За год президентства Владимира Зеленского бурная международно-политическая жизнь Украины не стихала ни на минуту, двигаясь от кризиса к кризису и от вызова к вызову. И хотя большинство процессов пребывает в постоянной динамике, попытки подвести итоги первого года деятельности президента Зеленского необходимы для понимания того, куда Украина двигаться дальше. Именно такую попытку предприняли эксперты Международного Центра Перспективных Исследований (МЦПИ) в аналитическом докладе "Год Зеленского: упущенные возможности, время на обучение или подготовка к прорыву". "Апостроф" публикует обзор документа и главные выводы исследования.
Дилемма мирного урегулирования
Победа Владимира Зеленского на президентских выборах год открыла новую, очень противоречивую страницу в политическом происходящем Украины. Чрезвычайно высокий рейтинг доверия и концентрация властных ресурсов в Офисе Президента дали Владимиру Зеленскому широчайшие возможности для реализации своего политического видения. С другой стороны, уровень надежд и ожиданий относительно результативности нового президента, отчасти неоправданных, к тому же подогретых популистской избирательной кампанией лидера "95-го квартала", также был чрезвычайный высоким. Никуда не исчезло и критическое отношение оппозиционно настроенной части украинского общества. Поэтому в попытке реализовать потенциал и не потерять беспецедентного уровня доверия, новая власть развернула бурную деятельность, как во внутренней, так и во внешнеполитической сфере. Но главный вопрос в деятельности президента Зеленского заключается не в демонстрации активности, а в результатах.
В сфере внешней политики масштабной проблемой, за решение которой новоизбранный президент Украины взялся решительно. Встал вопрос войны на Востоке Украины и ее долгожданного "мирного урегулирования". Сам факт возобновления переговорного процесса с РФ, который в последние годы президентства Петра Порошенко фактически умер, эксперты оценивают как успех президента Зеленского. Самыми заметными вехами этого процесса стали обмены удерживаемыми лицами и активизация "нормадского формата". В то же время, эксперты МЦПИ отмечают недостаток собственного системного стратегического видения решения конфликта в Зе-команды. Фактически вместо нового "мирного плана Зеленского" общество увидело лишь несколько видоизмененную политику и риторику Порошенко. К тому же, все "мирные инициативы" получили очень неоднозначную оценку в украинском обществе.
"Зеленский смог разблокировать миротворческий процесс на Донбассе - провел три обмена пленными, восстановил переговоры в "нормандском формате" и начал разведение войск. Однако двигаясь в политико-правовом дипломатическом русле урегулирования конфликта на Донбассе, Зеленский очень чутко воспринимает действия спойлеров, которые всячески стремятся представить действия Президента в этой области как предательство", - поясняется в докладе Центра.
Вместе с тем, у авторов доклада есть и практические рекомендации относительно процесса "мирного урегулирования". Как отмечается в документе, Зеленский мог бы начать национальный диалог, в рамках которого он бы четко объяснил смысл своих миротворческих инициатив и решений.
Впрочем, сейчас до реализации таких рекомендаций очень далеко. Ведь, как отмечают эксперты, "на поле как раз формирования политических смыслов Зеленский пока проигрывает. Так же неуверенным выглядит и его план "Б", при условии, если Россия будет занимать деструктивную позицию и не будет выполнять взятых на себя обязательств. Не имея собственного мирного плана, Зеленский мог бы потратить этот год для того, чтобы при участии специалистов выработать такой план и донести его основные положения к населению. Зато в этом вопросе он всячески опирается на одного человека - Андрея Ермака, который в основном предпочитает кулуарные договоренности с представителями РФ".
Успешный антикризисный менеджмент
Что же касается других сфер внешней политики президента Владимира Зеленского, то эксперты МЦПИ тоже далеки от однозначных оценок. Есть ряд направлений, на которых действия президента Зеленского можно обозначить как успешные. Среди них - определенная диверсификация внешней политики Украины и активизация азиатского направления, частичное преодоление кризиса доверия в отношениях с Польшей и Венгрией, налаживание рабочих отношений с Турцией. Вместе с тем, Зеленскому удалось избежать дезинтеграции режима международной поддержки Украины и достаточно успешно реализовать антикризисный менеджемент во время "Украинагейта".
"Во внешнеполитическом срезе, кроме, конечно, Донбасса, первым сложным испытанием для Зеленского стала эпопея с импичментом Трампа. Демократы и республиканцы вошли в серьезный клинч, исходной точкой скандала стал разговор Трампа и Зеленского летом 2019 года... В этой ситуации стоит отметить, что Президент и его команда заняли очень взвешенную и правильную позицию нейтралитета. И хотя все последствия станут известны после президентских выборов, пока украинская власть смогла сохранить двухпартийную поддержку нашей страны в США", - отмечают эксперты МЦПИ в своем докладе.
Вызовы и способы их преодоления
Впрочем, проблем во внешней политике Украины хватает. Остается очень малоэффективными процесс принятия внешнеполитических решений. Нашей стране не хватает стратегии работы в международных организациях, отсутствует эффективная поддержка внешних экономических интересов Украины и самое главное - отсутствует даже намек на начало критически необходимого диалога и экспертного изучения перспектив урегулирования отношений с РФ.
Также довольно сложным испытанием для Зеленского стало налаживание отношений с МВФ, критически важное в условиях коронавирусного кризиса. Фактически, для получения финансовой помощи украинской власти необходимо было решить два вопроса - открыть "рынок земли" и принять так называемый "антиколомойський закон". Если вопрос с землей удалось решить с помощью компромисса в Верховной Раде, и очевидно, получением согласия со стороны МВФ, то для принятия "антиколомойского" закона власти пришлось даже менять регламент работы ВРУ. И все равно определенные проблемы с получением денег от Международного валютного фонда все равно остались.
В целом, провалов и кризисов удалось избежать, а на некоторых направлениях даже активизировать позитивные процессы. Впрочем, в условиях падения рейтинга доверия и стремительного таяния политических ресурсов президента Зеленского, по мнению экспертов, как никогда необходимо создание главных принципов формирования внешней политики. Недостаток системности и стратегической неопределенности должен быть ликвидирован. В противном случае уже скоро у президента не останется возможностей для приведения в жизнь любых решений на международном направлении.