Выборы мэра столицы набирают обороты. Сейчас фокус внимания жителей города в основном сосредоточен на рекламе, которой их отовсюду бомбардируют кандидаты. Однако мало внимания уделяется концептуальным вещам, конкретным и содержательным предложениям претендентов на киевскую булаву. Кандидаты и их технологи, в первую очередь, стремятся возбудить у электората определенную эмоцию и закрепить ее по образу претендента, именно эмоция, в основном, и выступает движущей силой, которая побуждает нас прийти на участки и сделать выбор. Однако кроме эмоций было бы хорошо обращаться к "рацио", вырваться из повседневной рутины, включить мозги и потратить хотя бы часок для ознакомления с программами и конкретными предложениями кандидатов.
"Делать осознанный выбор" - это не просто красивые слова, это также и первый шаг к формированию запроса на политическую ответственность и закладку фундаментов долговременной политической памяти наших граждан. Но пока такой подход не стал распространенной практикой. "Апостроф" публикует аналитическое исследование политического эксперта Международного центра перспективных исследований ИГОРЯ ПЕТРЕНКО о том, каким видят Киев в ближайшие пять лет основные претенденты на должность мэра Киева и что они предлагают для этого делать.
Виталий Кличко - мэр, который всегда с киевлянами
Согласно исследованию Комитета избирателей Украины (КИУ), предыдущую свою программу Кличко выполнил на 75-80%, причем этот показатель оказался лучшим среди других мэров городов с населением более 500 тыс. человек. Politkarma от slovoidilo.ua определяет уровень выполнения предыдущей программы Кличко на уровне 67%, что тоже является высоким показателем. Причем 16 программных положений Кличко выполнил, 6 - находятся в процессе выполнения, а 2 обещания ему не удалось реализовать.
Что же предлагает действующий мэр киевлянам на следующие пять лет? На момент написания статьи, опубликованной программы Кличко еще не было, но свой план развития города он озвучивал неоднократно, из этого и будем исходить. Кличко обещает вывести Киев в топ-100 городов мира, выделяя четыре приоритета своей работы: развитие транспорта; развитие социальной инфраструктуры; реновация старой застройки; экология Киева.
В контексте транспорта действующий мэр хочет реализовать принцип "через весь город - за час" путем обновления дорожной инфраструктуры (улицы: Пейзажная аллея, Чернобыльская, Борщаговская, Довбуша, Большая кольцевая, Ивана Франко, Стеценко). В этом направлении он уже делает определенные успехи, ведь из более 1600 километров киевских дорог уже отремонтировано 1000 километров. Также Кличко планирует продолжать обновление мостов через Днепр, проектирование работ по реконструкции моста Патона, достроить Подольско-Воскресенский мост, строительство новых транспортных развязок и перехватывающих паркингов, обустройство дорожек для велосипедов. Не забывает действующий мэр и о метро, в частности планирует завершить строительство двух новых станций метророполитена на Виноградаре, а также начать строительство метро на Троещину. В следующем году Кличко планирует провести капитальный ремонт Софийской площади. Также в планах - обновление межквартальных проездов и придомовых территорий по всему городу.
Для развития социальной инфраструктуры Кличко планирует ввести принцип "все преимущества центра города - в каждом районе". То есть каждый район должен стать самодостаточным, с собственными садами, школами, медучреждениями, скверами и автопаркингом, с комплексным планом новостроек. Кроме этого, действующий мэр планирует построить что-то вроде Диснейленда в столичном Гидропарке. Также планируется перенос из центра города части административных учреждений.
Больной вопрос города - реновация "хрущевок" - тоже в планах Кличко. Правда, конкретной программы и механизма пока не предложено, но обещано, что на их месте появятся комфортные жилые комплексы. Постепенно предлагается и застройка промзоны города Киева инновационными, технологическими и бизнес-парками, художественными комплексами и галереями. Также в планах запрет застройки исторического центра высотками, реконструкция памятников культуры.
Не забывает Кличко и об экологии. Здесь в планах у действующего мэра сохранить имеющиеся зеленые зоны, а также увеличить их количество, завершить реконструкцию Днепровской и Деснянской водопроводных станций, а также Бортнической станции аэрации. Плюс, Кличко предлагает больше использовать возобновляемые источники энергии путем установки солнечных батарей. Также в планах повышать энергоэффективность столичных зданий.
Виталий Кличко
Как видим, программа Кличко является комплексной, она охватывает многие сферы жизнедеятельности города. Правда, не все пункты программы раскрываются в рамках конкретных стратегий, как, например, вопрос реновации старой застройки, но вопрос развития инфраструктуры однозначно является сильной стороной предложений действующего мэра. Позитивом можно считать также и высокий процент выполнения Кличко предыдущей программы.
Надежный и профессиональный Алексей Кучеренко
Кандидат от ВО "Батькивщина" Алексей Кучеренко обещает сделать из Киева одну из лучших столиц Европы и мира, городом с современной, надежной, удобной и безопасной инфраструктурой. Первым шагом Кучеренко планирует сделать аудит всего, что происходило в городе в предыдущие годы, всех решений и расходов (финансовый, управленческий, ресурсный аудит). В своей программе он выделяет шесть приоритетов: безопасность и комфорт проживания, повышение привлекательности Киева для жителей и гостей города решение транспортных проблем; улучшение состояния окружающей среды; модернизация и замена устаревшего жилищного фонда; решение проблем с недостроями; развитие коммунальной инфраструктуры города.
В рамках первого приоритета Кучеренко обещает продолжать работу по развитию общественного пространства и зон отдыха (обустройство парков, скверов, обновление освещения, создание знаковых для города объектов и т.д.), но отмечает, что будет это делать по реальным ценам и с минимумом неудобств для жителей. Также Кучеренко говорит и о создании креативного пространства в городе, проведении культурных и спортивных мероприятий и развитии для этого соответствующей инфраструктуры. Вспоминает Кучеренко и о повышении качества жизни в столице людей с инвалидностью и пожилых людей. Не забыл Кучеренко и об увеличении инвестиционной привлекательности Киева, в частности обещает четкие и понятные правила для ведения бизнеса, предоставления всех разрешений прозрачно и максимально быстро.
Для решения транспортных проблем города Кучеренко предлагает два стратегических направления - быстрые и малозатратные мероприятия, а также масштабные инфраструктурные проекты. В рамках первой стратегии предлагается рационализировать движение транспорта (обеспечить увеличение пропускной способности, нанесение соответствующей разметки, оптимизацию ширины улиц), расширение и оптимизация маршрутов городского транспорта, увеличение количества парковочных мест путем обязательства застройщиков обеспечивать необходимое количество паркомест, а также предлагается проведение круглосуточного выполнения работ там, где ограничивается движение транспорта. Среди предложенных масштабных инфраструктурных проектов стоит отметить: строительство линий метро на Виноградарь и Троещину; строительство двух тоннелей через Днепр; достройка Подольского моста и ряда развязок и съездов в других местах столицы; реконструкция моста Патона и кольцевой дороги; запуск пригородных экспресс-электропоездов в пределах Киевской агломерации (Васильков, Борисполь, Вышгород, Ирпень, Буча, Обухов и т.п.); развитие трамвайных маршрутов; увеличение в два раза количества муниципального транспорта; покупка новых электропоездов метрополитена со сквозным проходом, открытие станций Львовская Брама и Теличка; обустройство шумозащитных экранов вдоль железной дороги.
Все это, по мнению Кучеренко, должно сократить на 40% продолжительность поездок киевлян и увеличить пассажиропоток на общественном транспорте в два раза. Все это кандидат от "Батькивщины" предлагает реализовать на условиях государственно-частного партнерства по принципу - сначала строй, вводи в эксплуатацию, а потом получай возмещения.
Для защиты окружающей среды Кучеренко предлагает принять транспортную стратегию, контролировать ситуацию с золоотвалом на Дарницкой ТЭЦ, с негативным воздействием на окружающую среду заводов "Радикал" и "Радон" и киевского крематория, реконструировать Бортническую станцию аэрации, начать строительство по меньшей мере одного современного мусороперерабатывающего завода, а также закрыть полигон твердых бытовых отходов в поселке Подгорцы.
В контексте модернизации и замены устаревшего жилого фонда кандидат от "Батькивщины" планирует ввести контроль над обеспечением надежности и безопасности зданий, провести техническое обследование и энергоаудит жилого фонда, увеличить расходы городского бюджета на капитальный ремонт старых домов и лоббировать госпрограмму по комплексной реконструкции отдельных кварталов устаревшего жилищного фонда на привлекательных для жителей условиях. Также Кучеренко предлагает создать социальный жилой фонд для малообеспеченных жителей, начать строительство официального арендного жилья.
Алексей Кучеренко
В своей программе Кучеренко также акцентирует внимание на решении проблем с недостроями, в частности путем аудита способности застройщиков закончить строительство и восстановлении контроля в строительной сфере со стороны местных властей.
Ну, и в сфере развития коммунальной инфраструктуры Кучеренко планирует провести аудит состояния систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, по его результатам принять соответствующие схемы поставок, оценить эффективность работы коммунальных предприятий, более эффективно использовать средства на модернизацию коммунальной инфраструктуры и привлекать к этому процессу средства международных доноров. Также кандидат от "Батькивщины" предлагает ввести дистанционный учет жилищно-коммунальных услуг и обеспечить жителям города возможность свободного выбора управляющих компаний. Ну, и вишенкой на торте программы Кучеренко является обещание компенсации киевлянам средств, переплаченных за услуги по содержанию домов и придомовых территорий.
Программа Алексея Кучеренко является системной и всеобъемлющей, каждый приоритет раскрывается через соответствующую систему мер. Реализация масштабных проектов может вызвать немало скепсиса, но государственно-частное партнерство является тем механизмом, который активно используется во всех развитых странах мира. Наиболее мощно в этой программе раскрыты вопросы жилищно-коммунального хозяйства, и это не удивительно, учитывая профессиональный бэкграунд Кучеренко, который до этого был министром ЖКХ и главой ОГА. Значительная часть предложений Кучеренко перекликается с планом Кличко, что неудивительно, ведь все они направлены на решение проблем города Киева.
Госпожа-мэр Ирина Верещук
Свою программу Ирина Верещук выложила в довольно обширном виде на пятнадцати страницах. На посту мэра она обещает бороться за справедливый, инновационный, безопасный и комфортный Киев, за счастливых и улыбающихся киевлян. По ее убеждению, за последние десять лет Киев деградировал из-за отсутствия у руководителей города видения его будущего и политической воли к изменениям. Она обещает перестроить городскую власть так, чтобы она работала для киевлян и с привлечением киевлян к принятию решений.
Верещук определяет пять приоритетных направлений развития на ближайшие 5 лет: справедливость, порядок, развитие, забота, комфорт. Определяет пять проблем, которые тормозят развитие Киева: засилье застройщиков и теневых групп влияния в городской власти; отсутствие политической воли у действующего руководства города коррупция, некомпетентность и безответственность чиновников; действующая власть не ведет должного диалога с обществом; отсутствует стратегия развития города, поддержанная киевлянами. А также выделяет 5 приоритетных объектов строительства в Киеве: реконструкция Бортнической станции аэрации; строительство мусороперерабатывающего завода; строительство Киевской объездной дороги; строительство сети перехватывающих парковок на въездах в города, строительство муниципального жилья.
Достичь справедливости Верещук предлагает, в частности, путем создания эффективного и полномочного Общественного совета Киева ("Магистрата"), который будет привлечен к разработке ключевых решений местной власти и к решению насущных проблем города. Причем этот совет будет избираться методом случайной выборки и после обработки каждого вопроса совет должен распускаться, а для другого вопроса создаваться заново. Интересно, а если киевляне будут массово отказываться от участия в таком совете, сколько времени будет занимать его формирование и соответственно решение насущных проблем города? Также кандидат от СН планирует развивать районы путем ликвидации дисбаланса в развитии центра и отдаленных районов городов, обеспечить равенство киевлян независимо от наличия регистрации и защищать права инвесторов жилья.
В вопросах поддержания порядка Верещук планирует обеспечить прозрачность принятия решений и профессионализм городских властей, а также ликвидировать коррупцию. В частности, планируется: обновить должностные инструкции, упростить и оцифровать максимально возможное количество процедур, проверять чиновников на полиграфе, оптимизировать городской бюджет и вследствие этого обновить коммунальный транспорт и повысить зарплаты работникам бюджетной сферы, прекратить практику перекладывания ответственности между городскими чиновниками. Кроме того, Верещук предлагает привязать зарплату чиновников к измеряемым параметрам эффективности работы, а также оптимизировать структуру КГГА. Упоминание о КГГА в предвыборной программе мэра Киева выглядит несколько странно, ведь, во-первых, это две разные должности, и, во-вторых, именно Верещук отстаивает необходимость принятия Закона о столице, в котором должности мэра и главы администрации будут разделены.
Ирина Верещук
Обеспечить Киеву развитие кандидат от СН планирует путем обновления Стратегии и Генерального плана города, который будет происходить на постоянной основе, также предлагается выстроить партнерские отношения с окружающими населенными пунктами, которых будут привлекать к финансированию развития общей транспортной и социальной инфраструктуры. Не забывает Верещук и об ответственном строительстве, в частности, в ее программе предусматривается усиление контроля над застройщиками, проведение аудита ранее выданных разрешений, преодоление коррупции в органах градостроительных и архитектуры. Предлагает потенциальная дама-мэр и введение моратория на высотное строительство в центре города.
Кроме того, Верещук планирует реализовать идею города в смартфоне и ввести технологию "умного города". В контексте развития, кандидат от СН также планирует рационально использовать земельные ресурсы путем предоставления каждому участку киевской земли целевого назначения. Не забывает Верещук и о поддержке бизнеса, в частности обещает уменьшить административные барьеры, облегчить ведение бизнеса в столице, привлекать инвесторов, рекламировать Киев в зарубежных СМИ, развивать механизм государственно-частного партнерства, делать из Киева туристический хаб, стимулировать социальную ответственность бизнеса.
Реализовать приоритет заботы Верещук планирует путем внедрения новых и совершенствования старых социальных программ, в частности, обустройство инклюзивного городского пространства, повышения уровня социального обеспечения военнослужащих, обеспечения бесплатного медицинского страхования для работников бюджетной сферы. Кроме этого, кандидат от СН предлагает создать фонд коммунального социального жилья, которое будет сдаваться в аренду, также обещает заботиться о киевлянах пожилого возраста и развивать образование. Как в отношении образования, так и в системе здравоохранения Верещук планирует поэтапно (на 30-50%) увеличивать финансирование медицинской и образовательной инфраструктуры, в тех же пределах повышать оплату труда учителей и медработников. Жаль только, что не указывается откуда брать средства на такое повышение. Интересным является также и то, что дама-мэр планирует создать Центр инфекционных болезней и медицины путешествий. Не знал, что у мэра есть такие полномочия и вообще, что это является сферой его компетенции. Обещает также Верещук заботиться о уникальном культурном достоянии города Киева .
И последним приоритетом в своей работе Верещук называет комфорт, в частности, она обещает уменьшить уровень пробок путем анализа потоков транспорта и применения современных технологий, вывести на дороги вместительный коммунальный транспорт, ремонтировать дороги преимущественно ночью или в выходные, развивать железную дорогу в пределах Киевской агломерации, начать строительство Киевской объездной дороги, найти инвестиции для обновления коммунального транспорта, развивать вело- и микротранспорт, создать удобную работающую общегородскую систему платных автоматических паркингов.
Обещает Верещук киевлянам и возможность выбирать управляющие компании, публично контролировать и оценивать работу последних, исключать сговоры между управляющими компаниями, очистить город от лишней рекламы, усилить ответственность за вандализм, увеличить количество общественных туалетов и тому подобное. Планирует Верещук и улучшать безопасность в городе, в частности путем диджитализации системы безопасности и охраны общественного порядка, а также развивать физическую культуру и спорт в городе. Присутствует в программе Верещук и экологический блок, в частности, она планирует усилить контроль над уровнем загрязнения воды и воздуха, популяризировать сортировку мусора, стимулировать развитие электротранспорта, вернуть каштаны на улицы и тому подобное.
В целом, программа Верещук весьма объемна, но эта объемность не перерастает в содержательность, ведь много обещаний завязаны на необходимости проведения значительно более масштабных изменений в стране, которые не зависят от мэра. Основные проблемы города Киева размыты в программе этого кандидата, ведь свои приоритеты она определяет в довольно абстрактных категориях, которые хотя и имеют конкретизацию, но распыляются в разных блоках. А некоторые предложения, например, создание "Магистрата", выглядят вообще довольно утопическими.
Сергей Притула - без напрягов
Лейтмотивом программы Сергея Притулы является преодоление "напрягов", которые испытывают на себе жители города. Первое, что предлагает кандидат от "Голоса" - поставить в центр внимания городских властей человека. Сделав это, киевляне, по его убеждению, получат разумное планирование, современные развязки, пунктуальный общественный транспорт; появятся рабочие места, увеличится финансирование проектов общественного бюджета и тому подобное. Далее Сергей Притула предлагает разработать общий план развития Киева и области, в частности, совместно строить дороги, развивать железнодорожные маршруты, упорядочивать парковки, совершенствовать системы водоснабжения, водоотведения, отопления, очищать реки и озера, перерабатывать и утилизировать мусор.
Кроме того, Притула обещает вернуть Киеву статус одной из главных европейских столиц путем развития пешеходных зон, объявления мораторием на новое строительство в центре города, запрета излишней наружной рекламы. По мнению Притулы, мэр должен концентрироваться исключительно на вопросах стратегического развития, защите интересов города на уровне центральной власти, причем право определять приоритеты развития города и каждого района получат сами киевляне. В контексте безопасности города кандидат от "Голоса" предлагает обновлять городскую инфраструктуру, а не мириться с вандализмом и уличной преступностью, обустраивать повсеместно камеры наблюдения, развивать муниципальную стражу города Киева, а также защищать киевскую экосистему.
Сергей Притула
С точки зрения подачи программа Притулы наверное наиболее легко читается и пробуждает эмоциональную реакцию, но с позиции содержательности и раскрытия конкретных мер для избавления горожан от "напрягов" она выглядит довольно абстрактной. В программе превалирует бытовое понимание проблем города, без предложения реального видения и конкретных механизмов достижения поставленных целей. Сводить деятельность мэра исключительно к вопросам стратегического развития и защиты интересов города на уровне центральной власти и надеяться, что погруженные в свои заботы киевляне будут сами определять приоритеты развития города в целом и каждого района в частности, является довольно наивным подходом. В целом, создается впечатление, что писал программу Сергей Притула, тоже не сильно "напрягаясь".
Безусловно, чтение программ кандидатов в мэры является не самым интересным занятием, и это время можно использовать гораздо приятнее, но если вы исповедуете именно такой подход, то потом не жалуйтесь на результаты работы выбранного вами на эмоциях кандидата. Программа - это своеобразный документ, указатель работы мэра, к которому вы можете обращаться и требовать его выполнения, это также исходная точка для оценки деятельности мэра, когда срок его полномочий будет подходить к концу. Симпатичный, честный и приятный человек, с хорошим чувством юмора, который читает умные книги - это не показатель компетенции в вопросах местного самоуправления. Глубинное понимание проблем города, умение раскрывать причинно-следственные связи, знание особенностей функционирования населенного пункта, адекватная оценка его ресурсов и конкурентных преимуществ и умение это все вместить в четкие шаги своей будущей деятельности - именно это является показателем профессионализма и готовности занять соответствующую должность.