которое после побед 2022 года оказалось перед необходимостью принимать непопулярные решения. Какую политическую эволюцию пережила Украина за два года открытого противостояния, читайте в материале "Апострофа".

Без "плана Б"

В феврале 2022 года российские военные вторглись на территорию Украины, несмотря на отсутствие достаточных запасов боеприпасов и топлива, но при этом в парадной форме. Все это косвенно указывало на то, что российское руководство, в лице Владимира Путина, рассчитывало на быстрое завершение конфликта — от нескольких дней до нескольких недель, ожидая, что Запад ограничится лишь выражением "глубокой обеспокоенности", как это было во время событий 2008 года в Грузии и оккупации Крыма в 2014 году.

Спустя два года после начала полномасштабной войны перспективы ее завершения остаются туманными, так как ни Киев, ни Москва сдаваться не намерены. Путин через полезных идиотов на Западе пытался забрасывать идею "переговоров", но Москва, судя по всему, сейчас затаилась, ожидая, чем именно осенью завершатся президентские выборы в США.

Как президент Владимир Зеленский признал в недавнем интервью Fox News, у Украины нет никакого "план Б" и конечная цель остается прежней – возвращение к границам 1991 года. При этом очевидно, что путинский режим никогда не согласится с суверенной Украиной и сам по себе войну не остановит.

Читайте: Контрнаступление будет? К чему Украине готовиться на третий год войны

Невзирая на то, что Владимир Зеленский фактически дезавуировал слова тогдашнего главкома ВСУ Валерия Залужного относительно патовой ситуации на фронте, этой зимой Силой обороны было особенно тяжело на фоне проблем с нехваткой личного состава и западной военной помощи. Прежде всего, из США.

Сдержанный пессимизм

Линия фронта длинной в около тысячу километров с осени 2022 года практически не изменилась. Летнее контрнаступление ВСУ, ожидая которого были перегреты, не дало нужных результатов, что сказалось на общественных настроениях. Паники и отчаяния нет, но определенные пессимистические настроения имеют место.

"Если сравнивать с ситуацией до вторжения, то сейчас украинское общество остается консолидированным и верит в свои силы. Если сравнивать нынешние показатели с настроениями в 2022 – начале 2023 года, то тут уже заметен рост пессимистических настроений. Наш институт в своих исследованиях о таком не спрашивал, а вот коллеги из КМИС интересовались, как украинцы относятся к территориальным уступкам для завершения войны. В 2022 году этот показатель составлял около 5%, а в конце 2023 года – подбирался к отметке в 20%. Да, страна выстояла, государство показало свою жизнеспособность, но людей беспокоит, что будет дальше", - говорит "Апострофу" директор Института социологии НАНУ Евгений Головаха.

Также на общественные и политические настроения давят публикации в западных СМИ (причем весьма респектабельных), которые описывают перспективы ВСУ в темных тонах - если США так и не преодолеют внутренние политические противоречия, а страны Европы так и не успеют наладить производство нужного числа боеприпасов.

Авдеевская мясорубка

Дефицит людей, снарядов, а также отсутствие дальнобойных ракет и авиации у Сил обороны Украины в конечном итоге и позволили россиянам прорвать оборону в Авдеевке, захватив то, что осталось от самого города. Украинское командование пояснило отход необходимостью сохранить жизни солдат, а оккупанты объявили это своей значительной победой.

Отступление в целом было организованным, не спровоцировало серьезных последствий, но внутриполитическая дискуссия обострилась из-за вопроса относительно того, а не стоило ли отходить ранее, а не ждать, когда россияне будут сбрасывать нашим бойцам на головы по 60 КАБов в сутки.

"Не буду давать оценку действиям командования за последние дни, потому что у нас нет полной картины по ситуации в городе, которой владеет Генштаб. Если брать в целом за последние четыре месяца, то наши силы в Авдеевке, как бы это грубо и цинично не звучало, успешно перемалывали врага, когда на одного нашего защитника в целом приходилось 20 россиян, что еще раз указывает, каких сил нашим воинам стоило, чтобы сдерживать всю эту орду", - сказал в эфире Апостроф ТВ экс-командир роты батальона "Айдар", военный аналитик Евгений Дикий.

Уровень потерь россиян явно несоразмерен тому, чего они достигли. Даже с учетом стратегического значения Авдеевки как своего рода ворот во временно оккупированный Донецк.

"Если за Бахмут россияне убитыми положили около 40 тыс., а общие санитарные потери там составляли около 100 тыс. человек, то за Авдеевку, как признавал застреленный "военкор" Мурз, российское командование отправило на смерть 16 тыс. человек. Все эти потери россиян несоизмеримы тем "достижением", что они имеют", - добавил Евгений Дикий.

Захват Авдеевки стал для Кремля первым "достижением" с момента захвата Бахмута в мае предыдущего года, что явно диссонирует с первоначальными планами Кремля разделаться со всей украинской армией за несколько суток.

Неизбежные, но сложные решения

На данный момент, около 18% территории Украины находится под контролем России, включая Крым, аннексированный в марте 2014 года, а также значительные части Донецкой и Луганской областей на востоке. Понятно, что без усиления мобилизации тут не обойтись, но власти дважды стреляют себе в ногу, сначала предлагая скандальные законопроекты с целым набором антиконституционных репрессивных механизмов, а после – усугубляя все это крайне неоднозначными заявлениями.

Как на днях заявил глава парламентской фракции "Слуга народа" народа Давид Арахамия, если помощь от США не подоспеет вовремя, нужно будет мобилизовать больше народу, дабы слабые места на фронте прикрывать людьми. В президентской фракции при этом не хватает желающих голосовать за мобилизационный законопроект, а также увеличивается число так называемых "отказников" – нардепов, пишущих заявление о сложении полномочий.

"Сейчас помимо вопроса мобилизации есть и другие рисковые моменты, связанные с тем, что в будущем мы можем увидеть противостояние между теми, кто за войну до победного конца и теми, кто все же будет слоняться к теме переговоров. У нас с 2014 года есть определенный процент людей, которые вообще не приемлют переговоров с агрессором, но могут появиться и те, кто скажут, что переговоры можно вести, но только на своих условиях, а не кремлевских. Допустим, они могут называть себя "реалистами", выступать за переговоры с позиции силы и национальных интересов, но как на это отреагируют те, кто категорически против переговоров вообще – вопрос открытый", - отметил в разговоре с "Апострофом" глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.

Также непонятно, как усадить за стол переговоров Кремль, так как конечная цель Путина очевидна – уничтожить Украину как государство, а украинцев как нацию.

Проблемы растут

Над страной медленно нависает угроза ползучего политического кризиса. Видно, что Банковая опасается потери управляемости со стороны Верховной Рады, из-за чего Владимиру Зеленскому впервые два года пришлось лично встречаться с членами своей фракции. Как минимум, Банковая заинтересована в том, чтобы "отказников" не было вовсе, дабы не ставить под сомнение легитимность парламента, который и так с осени прошлого года работает в "переходном режиме", когда, согласно Конституции, действующий состав ВР продолжает нажимать на кнопки, пока не будет избран новый состав депутатов.

Ситуация с полномочиями президента еще более сложная. Вопрос о легитимности действующего главы государства как президента после 20 мая текущего года уже возник среди западных партнеров, которые, согласно дипломатическому протоколу, должны подумать, как именно представлять Владимира Зеленского в ходе визитов, переговоров и подписания соглашений, отметил в разговоре с "Апострофом" адвокат, глава профсоюза "Украинский независимый фонд юристов" Ростислав Кравец.

"Согласно ст. 103 Конституции Украины президент избирается сроком на 5 лет. То есть срок полномочий в Основном законе четко указан. Владимир Зеленский вступил в должность 20 мая 2019 года. Соответственно, 20 мая текущего года истекает пятилетний срок его полномочий. То есть в любом случае вопрос легитимности для Банковой сейчас становится очень актуальным", - отметил Ростислав Кравец.

"Ситуацию мог решить Конституционный суд Украины, но сейчас и к его легитимности очень большие вопросы, учитывая фактическую незаконность избрания трех судей, на мой взгляд", - добавил юрист.

Вопрос парламентских и президентских выборов активно муссировался в конце прошлого года, но сейчас все затихло. Владимир Зеленский в вышеуказанном интервью Fox News заявил об уверенности в своей победе, если бы выборы прошли сейчас. После отставки главкома Залужного рейтинг Зеленского, отмечается в исследовании КМИС, просел на 5 пунктов, уменьшившийся до 69%, но все равно остается высоким. Судя по тому, что глава государства объявил американским журналистам о подготовке новой контрнаступательной операции, план Банковой сводится к тому, чтобы добиться одной существенной победы на фронте и уже после этого думать о каких-то политических решениях. И выборах.

Читайте: Оккупация. Начало. Как Путин 10 лет назад начал рыть себе могилу в Крыму

Читайте также

Новини партнерів