На выборах президента Молдовы уверенно победила Майя Санду — бывший премьер-министр страны, лидер партии "Действие и солидарность" и сторонница евроинтеграции. Согласно данным молдавского Центизбиркома, Санду набрала 57,63% голосов, в то время как ее главный конкурент – экс-президент Молдавии с амплуа пророссийского политика Игорь Додон получил лишь 42,37%. "Апостроф" решил разобраться как это повлияет на отношения с Украиной, что изменится в молдавской внутренней политике, и что планирует делать с вероятным изменением внешнеполитического вектора Кишинева Россия.
Качели в Кишиневе
В пятницу, 13 ноября, за два дня до выборов, действующий президент Молдовы Игорь Додон призвал своих сторонников готовиться выйти на улицу в случае неудовлетворительного результата выборов. Игорь Додон также сообщил, что перед вторым туром решил вести кампанию жестче. "Потому что они (команда Санду, - "Апостроф"), пока не получат по морде - не понимают", - заявил он.
Впрочем, как считает заведующий сектором исследований Южного региона Национального института стратегических исследований Артем Филипенко, Игорь Додон смог бы противостоять Майи Санду на улице в случае, если бы разрыв между ними составлял бы всего несколько десятков тысяч голосов.
"Разрыв между кандидатами составляет порядка 250 тысяч, и вряд ли можно будет доказать, что оппонентка Додона, оппозиционерка Санду, не имеющая административного, финансового и медийного ресурса сумела добиться такого результата с помощью фальсификаций. Стоит напомнить, что Майя Санду победила не только благодаря диаспоре, которая дала 25% всех голосов, которые она получила. Она одержала внушительную победу и в Кишиневе, поэтому вряд ли какая-нибудь акция против ее победы получит должную поддержку", - сказал в комментарии "Апострофу" Артем Филипенко.
Во многом победа Санду стала возможной благодаря ее рывку в первом туре - она опередила Додона. Также важный момент - пришедший третьим Ренато Усатый из "Нашей партии", являющийся пророссийским политиком, тем не менее, отказался поддерживать Додона во втором туре. В результате, Санду уверенно обошла действующего президента.
С приходом Майи
В предвыборной программе Санду все очень четко прописано: досрочные парламентские выборы (сейчас большинство в парламенте у поддерживающей Додона партии); урегулирования конфликта в Приднестровье с выводом российских военных; развитие более тесных связей с Украиной и Румынией; ориентация на интеграцию с Евросоюзом.
Избрание Майи Санду приведет к досрочным парламентским выборам, и молдавский народ поддерживает это шаг, сказал в комментарии "Апострофу" Валериу Паша, глава общественного объединения WatchDog.
"У Санду, как у президента, напрямую нет очень больших полномочий, но у нее есть внушительная народная поддержка. Показательным является то, что несмотря на всю грязь и фейки, которые распускали сторонники Додона про Санду, она победила, да еще и с очевидным отрывом. Скорее всего, избрание Майи Санду приведет к досрочным парламентским выборам, поскольку сейчас большинство в молдавском парламенте у партии социалистов. Молдавское общество не довольно результатами деятельности социалистов, поэтому львиной доле этой партии придётся покинуть парламент. Безусловно, что социалисты против долгосрочных выборов, и они будут вставлять палки в колеса этому процессу, причем отчаяннее всего это будет делать Додон", - отмечает Валериу Паша.
Как Москва "сливала" Додона
Стоит ли говорить о проигрыше Додона, известного своей пророссийской риторикой, как о проигрыше Кремля? Как отмечает Валериу Паша, серьезной потерей для Москвы провал Додона не стал. Более того, в долгосрочной перспективе это даже может быть выгодно России.
"Додон становился очень токсичным, и дискредитировал весь лагерь пророссийских политиков в Молдове. Он дискредитировал саму идею политической ориентации страны исключительно на Россию. Поэтому Москва будет сливать Додона. Путин, к примеру, стал третьим главой государства, который поздравил Санду с победой на выборах. В любом случае, в Кремле относительно Молдовы есть не только "план Б", но и гораздо больше вариантов чтобы поддерживать свое влияние", - отметил молдавский эксперт.
Артем Филипенко тоже отмечает, что победа проевропейского кандидата не означает, что Россия ушла из Молдовы.
"Во-первых, Кремль контролирует Приднестровье – сепаратистский анклав, в котором расположен российский военный контингент. Во-вторых, есть большая прослойка пророссийских политиков, опирающихся на граждан, питающих симпатии к России, есть бизнес, ориентированный на российский рынок. Наконец, есть информационное и культурное влияние России через средства массовой информации, социальные сети и т.д.", -отмечает Филипенко.
Политическая реклама в самопровозглашенном Приднестровье
Впрочем, по информации "Апострофа", нельзя сказать, что Кремль совсем махнул рукой на Додона, который перед выборами покорно ездил в Москву с расчетом на поддержку. И хотя публично никто его в Белокаменной не поддержал, в его команде была замечена группа политтехнологов из России.
Русская рулетка – игра в долгую
Сейчас у России два варианта: удерживать власть через партию социалистов, что означает альянс с беглым молдавским олигархом Владимиром Плахотнюком и его Демпартией, и, следовательно, дальнейшая поддержка Додона, или же соглашаться досрочные выборы.
"Вариант поддержки Россией Додона для партии социалистов будет означать провал, учитывая социальную и экономическую ситуацию в Молдове, в особенности то, что к декабрю в бюджете фактически не будет денег. Партия социалистов — это главный политический проект Кремля в Молдавии, и подобный вариант — это политическое самоубийство для них. У социалистов есть большой кадровый запас, и потеря Додона для них не критическая. На его место от социалистов могут прийти другие – более молодые, адекватные и менее коррумпированные политики. В их менеджерских способностях люди смогли уже убедиться, к примеру, можно вспомнить того же мэра Кишинева (40-летнего Иона Чебана, - "Апостроф")", - делится мнением Валериу Паша.
Как считает эксперт, Москва пойдет на досрочные выборы, даже понимая, что может их проиграть. Для россиян важно иметь блокирующий пакет в парламенте – 38 депутатов, без которых невозможно изменить Конституцию.
"Для Москвы важно иметь свой плацдарм в молдавском парламенте. И хотя на досрочных выборах социалистов пройдет гораздо меньше, но они все равно изберутся в минимально необходимом количестве. Зато это будет возможность почистить партию социалистов от Додона и его людей. Стратегически для россиян это самое важное сейчас. Полагаю, что Москва сделает шаг назад, потому что если поддержать Додона сейчас, то это сулит проигрышем Кремля в долгосрочной перспективе", - считает Валериу Паша.
Тяжелое наследство
В Молдове на Санду возлагают надежды не столько с реализацией проевропейского курса, сколько с борьбой против коррупции.
"Коррумпированность, клановость и кумовство – неотъемлемые черты современного молдавского истеблишмента, причем вне зависимости от того, ориентируется эти политики на Москву или на Брюссель. Майя Санду в этом раскладе выглядит как человек вне кланов", - рассказывает Артем Филипенко
Кроме коррупции, страну истязает коронавирус, а экономическая ситуация только ухудшается.
"При Додоне вопрос борьбы с коронавирусом был спущен на самотек, и мы с июня лидируем в Европе по всем негативным показателям. В экономическом плане ситуация – не лучше. В декабре Молдове не хватит денег чтобы выплатить зарплату бюджетникам. Россия на это денег не даст, и единственный выход – договориться с МВФ и ЕС, но если в правительстве будут Додон и Плахотнюк – то ни о какой помощи речи идти не будет", - считает Валериу Паша.
Есть еще одна проблема, с которой столкнется Майя Санду – от нее все ожидают быстрых результатов.
Майя Санду
"Люди устали от коррупции, от нищеты и ждут быстрых решений, что в настоящих условиях вряд ли возможно. И это может стать ловушкой для нового президента, когда отсутствие прогресса в сжатые сроки станет причиной разочарования и недовольства населения", - подытожил Артем Филипенко.
Отношения с Украиной
В 2014 году Додон, стремясь получить максимальное расположение России, заявил о том, что Крым "де-факто российский". После избрания Владимира Зеленского президентом Украины он попытался наладить с ним отношения, пытался нивелировать свои заявления, но безуспешно. В отличие от Игоря Додона, Майя Санду занимает четкую позицию относительно Крыма и, в целом, является проевропейским политиком.
Как считает Артем Филипенко, можно рассчитывать на улучшение двусторонних отношений Молдовы и Украины, но только если у Санду будет поддержка парламента и правительства. Для этого Санду потребуется переизбрать парламент, поскольку действующий состав заселен вплотную сторонниками Додона.
С ним соглашаются и молдавские эксперты.
"Избрание Майи Санду даст позитивный импульс отношениям с Украиной, и хоть какую-то динамику. Еще во время премьерства, у Санду сложились очень хорошие отношения с президентом Украины Владимиром Зеленским. Основной приоритет, который Санду будет продвигать в украино-молдавских отношениях – борьба с контрабандой, поскольку потоки контрабанды были налажены еще прошлыми президентами Молдовы и Украины – Николаем Тимофти и Петром Порошенко. Это все очень негативно сказывается на внутренней ситуации в Молдове, это черные деньги, которые вливаются и в политику тоже и многое другое", - говорит Валериу Паша.
"Понятно, что ждать каких-либо радикальных изменений в украинско-молдавских отношениях с первого дня ее президентства не стоит, потому что многие вопросы, такие как приграничное сотрудничество, или скажем вопрос совместного использования ресурсов Днестра требуют контроля правительства, которого у Санду пока еще нет", - отмечает молдавский политический эксперт.
Сама Санду в первом же заявлении после сообщения о победе вспомнила об Украине. "Мы построим настоящий баланс во внешней политике, исходя из национальных интересов Молдовы, и прагматичный диалог со всеми странами, включая Румынию, Украину, европейские страны, Россию и США", – сказала Санду.
Перспективы для дальнейшего сотрудничества у наших стран есть: речь идет не только о развитии торгово-экономических отношений, но и формировании совместной позиции в отношении оккупированных Россией территорий. Существуют и спорные вопросы, которые не регулируются уже длительное время, в частности, вопрос демаркации границы. У Молдовы, к примеру, вызывают опасение планы создания Украиной нового каскада гидроэлектростанции в верховьях Днестра, что может привести к обмелению реки.
Но, конечно, ключевым вопросом безопасности для обеих стран остается урегулирование проблемы Приднестровья. И тут может возникнуть благоприятная ситуация, когда фактически россияне – а именно они управляют этой непризнанной республикой – могут очутиться в полной изоляции. Не имея лояльной к себе власти в Молдове и закрытую границу через Украину, Кремлю придется садиться за стол переговоров. Иначе Киев и Кишинев могут задушить Тирасполь в крепких объятиях…