Украина хочет получить исчерпывающий перечень реформ, выполнение которых позволит перейти к следующему этапу интеграции с НАТО. В Вильнюсе президент Украины Владимир Зеленский выразил убеждение, что процесс сближения Украины и Европейского Союза должно быть двусторонним. Мол, европейская интеграция делает сильнее не только Украину, но и Европейский Союз. Изменит ли это отношение стран НАТО к вступлению Украины в Альянс и какую роль в этом играет Россия - в эфире Апостроф Live на Апостроф TV рассказал генерал-майор запаса, военный дипломат ПЕТР ГАРАЩУК.
- Позицию Зеленского о перечне реформ поддержал президент Литвы Гитанас Науседа. Он заявил: "Что нам необходимо, так это ясное видение того, как Украина может участвовать в европейской семье и как она может приблизиться к ЕС и НАТО". Что скажете об этом? Когда мы будем в НАТО?
- Вы знаете, любое заявление, даже на уровне президента, можно провозглашать на весь мир. Но дело в том, что мы, особенно военные, привыкли читать документы и только по ним определять место и роль, которую предлагают страны НАТО Украине в этом мире.
Есть совместное заявление саммита НАТО, на который Украину даже не пригласили, как страну-партнера. И где-то там, я сейчас точно не помню - 71 или 78 пункт этого заявления - есть то, что Украина когда-нибудь станет членом НАТО. Не дословно - когда-то, в какой-то перспективе. Я это слышал с 2008 года, когда был Бухарестский саммит, когда Украина приблизилась к НАТО ближе всего. Но тогда Германия и Франция, как мы помним, заблокировали этот вопрос с подачи России.
- Почему это происходит из года в год?
- Потому что для России красные линии - чтобы Украина никогда не стала членом НАТО. А в НАТО решения принимаются консенсусом. Не может президент Соединенных Штатов Америки, президент Франции, канцлер Германии или президент Литвы или Польши, страны-члена НАТО, определять политику НАТО.
Дело в том, что голосование там проходит консенсусом - это первое.
Второе - очень важное заявление сделал наш президент. Реформы у нас с декабря 2008 года, когда было принято решение на уровне министра иностранных дел о предоставлении Украине плана действий по членству в НАТО. Но не предоставили Украине плана действий. Дали лишь его часть. Это годовая национальная программа, которая определяет пять направлений реформирования внутри нашего государства. Поэтому сказать, что реформирование не идет - невозможно. Меняются президенты, премьеры. Возможно, не все они привыкли читать документы, которые были до них. Но реформирование Украины - это сугубо внутренний вопрос. И для НАТО, как для основной организации по вопросам безопасности в Евроатлантическом пространстве, очень важно, что именно новый член принесет политически, экономически, социально, в военной и оборонной сферах для НАТО.
Конечно, нам можно гордиться тем, что Украина сделала большой вклад в безопасность: третий ядерный потенциал, Будапештский меморандум, Украина первой присоединилась к силам реагирования НАТО, это первая страна-партнер, которая присоединилась к программе НАТО по обмену воздушной обстановки. Я при этом присутствовал. За три года моего пребывания там, с 224 мероприятий, когда я пришел, только в военной области мы достигли 495. Мы участвовали во всех операциях под эгидой НАТО. Не каждая страна-член НАТО принимала такое участие в военной области НАТО, как Украина.
Но, к сожалению, спустя много лет мы снова остановились в 2008 году. И даже лозунги о стремлении (к НАТО) в Конституции - можно любые лозунги высказывать. Необходимо выполнять реформы внутри страны в политической, экономической, дипломатической, оборонной, военной, правовой сферах и в сфере безопасности, нужно выполнять Конституцию. Любые заявления для НАТО на уровне глав государств каждый день ложатся на стол руководителей НАТО. И они потом принимают решения.
Я абсолютно согласен, что есть еще международная ситуация, и есть Россия, которая не допускает Украину к членству в НАТО. Нам надо наконец определиться.
На мой взгляд, по мнению многих военных, быть членом НАТО, членом такой организации безопасности - престижно и очень важно.
А мы сделали такой вклад в безопасность, который не делала ни одна страна мира, освободившись от третьего ядерного потенциала.
- Я согласен. Одно уточнение о переговорах. Вы сказали, что по мнению России, Украина не может стать членом НАТО. От переговоров Зеленского с Меркель вы ничего хорошего не ждете? Возможен ли сигнал, что Германия готова переступить эти, как вы сказали, красные линии?
- Германия никогда не перейдет те красные линии, которые определены коммюнике - совместным заявлением глав правительств на саммите НАТО. Никогда. Об Украине там четко написано.
И этот пункт, который я отмечал, обязательно ляжет на стол канцлеру Германии Меркель, которая, кстати, покидает свой пост, но будет занимать очень важную позицию в политической структуре Германии.
Очень много от Германии зависит, но она тесно связана с Россией, с другими странами. Нельзя отрывать экономические вопросы от любых других - политических, дипломатических и вопросов безопасности.