RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Политика

Глухонемая Украина: почему Порошенко не назначил послов в НАТО и в 10 государствах

Вакантные посольские места оставляют в качестве "запасных аэродромов" для отставных политиков

Вакантные посольские места оставляют в качестве "запасных аэродромов" для отставных политиков Украина не имеет своих представителей в 10 государствах и двух международных организациях Фото: Владислав Содель

На сегодняшний день Украина не представлена на уровне послов в 10 странах, а также двух организациях — миссии при НАТО и представительстве в координационных институтах СНГ. Об этом "Апострофу" сообщили в МИД Украины. Эксперты отмечают, что, отсутствие глав дипломатических представительств негативно влияет на имидж нашего государства и усложняет выполнение первоочередных внешнеполитических задач, которые стоят перед Украиной. По их мнению, вакантные посольские должности готовят для высокопоставленных украинских чиновников, которых попросят уйти с должности.

В каких странах Украина не имеет своих послов

Украина до сих пор не имеет своих представителей в 10 государствах и двух международных организациях. Об этом говорится в ответе департамента политики и коммуникаций МИД Украины на информационный запрос "Апострофа".

Перечень стран, в которых у Украины нет послов, выглядит следующим образом: Армения, Беларусь, Грузия, Дания, Ирландия, Куба, Российская Федерация, Румыния, Черногория, Швейцария. Кроме того, Киев о сих пор не определился с главой миссии Украины при НАТО, а также постоянным представителем в представительстве Украины при координационных институтах СНГ.

Фото: Апостроф

"В случае с Россией речь идет не о том, что не могут подобрать необходимую кандидатуру, а потому, что это реакция на войну. Это называется демарш, понижение уровня взаимоотношений. Вот посла и отозвали", — заявил "Апострофу" председатель правления фонда "Майдан иностранных дел" Богдан Яременко. В случае с другими странами, как считают эксперты, отсутствие глав украинских диппредставительств — очень негативный сигнал для наших партнеров.

"Посмотрим на Беларусь, где фактически ведутся Минские переговоры, работает Трехсторонняя контактная группа — там нет посла. У себя в комитете мы даже сделали инфографику "Глухонемая Украина" — с названиями стран, где у нас нет главы посольства", отметила глава Комитета Верховной рады Украины по иностранным делам Анна Гопко.

То же самое касается международных организаций. Если политику Киева в отношении представительства Украины в СНГ также можно назвать элементом демарша, то отсутствие главы миссии Украины при НАТО вызывает возмущение у некоторых представителей Североатлантического альянса. "Я побывал на некоторых публичных встречах с ним (исполняющим обязанности главы миссии Украины при НАТО Евгением Божком, — "Апостроф"), и он сказал, что в том числе в самом НАТО, к которому мы часто обращаемся по поводу предоставления той или иной помощи, многие негативно воспринимают отсутствие у него статуса", подчеркнул Богдан Яременко.

Кроме того, по мнению некоторых экспертов, отсутствие официально утвержденного главы миссии Украины при НАТО — не лучший сигнал Западу накануне саммита Альянса, который должен состояться в июле.

По словам дипломата Андрея Веселовского, из-за отсутствия главы миссии при НАТО Украина испытывает трудности с наполнением трастовых фондов Альянса, созданных для поддержки Киева. "Потому что работа посла — ежедневная проверка выполнения поручений центра и напоминание "домой", чего хочет принимающая сторона. Если документы подписываются послом, они имеют дополнительный вес. Кроме того, у посла есть доступ к собеседникам другого (высшего) уровня", сказал Веселовский "Апострофу". Дипломат, впрочем, добавил, что мероприятия уровня Варшавского саммита в основном не готовятся послами, за это должны отвечать МИД и Администрация президента.

Дипломатические "махинации" и монополия на внешнюю политику

Следует отметить, что в ответе МИД на запрос "Апострофу" был упущен ряд государств, в которых у Украины нет послов. Среди прочих, речь идет о Казахстане, Норвегии и Венгрии. По словам Анны Гопко, в случае с Венгрией "вопрос действительно должен решиться в ближайшее время", а вот по Казахстану и Норвегии ситуация несколько иная. Сейчас в этих странах главную роль в посольствах выполнят временные уполномоченные.

В то же время, должность посла и временного уполномоченного — абсолютно разные понятия. "Во-первых, посол назначается указом президента. Во-вторых, для этого в страну высылается агреман: неофициальный запрос о том, согласны ли с кандидатурой человека власти этого государства. Только после этого проходит утверждение. Если на месте по каким-то обстоятельствам нет посла, который может поехать в командировку или если старого посла отозвали, а нового еще не прислали, то его обязанности выполняет временный уполномоченный. По своему уровню и статусу он не сопоставим с послом. Если посол может претендовать на встречи с министрами страны пребывания, то временный уполномоченный — максимум на встречи с директорами департаментов отдельных ведомств", рассказала "Апострофу" эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Елена Захарова.

Как удалось выяснить "Апострофу", в случае с Норвегией и Казахстаном Украина уже получила агреман на новых послов. "То есть, в Астане и Осло уже согласились с предложенными нами кандидатурами. Но теперь дело за президентом. Как только будет его указ, сразу же будет обнародована соответствующая информация", заявил изданию один из собеседников в МИД Украины. Фамилии согласованных кандидатур пока не разглашаются.

Судя по всему, это может быть связано с тем, что реальные функции по назначению послов Украины в других государствах и международных организациях выполняет Администрация президента, а не отечественное внешнеполитическое ведомство.

"За этот год только на тему послов я уже дважды говорила с президентом. Я не упоминаю разговоры с господином Климкиным (главой МИД Украины, "Апостроф"), который, как кажется, не решает подобные вопросы. Судя по всему, это тема уровня Администрации президента. И это одна из проблем у нас есть министр, а кадровые вопросы по назначениям принимаются в АП. Комитет уже три раза отправлял письма на имя президента, а Борис Ложкин (глава АП, "Апостроф") присылал нам отписки", отметила Анна Гопко.

Как утверждают собеседники "Апострофа" в дипломатических кругах, некоторые из посольских мест пустуют неслучайно. "Они сохраняются в качестве "запасных аэродромов" для украинских высокопоставленных чиновников, которых могут попросить уйти с должности", сказал изданию один из источников.

По словам собеседников издания, в парламентских фракциях "Народный фронт" и БПП посольскую должность (по одним данным в представительстве Украины в ООН, а по другим — в представительстве Украины в ЕС) предлагали также бывшему премьер-министру страны Арсению Яценюку. Последний, впрочем, якобы намерен продолжить свою политическую карьеру и не хочет "отсиживаться" на должности посла.

Чтобы изменить ситуацию, украинские парламентарии намерены добиться реформирования отечественного внешнеполитического ведомства, которое Павел Климкин анонсировал еще полтора года назад и затем неоднократно обещал позже. "Еще в январе, когда накануне отчета правительства господин Климкин нам отчитывался за 2015 год и за 300 млн грн дополнительных средств для МИДа, которые мы с комитетом выбили из бюджета, мы требовали представления реформы дипломатической службы. Нам пообещали на март. Что будет реформа дипслужбы в связи с реформой госслужбы. Мы ждем уже третий месяц. Нужно, чтобы у нас не было монополии (АП, "Апостроф") на внешнюю политику", сказала Анна Гопко.

Председатель правления МПЦИ Василий Филипчук также согласен с тем, что сейчас Украина крайне нуждается в структурных изменениях во внешней политике. "Назначение посла в то или иное государство — безусловно, важный момент, который свидетельствует о качестве работы административной машины Украины. Но в нынешней ситуации, когда у нас нет четкой внешнеполитической стратегии, а тезисы о вступлении в ЕС и НАТО остаются на уровне слов, для Украины важнее поработать над четкой концепцией нашего внешнеполитического вектора", резюмировал он.

Читайте также