Эпоха Меркель в Германии, которая длилась 16 лет, завершается. В ближайшее воскресенье, 26 сентября, страна будет выбирать новый парламент, по результатам выборов будет сформирована коалиция и правительство. Чего ждать Берлина и Киеву от политических изменений в одной из самых влиятельных стран ЕС, в колонке для "Апострофа" рассказал эксперт Международного центра перспективных исследований НИКОЛАЙ КАПИТОНЕНКО.
Фаворит избирательной гонки менялся несколько раз в течение последних нескольких месяцев, до конца сохраняя интригу и открывая пространство для многочисленных спекуляций и прогнозов относительно состава будущей коалиции.
За две недели до выборов рейтинг СДПГ (Социал-демократической партии Германии) вырос до 26%. Под руководством, возможно, наиболее популярного сейчас политика Германии, Олафа Шольца, партия идет к победе на выборах. ХДС/ХСС пока получает 20%; "Зеленые" - 15%; "Свободная демократическая партия" - 13%. Не так далеко и "Альтернатива для Германии" (11%) и "Левая партия" (6%).
Эти цифры свидетельствуют о том, что состав Бундестага получится довольно разнообразным. Времена классической "двух-с-половиной-партийности" в Германии, когда за власть боролись ХДС/ХСС и СДПГ, образуя коалиции с либералами, прошли. Целый ряд новых партий ощутимо присутствуют сейчас на политическом ландшафте страны на федеральном уровне, не говоря уже об уровне отдельных земель. Для новой коалиции может понадобиться не менее трех участников.
Учитывая это, выиграть выборы уже недостаточно. Далее нужно уметь договариваться. Когда за столом окажутся шесть или даже больше партий, сделать это будет непросто - украинского монобольшинства ждать не приходится.
О контурах новой коалиции пока ничего нельзя сказать наверняка; хотя представить ее без участия СДПГ довольно трудно - чего не скажешь о ХДС/ХСС, позиции которой без Меркель будут выглядеть менее убедительно. Учитывая то, что предвыборная кампания "Зеленых" была построена на критике правительства Меркель, представить их в коалиции с ХДС/ХСС труднее, чем в коалиции с социал-демократами.
"Свободная демократическая партия", как и "Зеленые", могут стать обладателем "золотой акции". В составе "черно-желтой" коалиции (с ХДС/ХСС) они были в правительстве в 2009-2013 годах, а затем изначально не попали в парламент, а потом оказались в оппозиции. Именно альянс с ХДС/ХСС выглядит для партии наиболее естественным и сейчас, в том числе и из-за наличия такого опыта на региональном уровне.
Мелким партиям будет сложнее, хотя для них победой станет сам факт преодоления избирательного барьера. Гипотетически "Левая партия" может вступить в коалицию с СДПГ и "Зелеными", но этот сценарий маловероятен. "Альтернативе для Германии" найти партнеров по коалиции будет еще труднее: радикальная правая партия имеет не лучшую репутацию.
Переговоры начнутся сразу после выборов, и не исключено, что будут длительными. Между выборами 2017 года и формированием правительства прошло почти 8 месяцев - определение "коалициада" стало привычным для описания политической жизни ФРГ.
Отдельным интересным сюжетом будет "фактор Меркель". Фрау канцлер доминировала в политической жизни ФРГ и Европы слишком долго. После нее останется ощущение опустошения, как это было после того, как из политики шли другие крупные канцлеры, например, Гельмут Коль.
Вместе со спектром политических партий изменились и вызовы для страны. Они стали более разнообразными, менее предсказуемыми и менее традиционными. В последние годы конфликт на востоке Украины, "кризис беженцев" и, конечно, коронавирусная пандемия стали суровыми испытаниями для правительства Меркель. Результаты ее политики на каждом из этих направлений были противоречивыми и часто подвергались критике с разных сторон. С некоторыми из них придется иметь дело и новому канцлеру.
Традиционно в последнее время Берлин ищет компромиссы и красные линии в своей внешней политике. Экономика Германии ориентирована на экспорт, а также является большой и динамичной - на этом фоне внешняя политика и без всяких лозунгов довольно прагматична и направлена на поиск рынков и источников сырья. Но стремление играть лидерскую роль в ЕС и распространять европейские ценности временами добавляют идеализма - иногда баланс не удается найти. Меркель его удерживала, хотя и не безупречно. Удастся ли это новому канцлеру?
Внешняя политика нового правительства Германии - самая интересная для украинцев тема. Эта сфера считается довольно консервативной, резкие движения здесь крайне маловероятны. Тем не менее, ситуация для Берлина непростая. Кризис ЕС продолжается; отношения с США не в полной мере восстановлены; российский вызов остается на повестке дня; а общая политика Европы в отношении Китая - отсутствует.
От антироссийских санкций отказаться будет непросто, но так же непросто будет и превратить участие в Нормандском формате в историю успеха. На этом фоне, конечно, многие в Украине будут ожидать сговора между Берлином и Москвой за счет наших интересов.
Учитывая то, насколько неверно в Украине толковали сплетение интересов вокруг "Северного потока-2" и как долго не хотели понять, что проект этот в первую очередь немецкий, нам придется непросто строить что-то конструктивное с новым офисом канцлера. "Зрада", скорее, прилетит со стороны нашей некомпетентности, чем от сговоров между ФРГ и Россией.