RU  UA  EN

пятница, 29 марта
  • НБУ:USD 38.85
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.85
Политика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Победа без результата: сколько еще будет нас "мариновать" НАТО

Брюссель вспомнил об Украине, но сделал это хитро

Брюссель вспомнил об Украине, но сделал это хитро Владимир Зеленский после заседания Комиссии НАТО-Украина Фото: Getty images

В понедельник, 14 июня, лидеры НАТО одобрили коммюнике по итогам брюссельского саммита Альянса. В нем они повторили всё то, что говорили на Бухарестском саммите НАТО в 2008 году. Единственная новая деталь: уточнили, что Украину возьмут в Альянс посредством Плана действий по членству (ПДЧ). Но когда это произойдет, так и осталось секретом. Впрочем, это не помешало официальному Киеву представить это заявление как победу украинской дипломатии. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба сообщил, что упоминание о ПДЧ "буквально выгрызли в последний момент благодаря собственной настойчивости, честной беседе с НАТО и твердой поддержке ключевых наших друзей". "Апостроф" разбирался, какие же гарантии Украина "выгрызла" себе от Альянса, и стоит ли вправду говорить об победе в этом направлении.

В итоговом коммюнике саммита НАТО, который прошел 14 июня в Брюсселе, лидеры стран-членов военно-политического блока заявили, что Украина в будущем сможет вступить Альянс. В официальном заявлении подтверждается решение, принятое на саммите в Бухаресте в 2008 году. Единственное что отличает заявление Брюссельского саммита НАТО 2021 года от коммюнике Бухарестского саммита 13-летней давности – упоминание о ПДЧ, посредством которого Украина сможет вступить в Альянс. Но вот со сроками получилось как обычно – их не упомянули.

"Мы подтверждаем решение, принятое в 2008 году на Бухарестском саммите НАТО, о том, что Украина станет членом Альянса и при этом План действий по членству (ПДЧ) будет неотъемлемой частью этого процесса", - говорится в документе. Стоит отметить, что в решениях предыдущих саммитов НАТО после 2008 года не звучало таких формулировок в отношении Украины, в то время как Грузия получила такие заверения еще в 2016 году.

Также Альянс призвал Украину двигаться к членству путем выполнения годовых национальных программ.

"Годовые национальные программы под эгидой Комиссии Украина-НАТО (КУН) остаются механизмом, с помощью которого Украина продвигает реформы, касающиеся ее стремления к членству в НАТО. Украина должна в полной мере использовать все инструменты, доступные в рамках КУН, для достижения своей цели – внедрения принципов и стандартов НАТО", - говорится в коммюнике саммита.

Не обошлось и без традиционных наставлений от НАТО о реформах. В коммюнике саммита НАТО Украину призвали проводить дальнейшие "широкомасштабные, устойчивые и невозвратные реформы" в секторе безопасности и обороны, а также в других сферах. Кроме того, в заявлении вкратце упомянули необходимость "уважения меньшинств" - на этом, как правило, акцентирует внимание Венгрия, в частности из-за противоречий по вопросам защиты прав венгерского нацменьшинства в Закарпатье.

Кроме того, в НАТО подчеркнули, что статус партнера расширенных возможностей, который Украина получила в 2020 году, добавляет импульс сотрудничеству и продвигает дальнейшую военную взаимосовместимость. Эти наработки в отношениях с НАТО положительно оценивает содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков.

"Украина имеет достаточно эффективный инструментарий сотрудничества с НАТО, в какой-то степени даже адекватный ПДЧ. Я имею ввиду, "Программу расширенных возможностей НАТО", и "Годовые национальные программы сотрудничества" с Альянсом. Эти два инструмента действительно важны, и их необходимо учитывать", - считает эксперт.

Но все же Украина борется за нечто большее, чем за рядовое сотрудничество. Тут следует упомянуть слова президента США Джо Байдена, сказанные им на пресс-конференции по итогам встречи лидеров стран НАТО в Брюсселе. Он прямо заявил, что стать членом Альянса Украина сможет, если решит проблему коррупции и будет соответствовать критериям НАТО.

В то же время хозяин Белого Дома добавил, что ситуация в Донбассе не исключает возможности вступления Украины в НАТО. Примечательно, что вопрос об Украине стал первым и последним в пресс-конференции Байдена после саммита – сразу после ответа американский президент поспешил оставить журналистов наедине с их вопросами.

Повторение – мать учения

Во вторник, 15 июня, на своей странице в Facebook глава украинского МИД Дмитрий Кулеба рассказал, что еще за несколько дней до саммита НАТО в тексте коммюнике не было никаких упоминаний об Украине.

"Это правда, что мы упоминание о ПДЧ буквально выгрызли в последний момент благодаря собственной настойчивости, честной беседе с НАТО и твердой поддержке ключевых наших друзей", - заявил Дмитрий Кулеба.

По словам украинского министра иностранных дел, нынешняя декларация имеет гораздо более широкий контекст, поскольку это, по сути, план действий нового НАТО, где США помирились с остальными союзниками.

При этом Кулеба заявил, что вслед за такими декларациями должны идти конкретные действия, и лучшим шагом стало бы предоставление Украине ПДЧ уже в 2022 году.

Впрочем, эксперты сомневаются в столь радужных евроатлантических перспективах Украины. По словам директора Центра международных исследований Владимира Дубовика, заявление в коммюнике НАТО не повлияет на процесс.

"Я не вижу никакой победы, но и не вижу никакого поражения из-за того, что в заявлении не указаны скорейшие или вообще какие-либо сроки получения Украиной ПДЧ. Позитивным является тот факт, что Украина в коммюнике вообще прозвучала, и то, что в свое время она может получить ПДЧ, и имеет право вступить в НАТО. Это неплохо. Но так как четко не указано – когда и при каких обстоятельствах это может произойти, то это размытая формулировка. То есть, по большому счету, это продолжение Бухарестского саммита НАТО 2008 года, решение которого все критикуют в Украине. Так что я не вижу особых причин радоваться. Подобное было сказано 13 лет назад в Бухаресте, и все тогда спросили, почему нет конкретики. И сейчас тоже нет конкретики. И не будет этой конкретики, по разным причинам, одну из которых озвучил Байден, заявив, что Украина имеет кучу проблем внутри страны, которые тоже тянут ее назад. И они, может быть, более важны, как препятствие на пути к ПДЧ, и членству в НАТО, чем, скажем, Крым или Донбасс", - считает эксперт.

Стоит отметить, что ранее в колонке "Апострофу" экс-глава Службы внешней разведки Николай Маломуж также отметил, что главные проблемы кроются в первую очередь в самой Украине.

"Украине нужно занимать позицию, которая склоняла бы союзные страны не просто к примитивным демаршам. Надо проводить большую работу, чтобы союзники почувствовали, что мы - мощный партнер. Надо показать, что в плане кооперации мы для НАТО важнее, чем какие-то эфемерные угрозы России. Не надо искать виновных извне. Надо в первую очередь вернуться на нашу землю. Когда мы станем мощными за счет как раз новой нашей международной стратегии, когда сможем за счет наших дипломатов и представителей спецслужб эффективно работать с партнерами, чтобы они видели свой глубокий интерес в Украине, тогда нас примут в НАТО. И будет неважно - у власти Путин или нет", - отметил он.

В то же время эксперт Михаил Пашков считает, что в новом коммюнике саммита НАТО важно то, что там есть фиксация перспектив вступления Украины в Альянс посредством ПДЧ.

Однако эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко считает, что побед и достижений для Украины в новом заявлении НАТО не содержится.

"Ничего нового мы не услышали. В целом, мы отдалились от НАТО в сравнении с 2008 годом. Теперь в НАТО будет сложнее вступить, равно как и получить ПДЧ и поддержку среди союзников. Ситуация изменилась не только по нашей вине. Но на сегодняшний день, ситуация такая, что обещания ПДЧ и НАТО можно воспринимать только как некие ритуалы, и Альянс с удовольствием играет с нами в эту игру. Если мы готовы так много значения приписывать разным формулировкам – старым или новым, то хорошо, вот вам формулировки – радуйтесь. Я не вижу здесь никакого прогресса, и никакого повода для радости. Мы получили стандартную фразу. Даже если эта фраза не появлялась во всех документах предыдущих саммитов, то это ничего не значит. Ограничения были проведены еще 13 лет назад, и с этого момента ничего не изменилось в лучшую сторону для Украины", - считает эксперт.

Фактор России на пути в НАТО

Возвращаясь к описанию Кулебой "триумфа" украинской дипломатии, будет целесообразно отметить слова главы украинского МИД, что для получения ПДЧ Украина уже сделала достаточно реформ, однако, продолжая реформы, Украина не должна мириться с ситуацией, когда отдельные государства-члены НАТО используют реформы в Украине как оправдание для сокрытия собственного нежелания раздражать Россию.

На самом деле опасения или даже страх спровоцировать Россию все еще присутствует в повестке НАТО, естественно на неформальном уровне. Как отмечает Михаил Пашков, чтобы понимать результаты саммита НАТО и позицию членов Альянса относительно Украины, необходимо учитывать два ключевых момента.

"Во-первых – это внутренняя проблематика в самом НАТО, это позиции сторон, в том числе Старой Европы с одной стороны, а с другой – это влияние России. На сегодняшний день НАТО к таким радикальным шагам как предоставление Украине ПДЧ не готово. Но все же некое движение вперед есть. Поэтому я бы сказал, что определенный прогресс на этом направлении присутствует. Может быть не такой как хотелось бы, но, тем не менее, позитив тут можно отметить", - считает эксперт.

В тоже время, Николай Капитоненко считает, что для Путина гораздо более важно, что говорили в НАТО о России, нежели какие формулировки использовали.

"Я думаю, что Путин гораздо больше внимания накануне встречи с Байденом уделяет тому, что было сказано о России в коммюнике саммита НАТО. А там было сказано немало всего. В частности, что Россия представляет собой угрозу. В целом, в тексте коммюнике саммита НАТО содержится непривычно много слов о России. И я думаю, что это будет главным образом привлекать внимание Путина. Но я не думаю, что для нас это будет хорошо, потому что это всего лишь слова НАТО, которые не конвертируются автоматически в поддержку Украины и ее вступление в Альянс. В то же время, такие формулировки НАТО действительно способны немного поменять подходы России. Подобное может сделать более резкой политику России в отношении Украины именно из-за риторики НАТО в адрес Москвы, а не из-за того, что Украине в очередной раз пообещали когда-нибудь ПДЧ", - подытожил эксперт.

Читайте также

В Альянсе думают об Украине: что даст нашей стране статус кандидата в НАТО

В НАТО происходит дискуссия вокруг того, как сотрудничать с Украиной и как взаимодействовать с Россией

Бить или не бить: что делать Украине с российскими НПЗ

Украина не должна отступать от своих замыслов и наносить удары по российским НПЗ

Конгресс может проголосовать за помощь Украине, есть четыре сценария - Уриэль Эпштейн

Республиканская партия США попала под полный контроль Дональда Трампа и сторонников его политики

Новини партнерів