Во вторник, 30 августа, представители украинского гражданского общества выступили с совместным заявлением, в котором они в ответ на объявление польским парламентом 11 июля Днем памяти поляков – жертв геноцида, совершенного ОУН-УПА, призывают Верховную Раду Украины определить 3 памятные даты в честь жертв польских преступлений в Украине. Аналитик Международного центра перспективных исследований Вячеслав Голуб считает, что пока Украине следует воздержаться от подобных резких заявлений и неосторожных шагов, которые могут быть восприняты как недружественные или провокационные. По его мнению, стоит подождать до 2 декабря – дня ожидаемого визита Петра Порошенко в Варшаву, а за это время постараться найти взаимопонимание в отношениях с соседями.
В своем совместном заявлении, обнародованном 30 августа, Леонид Кравчук, Иван Драч, Василий Шкляр, Иван Заец, Борис Тарасюк, Владимир Огрызко, Иван Дзюба, Дмитрий Павлычко и Владимир Василенко предлагают в ответ на решение польского парламента установить в Украине следующие памятные даты: 23 сентября – Днем польских репрессий против автохтонного украинского населения Галиции (в этот день 1930 года были начаты антиукраинские репрессивные акции, известные в истории под названием "пацификация"); 25 декабря – Днем памяти геноцидного уничтожения польским подпольем автохтонного украинского населения на этнических украинских землях (в этот день 1942 года польские вооруженные отряды начали массовые убийства украинцев), а также 28 апреля – Днем памяти украинцев, которые стали жертвами принудительной депортации со стороны польского государства (в этот день 1947 года коммунистическая Польша начала так называемую операцию "Висла").
Это не первое подобное предложение. Со времени принятия 7 июля сенатом и 22 июля сеймом Республики Польша "Резолюции о почтении памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами в отношении граждан Второй Речи Посполитой в 1943-45 годах" (так называемая "волынская резолюция") в общественно-политической среде обеих стран не унимаются страсти по поводу оценки трагических событий на Волыни, во время которых вследствие взаимной вражды погибло множество украинцев и поляков. В Верховной раде еще с 3 августа лежит проект постановления внефракционного депутата Олега Мусия "О чествовании памяти жертв геноцида, совершенного Польским государством по отношению к украинцам в 1919-1951 годах". В нем предлагается определить 24 марта Днем памяти об украинцах – жертвах геноцида, совершенного Польшей (в этот день в 1923 году на собрании во Львове украинцы поклялись бороться против Польши за создание независимого государства).
Снизить накал эмоций не смог и визит президента Польши Анджея Дуды в Украину, который на военном параде по случаю 25-й годовщины независимости в Киеве стоял рядом с Петром Порошенко. Это объясняется тем, что лидер польского народа не привез хороших новостей из Варшавы. Уже во время оглашения совместного заявления двух президентов было видно, что Анджею Дуде не удалось достичь консенсуса внутри польской правящей верхушки по вопросу трактовки общей истории. Хотя президент Петр Порошенко со своей стороны продемонстрировал свою готовность к скорейшему поиску компромисса на основе формулы духовного единения "Прощаем и просим прощения". Да и ранее он на практике доказывал это намерение: сначала в 2014 году извинившись перед польскими депутатами за Волынские события, а затем в 2016 году возложив цветы к памятнику жертвам "Волынской резни" в Варшаве. Чтобы отвлечь внимание обоих народов от этой темы и выиграть время, Анджей Дуда символически пригласил Петра Порошенко посетить Польшу 2 декабря – в 25-ю годовщину признания Польшей независимости Украины. Тогда, вероятнее всего, и должна быть поставлена точка в вопросе отношения к "Волынской трагедии".
Так следует ли Киеву сегодня реагировать на недружественный шаг Варшавы и каким образом?
Во-первых, актуальность принятия постановления Верховной рады с осуждением действий польских депутатов или признания геноцида украинцев со стороны поляков уже прошла. Его следовало принимать 7 июля, сразу после обнародования постановления сената, или 22 июля после постановления сейма. Правда, во втором случае необходимо было собирать внеочередное заседание Верховной рады, поскольку 15 июля спикер Рады Андрей Парубий уже закрыл четвертую сессию, и депутаты разошлись на каникулы. Да и не факт, что в парламенте нашлись бы голоса для столь решительного шага.
Во-вторых, определенная реакция Верховной рады на самом деле уже была - в виде заявления Комитета по иностранным делам, в котором народные депутаты - члены комитета выразили глубокую обеспокоенность принятием сенатом и сеймом Польши постановлений о признании Волынской трагедии геноцидом. Достойным ответом со стороны парламента было также и сложение Борисом Тарасюком обязанностей председателя группы межпарламентских связей с Польшей.
В-третьих, принятие Верховной радой подобных заявлений сегодня является нецелесообразным ввиду того, что во время визита 24 августа Анджей Дуда дал четкий сигнал, что его страна не отказывается от диалога с целью установления истины, а лишь просит об отсрочке.
Поэтому наиболее оптимальным шагом со стороны Украины представляется дать Польше это время для размышлений, а самим эффективно использовать его для активизации межпарламентского взаимодействия путем взаимных визитов парламентариев обеих стран, организации конференций, круглых столов, семинаров, на которых ученые изложили бы свою научно обоснованную оценку исторических событий. Не делая при этом до 2 декабря резких заявлений и не совершая неосторожных шагов, которые могут восприниматься как недружественные или провокационные.
В вопросах примирения стоит также обратиться к опыту Франции и Германии. Страны, которые воевали между собой в двух мировых войнах, сумели достичь взаимопонимания менее чем через два десятилетия после окончания Второй мировой войны, подписав 22 января 1963 года в Париже Елисейский договор, положивший конец столетней вражде и заложивший фундамент надежных союзнических отношений. И уже более полувека с момента примирения Берлин и Париж остаются основными локомотивами ЕС, гарантами благополучия всей Европы. Так почему же Украине и Польше не взять пример с Франции и Германии?
Наконец, решением чувствительного вопроса оценки Волынских событий должны более активно заняться парламенты Украины и Польши. Парламентам обоих государств следовало бы принять совместное заявление, в котором будет выражена согласованная позиция представительских органов власти по поводу Волынской трагедии. Возможно, следует обратиться к опыту 2003 года, когда Верховной раде и парламенту Польши удалось достичь в этом вопросе взаимопонимания.
Стоит также создать совместный межпарламентский постоянно действующий комитет, в рамках которого парламентарии находились бы между собой в постоянном контакте - наподобие Консультационного комитета президентов Украины и Польши. Сам факт создания такого комитета будет свидетельствовать о высоком уровне доверия и в будущем станет основой для взаимопонимания и сотрудничества.
Украина пока не может дипломатическим путем урегулировать конфликт на Донбассе. Пусть же, по крайней мере, не потеряет союзника, отношения с которым выстраивались на протяжении четверти века.