RU  UA  EN

вторник, 5 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 44.40
НБУ:USD  41.05
Политика

За кулисами европейского провала: на кого работает МИД Украины

Работу внешнеполитического ведомства государства тормозят представители "советской школы" и российская пятая колонна

Работу внешнеполитического ведомства государства тормозят представители "советской школы" и российская пятая колонна Украинский МИД за последний год никак не продвинулся в вопросе получения безвизового режима со странами Европейского союза Фото: УНИАН

19 июня исполняется год с момента назначения Павла Климкина министром иностранных дел Украины. По его словам, за это время отечественному МИДу удалось добиться нескольких положительных результатов, основным из которых является достижение солидарности с Украиной международного сообщества. При этом, отмечает господин Климкин, в работе ведомства не было "настоящих провалов". С ним не согласны опрошенные "Апострофом" дипломаты. Они утверждают, что внешнеполитическое ведомство Украины увязло в советских стандартах и подвержено влиянию российского лобби, что необходимо изменить уже в ближайшем будущем.

Ровно год назад, 19 июня 2014 года, министром иностранных дел Украины был назначен Павел Климкин. Инициатором такого кадрового решения стал избранный после Революции достоинства президент Петр Порошенко, который одним из приоритетных направлений своей деятельности назвал европейскую интеграцию Украины. После того, как кандидатуру господина Климкина поддержали в парламенте, многие эксперты заговорили о нем, как об оптимальном компромиссном варианте министра, намного более адекватном выборе, чем его предшественник. С одной стороны, Павла Климкина называли человеком, готовым беспрекословно выполнять указания главы государства по интеграции в Европу, а с другой — как хорошего переговорщика в диалоге с Москвой. Дело в том, что министр родился в Курске и окончил Московский физико-технический институт, что, якобы, должно было расположить к нему Кремль.

Впрочем, за год своей деятельности господин Климкин не добился значимых результатов на должности министра, отмечают опрошенные "Апострофом" дипломаты. Во-первых, нашему государству так и не удалось получить безвизовый режим со странами Европейского союза, двусторонняя торговля падает, несмотря на односторонние преференции ЕС для Украины, а признание Евросоюзом европейской перспективы Украины не просматривается даже в отдаленном будущем. Во-вторых, конфликт на Донбассе не только не был урегулирован, но и переведен в затяжную фазу с непредсказуемыми последствиями. Конечно, вина за это лежит не только на отечественном МИД, однако именно внешнеполитическое ведомство страны должно играть ведущую роль в отношениях с ЕС и Россией.

Среди прочего, как отмечают собеседники издания, господин Климкин не смог разработать системное видение урегулирования конфликта, а также в полной мере использовать кредит доверия, предоставленный Украине со стороны США и ЕС. Кроме того, со стороны ведомства не уделялось должного внимания взаимоотношениям с Китаем и решению вопроса введения на Донбасс миротворцев. В течение года министр ограничился демонстрацией усердного исполнения указаний президента, протокольными фото и регулярными сессиями в Twitter, в то время как эффективность работы ведомства падала, говорят опрошенные "Апострофом" дипломаты. По их словам, сейчас МИД Украины переживает один из наиболее кризисных периодов за всю историю независимости государства.

Мнение не со стороны

Дело в том, говорят бывшие и нынешние сотрудники отечественного внешнеполитического ведомства, что за более чем 20-летний период независимости МИД Украины не смог окончательно адаптироваться к изменившимся условиям мира. С одной стороны, как утверждает дипломат Богдан Соколовский, это обусловлено тем, что костяк отечественного внешнеполитического ведомства составили представители МИД УССР. "Известно, что при Союзе руководящие должности в Украине занимали люди, лояльные центральному аппарату, то есть Москве. Они стали основой украинской государственной службы, в том числе и Министерства иностранных дел. При этом советские правила и нормы были законсервированы: молодое поколение, которое впоследствии приходило в МИД, училось у этих представителей советской школы. Поэтому такое наследие мы имеем и по сей день", — заявил он.

По мнению господина Соколовского, с этой традицией нужно заканчивать. Но, отметил дипломат, за последний год Павел Климкин "практически никого не поменял" на ключевых должностях. Его коллеги единогласны в том, что сегодня в МИД наиболее слабое руководящее звено за последних 20 лет, а многие сотрудники ведомства не являются компетентными. "Невозможно даже сравнить Галибаренко (первый замминистра МИД Украины, — ред.) и Карасина, который является ее визави в МИД РФ. Это не просто несравнимые величины, это величины, существующие в измерениях, которые не пересекаются", — сказал в разговоре с "Апострофом" другой украинский дипломат, на протяжении нескольких лет занимающийся отношениями с РФ. "Представить менеджера табачной компании заместителем главы МИДа просто немыслимо", — прокомментировал кадровую политику господина Климкина посол Игорь Турянский, имея в виду, очевидно, Елену Зеркаль, которая до назначения на должность замминистра иностранных дел работала, как говорится на сайте МИД, старшим менеджером по корпоративным связям ПрАТ "А/Т тютюнова компанія В.А.Т. — Прилуки".

Другая причина неудовлетворительных результатов деятельности МИД Украины, сообщает высокопоставленный источник "Апострофа" в этом ведомстве, связана с мощным российским лобби. "А именно, — уточнил он, — с украинскими дипломатами, опосредствованно работающими на Кремль. Некоторые из них действуют по собственной воле, за финансовое вознаграждение, а на некоторых со стороны российских спецслужб оказывается давление при помощи компромата". По словам собеседника издания, он не стал бы исключать даже варианта, при котором спецслужбами РФ завербованы были украинские дипломаты высшего ранга, как это было в Службе внешней разведки и Службе безопасности Украины, где и по сей день находят кремлевских шпионов.

Один из дипломатов, передавший свое видение ситуации в МИД в письменной форме и, по понятным причинам, попросивший об анонимности, считает, что многие российские агенты влияния были засланы в министерство еще на заре независимости. По его словам, влияние пятой колонны привело к разоружению Украины взамен на Будапештский меморандум, который, как оказалось, ни Великобритания, ни США, ни тем более Франция с Китаем выполнять не обязаны. "Сначала Украина благополучно разоружилась, а потом заключила, как оказалось, практически бесполезный Будапештский меморандум, выполнять условия которого его подписанты не стали. Далеко не последнюю роль в этом процессе сыграл и департамент военного контроля и разоружения МИД Украины, где, среди прочих, работал также нынешний глава ведомства Павел Климкин", — отметил он.

Соглашается с тем, что украинская сторона не доработала в отношении Меморандума и ветеран дипломатической службы Игорь Турянский. По его словам, отечественным дипломатам следовало бы "более четко и понятно прописать некоторые пункты документа", а после его подписания инициировать проведение встреч представителей стран-гарантов территориальной целостности Украины для того, чтобы рассмотреть, как выполняется меморандум. "За все это время, — подчеркивает дипломат, — ни одного подобного совещания проведено не было".

Другой ветеран отечественной дипслужбы, оставивший министерство несколько месяцев назад, считает, что Украина серьезно не доработала в ООН. "Нужно было бы уже раз пять выносить жесткие резолюции на заседание Совета Безопасности ООН, получить вето РФ и на этом основании выносить вопрос на рассмотрение Генассамблеи. Но никто ничего не делает! Почему?" с возмущением прокомментировал он.

Советов относительно того, как побороть предполагаемую "пятую колонну" в министерстве, опрошенные "Апострофом" дипломаты не дали. "Нужна инициатива гражданского общества", — сказал Богдан Соколовский. Но многие его коллеги, как и действующие сотрудники, сомневаются в том, что давление общественности поможет изменить МИД. "Сам Климкин не ответил на многие вопросы относительно его самого, например, откуда у студента технического московского вуза советских времен со специальностью "физика и прикладная математика" такое прекрасное владение не только английским, но и немецким языком?", — сказал один из них. "Президент об этом знает, но если Климкин работает дальше министром, значит, качество его работы и результаты президента устраивают", добавляет он.

Среди других факторов, негативно повлиявших на деятельность МИД Украины, можно назвать также относительную несамостоятельность ведомства и его финансовую ограниченность. Ранее "Апостроф" уже сообщал, что Администрация президента (АП), по сути, отстранила МИД от отбора кандидатур послов Украины в других странах. Получается, что кадровые вопросы теперь решаются в АП, а у министерства осталась только функция "оформлять". Кроме того, как подчеркнул господин Соколовский, впоследствии резкой девальвации гривны Украине стало намного сложнее финансировать свои дипломатические представительства за границей, что значительно ограничило возможности пребывающих там сотрудников.

Слово министру

Для того, чтобы выяснить, насколько заявления анонимных источников и опрошенных изданием дипломатов соответствуют действительности, "Апостроф" связался непосредственно с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным. В комментарии изданию он подтвердил, что в его ведомстве есть проблема с кадровым составом. Впрочем, подчеркнул господин Климкин, "полностью некомпетентных сотрудников" в ведомстве нет. "А вот те, кто в условиях борьбы с российской агрессией не выдерживают интеллектуального и физического давления, естественно, есть. Мы работаем над обновлением дипломатической службы. Тем, кто хочет и может работать, мы помогаем учиться и развиваться", — отметил он.

Вместе с тем, господин Климкин не стал исключать возможность проникновения в МИД Украины агентов иностранных спецслужб. По его словам, в этом направлении ведется напряженная работа со стороны отечественной контрразведки, а внутри внешнеполитического ведомства начали применять систему мер, "необходимых в условиях российской агрессии". Деталей этих мер, по понятным причинам, глава МИД Украины называть не стал, однако подчеркнул, что никакие иностранные агенты на роботу отечественного внешнеполитического ведомства не влияют.

Что касается оценки результатов собственной деятельности, то своим основным достижением Павел Климкин считает достижение солидарности с Украиной "всего мира". Как отметил министр, наше государство использует поддержку международного сообщества на благо страны во всех сферах, в том числе в процессе европейской интеграции, вопросе защиты прав и интересов украинцев за границей, а также в контексте популяризации и продвижении Украины по всему миру. "И для этого мы успешно используем не только традиционные методы, но и современные информационные технологии. Twitter МИД Украины стал пятым по уровню активности среди политических аккаунтов в мире. Наше широкое присутствие в социальных сетях позволяет нам максимально эффективно распространять информацию", — ответил он.

Примечательно, что господин Климкин не считает, что в работе ведомства были "настоящие провалы". "Но есть несколько моментов, которые не удалось завершить за год, соглашается он. Это, например, нейтрализация российской пропаганды, а также завершение реформы дипломатической службы". При этом основными целями на будущее министр назвал сохранение солидарности мира с Украиной в борьбе с российской агрессией, перенос перспективы вступления Украины в Европейский союз с долгосрочного на среднесрочный период, а также окончание реформы дипломатической службы.

Рекомендовано учесть

Для того, чтобы несколько улучшить работу МИД Украины и повысить ее эффективность, ряд инициатив предложили также бывшие и нынешние сотрудники ведомства. Многие из них уже прошли обсуждение среди экспертов. Например, "Майдан иностранных дел", возглавляемый дипломатом Богданом Яременко, предложил системное видение концепции возвращения Крыма Украине. По предложению другого бывшего дипломата Владимира Василенко, Общественный совет при комитете по иностранным делам украинского парламента разрабатывает сейчас вопрос выдвижения консолидированной претензии Украины к России о взыскании компенсации за принесенный ущерб вследствие российской агрессии. Бывший сотрудник МИД Василий Филипчук предложил свою концепцию реформы отечественной дипслужбы и разработку нового системного подхода к урегулированию конфликта на востоке страны.

При этом бывший глава МИД Владимир Огрызко сказал "Апострофу", что министерство обязано думать прежде всего о насущных проблемах Украины, связанных с российским военным вторжением. По его словам, в вопросе урегулирования конфликта Украине следует перестать играть по российским правилам и взять инициативу в свои руки. "Если говорить о Минских договоренностях, все кругом, как попугаи, повторяют: "Другого пути, кроме них, нет". Но является ли это инструментом прекращения войны на Донбассе? Нет. Нам говорят "нельзя разрывать дипломатические отношения с Россией, потому что это не оставит нам возможности защищать граждан Украины в РФ". Но тут возникает вопрос: "А скольких из них мы защитили? Это эффективно или нет?" Возможно, если бы украинские интересы представляли США или Франция, им удалось бы действовать более эффективно, чем нашим дипломатам, которых на пушечный выстрел не подпускают к незаконно задержанным гражданам Украины", — подчеркнул он.

Многие его коллеги не согласны с такими идеями и предлагают свое видение дипломатических путей урегулирования конфликта с РФ, но все наши собеседники сходятся в главном: на нынешнем этапе Министерство иностранных дел Украины не нашло ответа на те ответственные вызовы, которые предстали перед нашей страной. А за дипломатические промахи сегодня украинцы рассчитываются уже не имиджем или деньгами, а кровью.

Читайте также