Все ждали визита Петра Порошенко в США и его встречи с новым президентом США Дональдом Трампом. Такая надежда радовала еще и потому, что визит его должен был бы состояться перед намеченной встречей Трампа с Путиным. Однако поехал в Штаты министр иностранных дел Павел Климкин, который переговорил с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном и членом Комитета Сената по иностранным делам и Сенатского украинского кокуса Марко Рубио. Все встречи сопровождались заявлениями американской стороны о полной поддержке Украины, о необходимости дальнейших санкций против России и их усиления. Характер шаблонности в заявлениях очень напомнил времена Обамы. Почему вместо Порошенко в Штаты полетел Климкин и о чем говорят стандартные заявления американских мужей, рассказывает эксперт Международного центра перспективных исследований Евгений Ярошенко.
Перед Павлом Климкиным ставилась задача-минимум: понять возможности для украинской стороны в отношениях с США после прихода Трампа. А задача-максимум – подготовить почву для визита Порошенко. Насколько результативным стал этот визит Климкина – сейчас очень трудно сказать. Будут ли какие-то особые достижения от этой встречи для отношений двух стран, мы увидим в течение 1-3 месяцев. Сейчас официальная риторика действительно выглядит очень оптимистично. А на самом деле чего-то нового мы не услышали, ведь звучали те же заявления, что санкции будут продолжаться, пока не будут выполнены Минские соглашения, что США будут поддерживать Украину. Это является свидетельством того, что США до сих пор не выработали свою позицию относительно Украины и России, они продолжают курс, заложенный при президентстве Обамы. Но насколько долго это будет продолжаться – вопрос очень актуальный.
Не исключено, что сейчас США ждут конкретных предложений как от России, так и от Украины. Для того, чтобы повысить шанс получить конкретную поддержку, Украине нужно вносить конкретные предложения, которые бы заинтересовали Штаты больше, чем Кремль. Пока что украинская сторона не продвинулась ни на йоту в плане привлечения интереса со стороны США. Украина не показывает какого-то инновационного подхода. Мы стараемся сохранить старые штампы и с ними строить будущие отношения, но это не продуктивно, потому что со временем эти штампы подлежат девальвации и перестают восприниматься. Все на Западе уже устали от неизменной риторики Украины. От нас ждут каких-то конкретных предложений, а не призывов к продлению санкций и поддержки Украины. Мы должны показать, на что мы готовы пойти, показать, что Украина является субъектом и способна себя обеспечить с помощью собственных ресурсов, а не рассчитывает быть лишь реципиентом чьей-либо помощи.
Украинская сторона очень сильно рассчитывала на визит Порошенко – это правда. Но вместо Порошенко поехал Климкин, уровень контактов оказался намного ниже и, как следствие, важность переговоров тоже была на невысоком уровне.
Визит украинского президента в США был отложен из-за некоторых изменений, которые произошли в администрации Трампа. В феврале советник Трампа - достаточно важная фигура, которая влияет на формирование внешней политики Штатов - Майкл Флинн подал в отставку. Поиск новой кандидатуры и процессы утверждения отвлекли США от международных дел и заставили сосредоточиться на своих внутриполитических вопросах.
Надо учитывать и другой фактор: Трамп за полтора месяца своего президентства сделал очень много резонансных шагов - это и антиимиграционные указы, и позиция относительно зоны свободной торговли. Он испытывает очень сильный прессинг со стороны республиканцев и демократов, со стороны общества. И его встреча с Порошенко соответственно даже не является второстепенным приоритетом. Для американской стороны такая ситуация объективна, ибо они не рассматривают отношения с Украиной как отдельное направление. Так было и во времена Обамы. Если во времена Клинтона и Буша-младшего Украина была довольно важным партнером, то теперь уделять внимание лидеру неприоритетной страны, когда в середине США Трамп вызывает очень много противоречий, с политической точки зрения не очень целесообразно.
В то же время отложена и встреча Трампа с Путиным. И причина аналогична: администрация Трампа все еще находится на пути разработки своей стратегии в отношении России – она будет партнером, противником США или просто страной, с которой можно развивать определенные отношения.
США отстранились от этих внешних вопросов на неопределенный срок. Электорат, который выбрал Трампа, ждет от него большего внимания к внешним вопросам. Но администрация Трампа до сих пор находится в процессе формирования внешней доктрины. И пока единое видение отсутствует, в Белом доме пытаются подходить к внешним вопросам очень осторожно. Даже если сравнить заявления Трампа и его ближайшего окружения до инаугурации с теми, которые звучат сейчас, то градус остроты намного меньше.
Соединенные Штаты хотят, чтобы украинским кризисом занимались европейские союзники. Потому что Украина – это Европа, и заботиться о европейской безопасности должны Германия и Франция, а не Штаты, которые находятся далеко и больше заинтересованы ситуацией в азиатско-тихоокеанском регионе. США хотят этот конфликт переложить на плечи ЕС и Ангелы Меркель.