В среду, 21 апреля, Владимир Путин обратился с посланием к Федеральному собранию, в котором в основном говорил о вопросах внутренней политики. И хотя в конечном итоге он все-таки поругал и даже поугрожал Западу, об Украине, а также ситуации на Донбассе он говорить не стал. С учетом массового сосредоточения российских войск на границе с Украиной подобная риторика хозяина Кремля выглядит достаточно странно. "Апостроф" разбирался, почему Путин "забыл" об Украине.
С начала года произошло немало событий, свидетельствующих о кардинальных изменениях в стратегии Кремля по отношению к ОРДЛО. В феврале в оккупированном Донецке был проведен форум, после которого российская пропагандистка Симоньян принялась призывать "присоединить Донбасс к России". В марте стало известно об открытии "представительства" в Донецке партии "Справедливая Россия", что было воспринято экспертами как явное желание Москвы политически интегрировать местный электорат в российское поле, аккурат под выборы в Госдуму, которые пройдут в сентябре. Апрель оказался необычайно горячим в этом плане – на фоне развертывания возле украинских границ беспрецедентных по своим размерам военных группировок, украинской разведке удалось добыть так называемые "письма Пушилина" - три варианта обращения к Кремлю за помощью со стороны "ДНР". В первом письме Денис Пушилин просит Кремль оказать "военную помощь" так называемой "республике". Второе письмо – просьба принять "республику" в состав России. Третий вариант – признать независимость "ДНР" и заключить договор о дружбе и сотрудничестве между "ДНР" и РФ. Стало очевидно, что эти сценарии писались в Кремле, и один из них в конечном итоге должен "сыграть".
Еще одна "случайность" - ровно за неделю до анонсированного выступления Путина российский "Левада-центр" провел социологические исследования об отношении жителей РФ к статусу Донбасса – 28% считают, что необходимо дать "ЛНР" и "ДНР" независимость, а 25% считает, что "ДНР" и "ЛНР" должны войти в состав России. То есть, половина населения России плюс-минус мыслит в навязываемом Кремлем контексте о помощи "русскоязычным". Казалось бы, дальше Путину осталось только выбрать удобный сценарий по оккупированным территориям на Донбассе.
Тем не менее в своем послании к Федеральному собранию Путин ничего не сказал о "ЛДНР", из соседей упомянув лишь о Беларуси, Александре Лукашенко и попытке "переворота" в Минске.
На этот раз Украину почти не вспоминали, но почему?
По мнению содиректора программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаила Пашкова, в глаза бросается тот факт, что Путин обошел тематику, которая сейчас на слуху, и это тревожный сигнал.
"Я думаю, что это должно нас в большей степени настораживать. Полагаю, что это важный знак. Можно предполагать, что готовятся какие-то действия, решения, которые Путин не хочет раскрывать и не планирует публично это обнародовать. Вероятно, он оставляет себе определенный карт-бланш и возможность для маневра. Поэтому, да, конечно, с какой-то стороны это можно расценивать и как движение к компромиссу, поскольку ситуация очень сложная. А с другой стороны это может вызывать опасения: готовятся некоторые акции, о которых вряд ли публично собираются говорить", - сказал Пашков.
Также он обратил внимание на слова Путина, который во время своего выступления зловеще отметил, что он никому бы не рекомендовал переходить "красные линии", которые они будут определять сами в каждом конкретном случае.
"Это дает полную свободу действий маневра самому Путину. Это достаточно опасная фраза, равно как и "дымовая завеса" вокруг Беларуси, которой было больше посвящено внимания, причем опять же в формате тиражирования мифа о государственном перевороте, заговоре и попытке убийства Лукашенко. То есть Путин тиражирует измышления, которые в принципе, по его мнению, будут оправдывать дальнейшую российскую агрессию", - считает эксперт.
Белорусские мотивы под российскую дудку
По мнению экс-министра иностранных дел Украины Константина Грищенко, в данном случае упоминание Путиным о так называемом покушении на Лукашенко, является лишь очередным политическим выпадом в сторону Запада.
"Это попытка поставить нравственный знак равенства между обвинениями России в покушениях на своих воображаемых врагов на территории Европы, и тем, что якобы кто-то планировал какое-то покушение на Лукашенко. То есть, так сказать, все вместе в один "суп", а дальше пусть уже разбираются, какие там "составляющие", - считает дипломат.
Кроме того, эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко считает, что сюжет с покушением на Лукашенко можно было как-то использовать в плане остроты момента и относительно слов Байдена, о том, что Путин - убийца.
"Возможно, это сделано, чтобы подчеркнуть, что Путин не один такой, и что политика вообще жестокая штука, на людей покушения организовывают, и так далее. Я бы интерпретировал это в таком контексте, чем как какие-то намеки на далеко идущие планы", - поделился мнением эксперт.
Отвлекающий маневр от планов по украинскому направлению
Украинской стороне расслабляться нельзя, а скорее наоборот, необходимо быть начеку. По словам содиректора программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаила Пашкова, Россия будет действовать по всем направлениям – и по украинскому, и по белорусскому.
"Не будет такого, что вначале Россия займется Беларусью, а потом уже Украиной. Это ошибочное мнение. Я не думаю, что из-за того, что Путин посвятил больше времени Беларуси в своем послании Федеральному собранию, то это означает, что Украина отошла на второй план. Как раз наоборот. Мне кажется, Путин пытается этой дымовой завесой в отношении Беларуси прикрыть действия на украинском направлении. Это более важно. Полагаю, что на деле более активно будет обостряться ситуация на украинском направлении. Потому что в отношении Беларуси – ситуация более или менее понятна, и там особых «взрывов» ожидать не приходится. Идет постепенное, поэтапное поглощение Россией Беларуси при содействии Лукашенко ввиду его сегодняшнего положения. Какие там можно ожидать сюрпризы или инновации? А вот на украинском направлении, ситуация очень неопределенная, неустойчивая и взрывоопасная. И полагаю, это будет для России приоритетом", - подытожил эксперт.