RU  UA  EN

среда, 8 января
  • НБУ:USD 42.15
  • НБУ:EUR 43.55
НБУ:USD  42.15
Политика

Министерство национального единства – профанация или нет

Украина Image by Enrique from Pixabay

В Украине появилось Министерство национального единства. Главой этой структуры Верховная Рада на днях назначила Алексея Чернышева, занимавшего должность главы «Нафтогаза». Нужно ли это министерство, чем должно заниматься, какие результаты работы от него стоит ожидать и с какими проблемами придется столкнуться — в материале «Апострофа».

Министерство возвращения

О необходимости создания Министерства единства в августе этого года говорил президент Украины Владимир Зеленский. Основной целью этой структуры, по словам президента, должно быть возвращение домой более 7,5 млн украинцев, а также вывод бизнеса и работников из «тени» для восстановления экономики после окончания войны.

«Я говорил об этом, был министр финансов. Они показали – 10,8 миллиона пенсионеров. Если мы не вернем 7,5, если мы не выведем из «тени» всех налогоплательщиков, у нас есть серьезный вызов и после войны. Так что нам нужно вернуть взрослое население Украины. Нам следует вернуть наших детей, студентов. Без принуждения. Сделайте все условия, чтобы они хотели это сделать. С ними нужно общаться»,заявил тогда глава государства.

Необходимость создания этого министерства Зеленский обосновал так: "Я считаю, что не хватит сил у МИД не потерять 7,5 млн украинцев".

Прошло три месяца и слова президента Украины начали претворять в жизнь. 3 декабря Кабинет Министров Украины принял решение о переименовании Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий в Министерство национального единства Украины.

В тот же день Верховная Рада назначила главу переименованного министерства. Им в ранге вице-премьер-министра стал Алексей Чернышев . До «Нафтогаза» Чернышев работал главой Киевской облгосадминистрации, затем возглавлял Министерство развития общин и территорий и проводил реформу по децентрализации.

Следует также упомянуть, что кумом Алексея Чернышева является бывший настоятель Киево-Печерской Лавры митрополит Павел (Лебедь), обвиняемый в разжигании религиозной розни, оправдании и отрицании вооруженной агрессии РФ против Украины.

Как сообщил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, Алексей Чернышов в ближайшее время должен представить четкий план развития министерства, команду и основные KPI.

В Кабмине и депутатском корпусе создание нового министерства активно не комментируют, ограничиваясь общими словами. Никакой конкретики не добавляет и Алексей Чернышов.

Краткий комментарий по этому поводу сделал народный депутат Павел Бакунец (депутатская группа «Доверие»): «Это важный шаг для возвращения наших граждан домой, ведь нужно создать условия для их возвращения и восстановления разрушенных городов и сел».

Избирательная кампания и синекура для Чернышова?

Между тем в экспертной среде к созданию Минединства относятся скептически.

«Скажу так. Если хотите что-нибудь завалить, создайте очередное министерство. Я не вижу необходимости в этом институте. Это похоже на избирательную кампанию. Надо на уровне Верховной Рады принимать такие законы, чтобы люди сами хотели вернуться в Украину», – говорит в комментарии «Апострофу» политтехнолог Виталий Бала.

«Я думаю, что создание так называемого Министерства национального единства – это имитация бурной деятельности. Потому что это, во-первых, синекура для господина Чернышева, который после прекращения транзита российского газа перестанет возглавлять прибыльную государственную монополию, во-вторых, я не уверен, что смена названия министерства временно оккупированных территорий может быть успешным шагом», - заявил в разговоре с «Апострофом" политолог, директор Института мировой политики Евгений Магда.

«У нас, насколько мне известно, за 1000 дней широкомасштабного вторжения не открыто ни одного дополнительного консульства в Европе, где находятся миллионы наших сограждан, а мы создаем Министерство национального единства. Эта игра в политические пятнашки дорого обойдется Украине в том смысле, что создается иллюзия того, что все можно быстро решить созданием какой-то новой структуры. Это не совсем так, и это надо понимать. Поэтому я бы предпочел увидеть более адекватное Министерство иностранных дел», - добавил эксперт.

Вопрос к этой вновь созданной структуре есть и у кандидата политических наук, ведущего специалиста (с 2020 по 2023 год) Дипломатической академии Украины имени Геннадия Удовенко при МИД Украины Станислава Желиховского.

«Мне пока не ясны функции этого министерства. Если он будет направлено на работу с зарубежными украинцами, то здесь не должно быть дублирования с МИД. Похоже, просто расширяется государственный аппарат и увеличивается нагрузка на государственный бюджет. Но я не знаю конкретных функций министерства. И к нему сейчас есть вопросы», - сказал в комментарии «Апострофу» господин Станислав.

Кто хочет домой?

По результатам опроса немецкого института IFO, опубликованном в октябре 2024 года, вернуться в Украину хотят около 35% украинских беженцев, нашедших убежище в странах Европы. Но они это сделают только тогда, когда на родине, по их мнению, станет безопасно. В то же время, только 4% из них намерены сделать это в ближайшее время, независимо от ситуации с безопасностью.

Как отмечают исследователи, на сегодняшний день около 11% беженцев уже вернулись домой, но 25% респондентов пока не могут сказать точно, будут ли возвращаться. Немецкие исследователи отмечают, что чем дольше идет война, тем больше беженцев начинают строить свою жизнь в других странах.

Исследование показало, что каждые 100 дней войны доля желающих вернуться снижается в среднем на 4,7 процентного пункта.

В начале войны только 10% украинцев намеревались поселиться за границей на постоянной основе.

Что нужно сделать для возвращения

Поскольку четкий план работы Министерства национального единства пока не представлен, «Апостроф» попросил Станислава Желиховского выделить основные направления, которыми должна заняться власть, чтобы вернуть украинцев домой.

«Прежде всего надо, чтобы закончились боевые действия и прекратилась мобилизация, – говорит эксперт. По его мнению, какая-то часть украинцев может и вернется. – Это люди, которые не смогли себя реализовать в Европе».

«Второе. Надо сделать Украину привлекательной. И не только по образу жизни. Надо создать рабочие места, развивать экономику, привлекать иностранные инвестиции, – продолжает Желиховский. - И опять же вернутся те категории украинцев, которые не устроили свою жизнь за границей».

«Третье. Если Украина быстро интегрируется в Европейский союз, приблизится к стандартам ЕС».

«Четвертое. Нужно создать какие-то программы для возвращения для разных категорий украинских граждан: для студентов, для специалистов в которых потребуется то время. И при этом чтобы был достойный уровень зарплат», - подчеркивает эксперт.

«И здесь, на мой взгляд, должно работать не одно министерство единства, а все министерства вместе. И здесь снова возникает вопрос с функциями этого министерства», - заметил Желиховский.

Есть проблемы

Но реализовать такие масштабные цели, по мнению Станислава Желиховского, украинским властям будет очень трудно.

«Так как люди, которые там за эти годы обустроились, выучили язык, не захотят снова менять жизнь и возвращаться в Украину. Зачем? Если у них и там все ОК», – считает эксперт.

«Еще есть риск, что после открытия границ к своим женам выедут мужчины. Об этом тоже нужно подумать», – продолжает Желиховский.

«Кстати, у власти уже были попытки вернуть украинцев. Помните скандалы с консульствами, которые отказывали в получении загранпаспортов. И я думаю, это стало триггером для украинцев легализоваться в тех государствах, где они проживают. Это была ошибка власти», – говорит кандидат политических наук.

Как ни странно, эта практика продолжается. Как стало известно, паспортные сервисы за границей массово отказывают мужчинам 18 лет, в отношении которых отсутствует запись в Реестре призывников «Оберег», в приеме документов для оформления или обмена паспорта гражданина Украины и загранпаспорта.

Еще одна проблема, которую выделяет Станислав Желиховский – отношение тех украинцев, которые остались к выехавшим.

«Я слышу, как люди в Украине недовольны выехавшими. То есть говорят, мы здесь сидели под вражескими дронами и ракетами без света, все преодолели, а теперь для бежавших за границу хотят создать условия для возвращения. И это как раз не будет способствовать объединению», – говорит эксперт .

«Как видим, задача для власти сложная и быстро ее выполнить не удастся. Но посмотрим, какие будут шаги нового министра», – резюмировал Станислав Желиховский.

Читайте также

Новини партнерів