RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

"Мы", "ты", "они": как политики играются лозунгами на местных выборах

Игорь Петренко о политических лозунгах на предстоящих местных выборах

Игорь Петренко о политических лозунгах на предстоящих местных выборах Избирательный участок Фото: УНИАН

5 сентября официально стартовал избирательный процесс. С 15 по 29 сентября ТИК будет выносить решение о регистрации кандидатов. Несмотря на то, что официальная агитация будет разрешена только на следующий день после решения о регистрации, политические силы уже давно начали бороться за голоса избирателей. Поэтому мы уже более месяца наблюдаем большое количество, по сути, агитационных бордов, ситилайтов и роликов. Также никуда спрятаться от потенциальных кандидатов и в социальных сетях. Некоторые уже даже начал раздавать продуктовые наборы с визитками желающих получить местную власть. Хотя пик агитации еще впереди, но уже вырисовываются определенные тренды, за счет чего политические силы и их кандидаты стремятся получить благосклонность избирателей. О специфике политических лозунгов на местных выборах, "Апострофу" рассказал политический эксперт Международного центра перспективных исследований ИГОРЬ ПЕТРЕНКО.

Зе-команда в предвыборной агитации решила отойти от концепта противопоставление "Мы - они", который активно использовали на президентских и парламентских выборах в виде лозунгов: "Сделаем их вместе!" и "Сделаем их вместе еще раз!". В принципе, это логично, ведь теперь они - власть, а называть врагами авторитетных местных политиков (мэров в частности) достаточно опасно, ведь последние ближе к жителям и их проблемам, и поэтому имеют "фору" в восприятии и доверии в отличие от представителей центральной власти. Кроме того, нишу главных борцов с внешним врагом давно и плотно занял Петр Порошенко, но и сама по себе внешняя политика далеко не та проблема, которая в первую очередь беспокоит украинцев на местных выборах. Здесь в топе - дороги, школы, садики, больницы, транспорт, благоустройство и тому подобное.

Поэтому теперь "Слуги народа" перешли к объединяющему концепту "Мы вместе", в частности в виде лозунга: "Украина - это ты!", который мультиплицируется в региональном срезе, например: "Житомир - это ты!", "Харьков - это ты!" и тому подобное. Таким образом, партия власти стремится создать определенную идентичность, с которой хотел бы себя ассоциировать избиратель. Правда, далеко не все, кто живет, например в Житомире, хотят быть им. Этот слоган уже породил значительное количество отрицательной рекламы, которая стала нравится даже симпатикам СН и потенциально может снизить рейтинг провластной политсилы.

Впрочем, лозунг "Украина - это ты!" - это общая канва избирательной кампании партии "Слуга народа", а уже конкретные кандидаты могут добавлять креатива в своей агитации. Например, дама-мэр Ирина Верещук, которая собирается "подбадривать" мосты в Киеве.

VIP-агитатором СН продолжает оставаться Владимир Зеленский. Это, в принципе, логичный шаг, ведь Зеленский остается самым рейтинговым политиком с лучшим балансом доверия и недоверия. Президент в региональных поездках акцентирует внимание на том, что уже сделала его команда, тем самым добавляя к концепту "Мы вместе", конструкцию "обещали - сделали". Также во время выступлений Зеленского в регионах обычно проходит презентация стратегии развития областей и городов, добавляет определенной содержательности к политическим лозунгам.

ОПЗЖ на местных выборах продолжает торпедировать тему мира, которая была их основным лейтмотивом на парламентских выборах. Также они отрабатывают антитезу в известной степени противоречивых решений новой власти, как, например открытие рынка земли. Это решение неоднозначно воспринимается украинцами, вот и ОПЗЖ своим избирателям обещают "остановить распродажу земли!". Также они играют на ностальгии определенной части украинского общества по мирным и более экономически стабильными временами до 2014 года, обещая что-то восстановить и вернуть. Кроме того, они отрабатывают сюжет профессионализма, используя подход "мы - они". Они противопоставляют себя как специалистов, которые уже давно в политике, новой и неопытной власти, какая именно из-за нехватки профессионализма "загоняет страну в тупик".

"Европейская солидарность" также играет на противопоставлении "мы - они", причем их "они" имеет двойной смысл. С одной стороны в число "они" как врагов относит действующую власть, которую "еэсовцы" жесткой позицией "постоянно сдерживают от измены и сдачи национальных интересов". Опять же подчеркивая непрофессионализм новых лиц. С другой - врагами этой политической силы являются Россия и "пророссийские" политические партии, которые, по их мнению, стремятся к реваншу, поэтому ЕС ставит себе амбициозную цель - побеждать даже на востоке и юге страны. Безусловно, в этом контексте речь идет исключительно о политическом позиционировании с целью мобилизовать электорат с т.н. патриотической электоральной ниши в западных и центральных регионах, а не о реальном крестовом походе ЕС на восток и юг, где шансы победить у них равны нулю. Использует ЕС также и троллинг действующей власти. Здесь можно вспомнить борды с лозунгами: "зелень падает осенью" и "зелеными в Киеве должны быть только каштаны". Но пока эта партия не перешла к формированию смыслов, ведь вряд ли рядовому киевлянину о чем-то говорит лозунг "наша цель - европейский Киев". В этом контексте интересно будет на их бордах упоминание, например о европейской Жмеринке?

ВО "Батькивщина" после серии фокус-групп решили сделать акцент на надежности своей команды. "Единая надежная команда "Батькивщины" - это красная линия их кампании, главный лозунг. На уровне регионов к этому лозунги уже будет прилагаться конкретная местная специфика и бэкграунд подходящих кандидатов. То есть они играют на противопоставлении "мы - они", где "мы" - это надежная команда, а "они" - это ненадежные однодневки, которые способны работать на благо общества. Причем они пытаются отойти от противопоставления своих кандидатов конкретным персоналиям-конкурентам, акцентируя внимание на том, что все остальные "за" или "против" кого-то, а их команда - "за" конкретный населенный пункт и его жителей.

Также активно апеллируют в "Батькивщине" и к профессионализму, отмечая, что время любителей и шоуменов у власти заканчивается. Показательным здесь является выборы в городе Киев, где команда Тимошенко выставила опытного политика, действующего нардепа Алексея Кучеренко, который имеет солидный управленческий опыт как председатель ОГА и министр ЖКХ. По сравнению с другими претендентами на кресло мэра профессиональный бэкграунд Кучеренко действительно выглядит солиднее. Причем команда "Батькивщины" не отрицает, что у Кличко - хорошие намерения, но, по их мнению, недостаток профессионализма и отсутствие профессиональной команды мешают ему реализовать задуманное. Также Родина подчеркивает, что они - ответственная партия, 21 год работает для киевлян и отвечает за свои сделай на выборах, при этом не меняя взглядов при смене власти в стране. Безусловно, не во всех населенных пунктах "Батькивщина" может выставить таких сильных фигур как Кучеренко, но им точно пригодится крупнейшая сеть партийных ячеек в регионах.

Партия "Голос", которая впервые будет участвовать в местных выборах, решила также сформулировать единую линию для всей кампании, поместив ее в форме лозунга "Твой голос способен...". Где вместо многоточия можно подставлять конкретные проблемы региона или проблемы общенационального масштаба. Например, в Киеве можно увидеть такую интерпретацию как: "Твой голос способен остановить полицейский произвол!". Правда, без такого VIP-агитатора как Святослав Вакарчук, который в очередной раз оставил политику, этой партии получить голоса избирателей будет крайне сложно. Ну и сногсшибательное падение рейтинга этой политсилы на общенациональном уровне также не позволяет ожидать весомых достижений на грядущих местных выборах.

Итак, парламентские политические силы в своих лозунгах сегодня преимущественно используют стандартные концепты, типа: "мы вместе", "мы - они", "обещали - сделали", заворачивая их в соответствующие идеологические обертки. Присутствует также и троллинг конкурентов, но значительных масштабов он еще не получил. Топ-темой же является "профессионализм", которую взяли себе на вооружение даже "слуги народа", которые еще год назад пришли к власти в виде "новых лиц" безо всякого политического опыта. Безусловно, активная фаза кампании еще впереди и ближе ко дню голосования мы будем наблюдать больше креатива. Интересно также будет наблюдать как будут между собой бороться представители одной политической силы, которые идут по одному списке партии, но для которых коллеги по списку являются конкурентами. Вот здесь действительно надо будет проявлять мастерство в умении ходить между капельками, ведь вредить партии нельзя, но как это сделать в ситуации, когда главный твой конкурент не представитель другой партии, а коллега?

Читайте также