Американцы вопреки предсказаниям и опросам выбрали 45-м президентом Соединенных Штатов республиканца Дональда Трампа. О том, как изменится политика США в отношении Украины с приходом нового президента, пойдет ли Трамп на мировую с Кремлем и почему Украине нужно больше ориентироваться на нового вице-президента США Майка Пенса, в интервью "Апострофу" рассказал директор Центра восточноевропейских перспектив в Вашингтоне, лоббист Украины в Америке Николай Воробьев.
- Что означает победа Дональда Трампа для Украины? Изменится ли риторика Вашингтона по отношению к украинскому государству?
- Хуже риторика не станет точно. А по поводу Трампа давать какие-то прогнозы сейчас — неблагодарное дело, надо понять, кого он назначит госсекретарем и какое будет военное руководство страны, а потом уже будет понятно, какая его стратегия, какие будут первые шаги по международной политике, в какую первую страну он поедет уже как президент. Сейчас никто не берется его прогнозировать, потому что он действительно непредсказуемый. Но с другой стороны, все, с кем мне удалось пообщаться, говорят, что заявления Трампа-кандидата и заявления Трампа-президента будут совершенно разными, не будет у него такой свободы, которая у него была во время дебатов или других публичных мероприятий. Поэтому ему придется делать поправку на военное руководство страны, на Конгресс, на оппонентов - как среди республиканцев, так и в демократическом лагере.
- Как это отразится на помощи Украине? В частности, с нынешней проблемой – блокирование президентом Обамой предоставления Украине летального оружия. Что изменится при президентстве Трампа?
- Смотрите, Обама его не блокирует, он его медленно передает и сейчас задача Украины — вырвать хотя бы то, что нам положено по акту по поддержке Украины. И еще по поводу оружия: я не думаю, что при Трампе мы его получим, потому что даже во время праймериз, когда его номинировали в июле этого года, из республиканской платформы был убран пункт по поводу летальной помощи для Украины. Были сохранены санкции против РФ, усиление НАТО, но летальная помощь Украине была удалена. Поэтому я сомневаюсь, что Украина при Трампе получит военную поддержку.
- Вы недавно сказали, что в близком окружении Трампа как минимум трое человек напрямую завязаны на РФ: Картер Пейдж с интересами в "Газпроме", Пол Манафорт, который консультировал Януковича, и генерал Майкл Флинн, частый спикер и гость вечеринки в честь годовщины Russia Today в Москве. Учитывая это, какие отношения будет выстраивать Трамп с Россией и Путиным?
- Мне известно только то, что после инаугурации, после того, как президент займет офис в Белом доме, ему будет дан отчет по международной ситуации и приоритеты: где Америка должна усилить свое присутствие, где уменьшить. И если Украина не выполнит свое "домашнее задание" к этому времени, тогда договариваться будут через Москву, в этом у меня сомнений нет. Поэтому тут уже вопрос к Украине: насколько страна эффективно справится со своим домашним заданием - это реформы, борьба с коррупцией, создание демократичных институтов и что она сможет предложить следующей администрации Белого дома.
- Вы также говорили, что либо Трамп пойдет на мировую с Кремлем, либо оба устроят жесткое противостояние двух лидеров...
- Трамп чем-то похож на Путина в своих высказываниях, в своих авторитарных методах управления, поэтому сойдутся два тяжеловеса. И вопрос в том, что либо они будут делить мир, либо договорятся о его переделе. Поэтому пока непонятно. Кто-то говорит, что он будет договариваться с Путиным. Но у меня есть информация, что окружение Трампа, наоборот, может толкать его еще на большую конфронтацию, поскольку республиканцы всегда более жесткие в вопросах политики. Поэтому неясно, как он себя поведет. Для него амплуа политика абсолютно новое. Могут быть разные варианты, и говорить однозначно, что он будет дружить с Путиным, не надо.
- Накануне выборов Петр Порошенко сказал, что надеется на то, что с приходом нового главы Белого дома возобновит работу комиссия по стратегическому партнерству и активизируется работа в сфере трансатлантического сотрудничества двух государств. Что вы можете сказать об этом?
- Что касается Порошенко, то не стоит забывать, что Трамп отказался с ним встречаться во время Генассамблеи ООН в сентябре, хотя Клинтон с ним встретилась. Я не вижу какой-то системной работы администрации президента Украины со следующим составом Белого дома. Либо они ждут, что им дадут какие-то указания, либо дальше будут продвигать выполнение минских договоренностей, но я не вижу стратегической работы, и я не вижу, что за последние два года у Вашингтона появилось больше доверия к украинским лидерам. Потому что они себя запачкали в коррупции, в теневых схемах. Президенту Украины будет очень тяжело выстраивать эти отношения, будет очень тяжело доказать, что он прозападный, не коррумпированный. То, что он поздравил Трампа с победой, - это хорошо, но к администрации Трампа выстроится очередь из других стран, из более приоритетных регионов, и Украине будет тяжело пробиться к следующему составу Белого дома.
- Что можете сказать о новоизбранном вице-президенте Майке Пенсе? Можно ли сказать, что Украина в больше степени будет контактировать именно с ним?
- Можно и так сказать. Я скажу, что это проукраинская сторона в команде Трампа. Несколько раз у Пенса были перепалки с Трампом относительно России, когда Пенс говорил, что произошла аннексия Крыма, Путин напал на Украину и Путина нужно сдерживать. В этом плане это наш "троянский конь" в администрации Белого дома. Да, Майк Пенс не будет так заниматься вопросами Украины, как это делал его предшественник Джо Байден, но я думаю, что это сильная фигура в окружении Трампа и одна из главных опор украинского лобби. Поэтому с ним необходимо выстраивать отношения. У него нет иллюзий относительно России.
- Будет ли Трамп евроскептиком?
- Он уже является евроскептиком. И он говорил о том, что Альянс должен убрать свой контингент из Европы. Трамп вообще будет бизнес-прагматиком, он будет строить страну по принципу своего бизнеса: выгодно-невыгодно. Мне кажется, до него будет тяжело донести именно идеологическую составляющую, если не доказать ему финансовую целесообразность, потому что Трамп - бизнесмен и будет мерить в первую очередь по прибыли. Но, я думаю, учитывая то, что у нашего президента тоже есть опыт в бизнесе, то, может, они и найдут какой-то компромисс.