После заявление президента Украины Петра Порошенко в начале февраля, в котором он выразил намерение провести референдум относительно вступления в НАТО, снова активизировалась дискуссия вокруг реалистичности вступления в альянс и использования внешнеполитической тематики во внутриполитических целях. Порошенко пообещал сделать все возможное для вступления Украины в НАТО, если украинцы проголосуют за соответствующее решение.
Хотя отношения Украины с НАТО всегда были важным вектором внешней политики Украины, Киев трижды менял свою позицию относительно евроатлантической интеграции за последние 14 лет. Последние изменения произошли после Революции Достоинства и начала российской агрессии, когда Украина объявила об отказе от политики внеблоковости и возвращении курса на евроатлантическую интеграцию.
За последние два с половиной года руководство Украины неоднократно заявляло о необходимости вступления в НАТО, учитывая стремительный рост популярности такой идеи среди населения. По данным опроса Фонда "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива и Центра Разумкова, количество сторонников вступления в НАТО увеличилось с 13% в апреле 2012 года до 44,1% в декабре 2016 года. В то же время количество сторонников внеблокового статуса Украины уменьшилось с 42,1% до 26,4% за этот период. Кроме того, 62,2% респондентов приняли бы участие в референдуме относительно вступления Украины в НАТО, из них 71,5% проголосовали бы за присоединение Украины к альянсу.
Однако в вопросе членства Украины в НАТО до сих пор существуют заметные региональные различия. По опросу Центра Разумкова, проведенного в сентябре 2016 года, большинство респондентов в западных (75,6%) и центральных (51,2%) областях проголосовали бы за вступление Украины в НАТО. В то же время большинство респондентов в южных (48,1%), восточных (70,1%) областях и на контролируемой части Донбасса (52%) проголосовали бы против.
В то же время существуют сомнения относительно того, насколько украинское общество осознает нереалистичность вступления Украины в НАТО в нынешних условиях и неготовность Альянса в ближайшее время вступать в конфликт с Россией из-за Украины. Высокий уровень поддержки членства в НАТО свидетельствует, что общество желает скорейшего прекращения боевых действий на Донбассе, а НАТО может воспринимать как инструмент установления мира в Украине.
Даже если население Украины даст положительный ответ относительно вступления в НАТО на всеукраинском референдуме, это никоим образом не приблизит Украину к членству в Альянсе. Невозможность присоединения Украины к НАТО в ближайшем будущем вытекает из международных обстоятельств, которые мало зависят от решения украинской власти или народа.
1. Отсутствие единства среди государств-членов НАТО вокруг членства Украины. Согласно ст. 10 Североатлантического договора, государства-члены НАТО могут по единодушному согласию пригласить любое европейское государство присоединиться к НАТО, если эта страна способна выполнять положения этого договора и вносить вклад в евроатлантическую безопасность. Как следствие, несогласие одной из 28 государств-членов НАТО является достаточным правовым препятствием для присоединения Украины к Альянсу. Так, на Бухарестском саммите НАТО в 2008 году Франция и Германия заблокировали предоставление Украине и Грузии Плана действий относительно членства в НАТО (ПДЧ). На сегодня существует гораздо больше государств-членов НАТО, которые критически относятся к вступлению Украины из-за их нежелания ухудшать отношения с Россией.
2. Несоответствие Украины некоторым критериям членства в НАТО. Хотя Украина тратит на сектор безопасности и обороны 5% от ВВП и постепенно переходит на военные стандарты НАТО, наше государство пока не достигло важных критериев, содержащихся в ПДЧ. В частности, в связи с российской аннексией Крыма и вооруженным конфликтом на Донбассе Украина пока не в состоянии мирными способами решить международные споры, территориальные споры и "претензии относительно невоссоединенных земель".
3. Беспрецедентный кризис доверия внутри НАТО между США и европейскими странами. С одной стороны, с приходом Дональда Трампа к власти США стали жестко требовать от европейских союзников делать больший вклад в евроатлантическую безопасность. Так, 26 европейских государств-членов НАТО суммарно покрывают 34% затрат, связанных с базированием войск США в Европе. Кроме того, только 5 (США, Великобритания, Греция, Польша и Эстония) из 28 государств-членов НАТО придерживаются рекомендаций относительно расходов на оборону в размере 2% от ВВП. С другой стороны, страны на восточном фланге НАТО (Польша, Румыния, страны Балтии) испытывают неуверенность в способности своих союзников прийти на помощь в случае вторжения России. Как следствие, концептуальные противоречия внутри НАТО делают вопрос присоединения Украины неактуальным в ближайшее время.
В связи с невозможностью вступления в НАТО в краткосрочной перспективе Украине целесообразно воспользоваться шведской моделью политики безопасности, которая заключается в тесном евроатлантическом сотрудничестве и достижении военных стандартов НАТО без формального членства в Альянсе. Кроме того, Киеву нужно выступить инициатором новой архитектуры европейской безопасности, которая бы свела к минимуму риск российской агрессии против нашего государства.