В среду, 11 мая, в Берлине состоится встреча глав МИД стран "нормандской четверки". Основными темами встречи станут вопросы установления перемирия на Донбассе и нюансы проведения выборов на временно оккупированных территориях. По мнению экспертов, очередные переговоры не станут прорывом в выполнении Минских соглашений, а каждая из делегаций будет повторять уже ставшие "мантрами" тезисы. Впрочем, есть определенная надежда, что сдвинется с места вопрос об обмене военнопленными, и в том числе — Надежды Савченко.
Очередные переговоры министров иностранных дел стран "нормандской четверки" (Украина, Германия, Франция и Россия, — "Апостроф") были инициированы главой немецкого внешнеполитического ведомства Франком-Вальтером Штайнмайером. Несмотря на то, что официальное подтверждение этой информации было опубликовано лишь 30 апреля, соответствующее решение было на самом деле принято еще 26-27 апреля. "Фактически это произошло после встреч президента США Барака Обамы с европейскими лидерами в Германии. По итогам этих переговоров Вашингтон решил активизировать прогресс в выполнении Минска-2, о чем в ходе своего визита в Киев заявила Виктория Нуланд", — отметил источник "Апострофа" в дипломатических кругах.
По словам спикера МИД РФ Марии Захаровой, на встрече в Берлине стороны "нормандского формата" собираются обсудить практически все аспекты урегулирования войны на Донбассе. "Речь, прежде всего, идет о местных выборах, предоставлении региону законодательно закрепленного на основе особого статуса, амнистии и осуществлению реальной конституционной реформы. В ходе переговоров будет уделено внимание задачам сохранения перемирия на юго-востоке Украины, а также проблемам обеспечения безопасности", — отметила она. При этом, по словам Захаровой, Россия настаивает, чтобы Украина выполняла свои обязательства по Минским соглашениям через прямой диалог Киева с Донбассом.
Таким образом, как считает председатель правления Международного центра перспективных исследований Василий Филипчук, Россия в очередной раз пытается показать себя не стороной конфликта на Донбассе, а посредником по его урегулированию. Киев, в свою очередь, не желает вести прямой диалог с представителями сепаратистов. По словам уже бывшего председателя со стороны Украины в Трехсторонней контактной группе Романа Бессмертного, с боевиками просто не о чем говорить, поскольку последние полностью подконтрольны Москве и выполняют приказы из Кремля.
При этом сами пророссийские боевики особых надежд на "нормандскую встречу" в Берлине также не возлагают. "Неконструктивные действия Киева и продолжающаяся имитация выполнения Минских соглашений вызывает очень серьезные сомнения. Поэтому говорить о прорывах и новых достижениях было бы весьма оптимистично", — заявил накануне встречи представитель так называемой "ДНР" на переговорах в Минске Денис Пушилин.
"Оптимизм по этому поводу может появиться только тогда, когда боевики наконец-то прекратят обстреливать позиции украинских военных и создадут таким образом условия для предметного диалога по политическим аспектам Минских договоренностей", — заявил "Апострофу" один из высокопоставленных сотрудников украинского МИД на условиях анонимности. По его словам, несмотря на заявление заместителя министра иностранных дел Украины Вадима Пристайко о возможном проведении на временно оккупированных территориях выборов уже этим летом, "в Киеве все понимают, что этому не быть".
И снова полицейская миссия ОБСЕ
Как отметил источник "Апострофа", тем не менее, на предстоящей встрече украинская делегация намерена обсудить условия возможных выборов на временно оккупированных территориях. "В этой связи планируется предметно остановиться о расширении мандата миссии ОБСЕ, вплоть до воплощения в реальность инициативы о полицейской миссии на Донбассе, которая бы следила не только за общей ситуацией на Донбассе, но и за возможными выборами", — подчеркнул собеседник издания.
Следует напомнить, что в конце апреля президент Украины Петр Порошенко заявил о подготовке полицейской миссии ОБСЕ на Донбассе. По его словам, эта миссия должна обеспечить устойчивое прекращение огня и безопасность, отвод тяжелой военной техники и вывод иностранных войск, а также восстановление контроля над украинско-российской границей.
"Впрочем, такие ожидания мало связаны с практическим мандатом полицейских миссий ОБСЕ. Даже вооруженные миссии этой организации не могут обеспечить режим прекращения огня, а также отвод техники и войск. Полицейский персонал ОБСЕ может осуществлять патрулирование линии разграничения и украинско-российской границы, но только при обязательном согласии России. Отличие полицейской миссии от мониторинговой (которая действует в Украине сейчас, — "Апостроф") состоит в том, что первые будут носить оружие и иметь право на его применение в случае угрозы их жизни. Но полицейские не смогут применять оружие против нарушителей режима перемирия", — подчеркнул Василий Филипчук.
По словам эксперта, присутствие полицейской миссии ОБСЕ действительно может способствовать мониторингу ситуации во время выборов на территории отдельных районов Луганской и Донецкой областей. Однако для этого на Донбассе должно установиться устойчивое перемирие, которое сейчас нарушается, несмотря на новый режим "полного прекращения огня".
Без надежды на прорыв
Таким образом, как считают собеседники "Апострофа", уже в который раз основной темой "нормандских переговоров" станут продолжающиеся обстрелы на Донбассе. "А разговоры о вводе миссий на восток Украины — не более, чем политические прожекты украинской стороны. Попытка скрыть отсутствие прогресса в реализации Минских соглашений", — рассказал "Апострофу" председатель правления фонда "Майдан иностранных дел" Богдан Яременко.
По словам источника "Апострофа" в МИД Украины, на переговорах в Берлине будет обсуждаться также вопрос обмена военнопленными, в том числе — тема украинской летчицы Надежды Савченко. "Это один из пунктов, по которому мы ожидаем добиться хоть какой-то конкретики", — сказал собеседник издания.
В целом, эксперты не ожидают от предстоящей встречи значительных результатов и прорыва в реализации Минских соглашений. "У наших западных партнеров есть желание достичь успеха. Потому что процесс явно застрял и фактически стороны близки к тому, чтобы признать, что он ни к чему не привел. Это нарушает обещания, которые давали лидеры Франции и Германии. Поэтому возможный провал Минска будет их личной неудачей. А в преддверии выборов в этих странах это было бы очень не к стати. Вот почему делаются усилия, чтобы оживить процесс. Хотя бы посредством политического урегулирования", — заявил "Апострофу" научный руководитель Института Евроатлантического сотрудничества Александр Сушко.
Более того, как отметил Богдан Яременко, прогресс в выполнении Минска-2 на уровне глав МИД невозможен априори. "Сейчас стало совершенно очевидно, что уровень министров иностранных дел — недостаточный для урегулирования данного вопроса. Если в Украине и России глава МИД — подневольная фигура, которая выполняет роль спикера президента, то в той же Германии все более заметными становятся различия в позициях Штайнмайера и Меркель (канцлер Ангела Меркель занимает более проукраинскую позицию, высказываясь за первоочередность установления мира на Донбассе, Штайнмайер настаивает на скорейшем проведении плебисцита в оккупированных регионах, — "Апостроф"). Следовательно, министры могут только повторять уже известные нам мантры о необходимости выполнения Минска-2 и проведении выборов. Найти новый путь на их уровне вряд ли возможно", — резюмировал он.