RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Беззаконие и суррогатные дети: почему Европа выставляет претензии Киеву

Дети стали заложниками законодательных лакун

Дети стали заложниками законодательных лакун Фото: Getty Images

В середине мая Украину взорвало видео, на котором запечатлены полсотни младенцев, находящиеся в киевском отеле. Видео предназначалось для суррогатных родителей из разных стран: США, Италии, Испании, Великобритании, Китая, Франции, Германии и других. Дети, рожденные суррогатными матерями, не смогли попасть к своим биологическим родителям из-за карантина и закрытых границ. Это вызвало дипломатический конфликт между Евросоюзом и Киевом. "Апостроф" разбирался, в чем суть проблемы и как регулируются сложные этические дилеммы в Украине.

Нет законодательной базы

Карантин и закрытие границ вскрыли немало серьезных вопросов, которые ранее находились вне внимания украинского общества. Как стало известно "Апострофу", 20 мая к украинским органам власти и президенту обратились депутаты Европарламента с требованием найти пути вывоза из Украины суррогатных детей. При этом европарламентарии ссылаются на Конвенцию о правах ребенка.

"Пока родители не в Украине, эти дети не имеют гражданства. По украинскому законодательству они разделяют гражданство со своими биологическими родителями, но родители должны подтвердить этот статус в иностранных посольствах", - сказано в письме представителей ЕС, которое оказалось в распоряжении нашего издания.

Также были обращения к омбудсмену по поводу разрешения въезда в Украину участникам программ суррогатного материнства, но ответа не последовало. В Министерстве иностранных дел Украины отреагировали на скандал с младенцами, родившимися суррогатными матерями для иностранцев, и заявили, что будут отдельно рассматривать каждый случай передачи детей биологическим родителям.

На данный момент действительно возникла серьезная юридическая коллизия. В Украине суррогатное материнство урегулировано рядом нормативно-правовых актов: Семейным кодексом Украины (ст. 123), Гражданским кодексом Украины (часть 7 ст. 281) и приказом Минздрава "Об утверждении Порядка применения вспомогательных репродуктивных технологий в Украине". Однако специальный закон до сих пор не был принят, что вызывает ряд практических проблем.

"В условиях коронавируса перед супружескими парами возникли новые вызовы, ведь Украина запретила въезд иностранцам на территорию Украины. Так, распоряжением Кабинета Министров "О временном ограничении пересечения государственной границы, направленное на предотвращение распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2" от 14 марта 2020 был предусмотрен временный запрет с 00 ч. 00 мин. 16 марта 2020 до 22 мая 2020 пересечения государственной границы на въезд в Украину для иностранцев и лиц без гражданства, за исключением отдельных категорий, среди которых не упомянуты участники программ суррогатного материнства (правда, по состоянию на вечер вторника, 22 мая, разрешения на въезд иностранцев до сих пор нет, - "Апостроф"). Этим же распоряжением определено, что въезд в Украину иных категорий иностранцев и лиц без гражданства осуществляется по согласованию с Министерством иностранных дел. Согласование Министерством иностранных дел предоставлялось после нотификации (уведомления) Министерства иностранных дел Украины иностранным дипломатическим учреждением, что не всегда является простой и быстрой процедурой. На практике имеем ситуацию, когда иностранные граждане, являющиеся участниками программы суррогатного материнства, просто не смогли въехать на территорию Украины вовремя, чтобы успеть к рождению своего ребенка", - заявила в комментарии "Апострофу" кандидат юридических наук, адвокат Екатерина Москаленко.

По ее словам, очень сложным и болезненным является вопрос о том, кто может забрать ребенка из роддома. Ведь согласно ст. 143 Семейного кодекса Украины забрать ребенка из роддома обязаны именно его мать и отец. Если родители не забрали ребенка из роддома или из другого учреждения здравоохранения, забрать ребенка имеют право ее бабушка, дед, другие родственники с разрешения органа опеки и попечительства. То есть речь идет об исчерпывающем перечне лиц, которые могут забрать ребенка, в который не входят, к примеру, представители родителей.

"Что делать будущим родителям, у которых нет родственников в Украине? Этот вопрос должен быть снят принятием специального закона, который бы урегулировал вопрос суррогатного материнства, подробно определил требования к участникам процедуры, к договору суррогатного материнства и снял ряд других проблемных вопросов", - отметила Екатерина Москаленко.

Фиктивные службы помощи

Стоит отметить, что законодательство Украины не регулирует деятельность компаний, которые предоставляют услуги по поиску матерей-суррогатов и их дальнейшему сопровождению. В нашей стране этими вопросами занимаются десятки фирм-посредников, а также клиник. Но фактически они все находятся вне юридического поля.

Есть еще один проблемный вопрос: нет точных данных, сколько детей были рождены таким способом на территории Украины. В министерстве юстиции приводят общие цифры: в 2019 году украинские суррогатные мамы родили для иностранцев 1496 детей, а в 2018 году – 1095 детей. При этом реальные цифры могут быть выше. Тем более, некоторые суррогатные мамы из Украины выезжают рожать за границу.

"Мы не можем контролировать посредников. Для клиник, агентств необходимо подавать отчеты. У нас есть аналогичная деятельность для медицинских учреждений, они сдают отчеты по форме. Нужна специальная форма для клиник репродуктивной медицины, чтобы понимать сколько было программ. У нас нет никакой статистики. Государство не знает, сколько программ проводится, и кто их проводит. Агентства у нас как туроператоры, они сдают отчеты о туроператорской деятельности. Эта информация важна и для государства, и для общества", - сообщил в комментарии "Апострофу" директор Центра медицинского и репродуктивного права Сергей Антонов.

По его словам, отсутствие прозрачного реестра агентств-посредников создает трудности для выбора суррогатных матерей со стороны иностранцев.

"Часто подается неправдивая информация, все пишут, что у них 20 лет опыта работы и тысячи выполненных программ, а на деле они могут и 5 месяцев не проработать. Эти риски, которые можно решить путем комплексного правового регулирования", - отметил Антонов.

Мировой опыт и Украина

Отношение в обществе к суррогатному материнству неоднозначное. Одни считают, что это безнравственный акт превращения ребенка в товар и эксплуатация женского тела. Другие – что это единственная возможность для бездетных людей получить генетически родного малыша.

С одной стороны, против суррогатного материнства на законодательном уровне выступили мусульманские страны. В Европе тоже ряд стран запретили подобную репродуктивную технологию. Речь идет, в частности, о Германии, Франции Швеции, Швейцарии, Норвегии, которые запрещают на законодательном уровне прибегать к суррогатному материнству. Впрочем, в ряде европейских стран, таких как Бельгия, Чехия, Испания нет четко прописанного законодательства. Несколько иная позиция в США, где каждый штат сам решает, разрешать или запрещать подобную схему рождения детей.

Проблема в странах, где нет толком прописанного законодательства, кроется в том, что будущие родители не получают никаких юридических гарантий – роженица может забрать новорожденного себе, а они, заплатив за комплекс процедур, останутся ни с чем. В некоторых странах (Канада, Нидерланды, Финляндия), соответствующий закон запрещает анонимность в вопросах суррогатного материнства, ЭКО или донорства биологического материала. Что также обязывает родителей предоставить полную информацию о доноре и фактах рождения ребенку, достигшему 18 лет.

Де-юре в Украине суррогатное материнство разрешено. Однако до сих пор в Верховной Раде не подготовили соответствующий и всеохватывающий закон. В комментарии "Апострофу" директор Центра медицинского и репродуктивного права Сергей Антонов отметил, что при разработке закона необходимо определяться с порядком проведения процедуры и определить категории людей, для которых могут быть доступны подобные программы. Пока же украинские законодатели не примут закон, защищающий детей, ненужных государству, будут регулярно вспыхивать скандалы.

Тем более, что вопрос о том, стоит ли Украине в принципе разрешать суррогатное материнство, а также о том, стоит ли нашей стране быть источником биоматериала для жителей других стран – вызывает серьезные дискуссии…

Читайте также