RU  UA  EN

вторник, 5 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 44.40
НБУ:USD  41.05
Политика

Прямой наводкой по Киеву: как Путин склонил Лукашенко к военному союзу

"Бацька" своими действиями и заявлениями бросает вызов Киеву

"Бацька" своими действиями и заявлениями бросает вызов Киеву Фото: Getty images

Российские руководство полным ходом "интегрирует" непризнанного президента Беларуси Александра Лукашенко. Впервые за долгое время минскому диктатору пришлось подписывать документы, касающиеся функционирования "союзного государства" Беларуси и РФ. Минску удалось отложить на время тему политической интеграции, но пришлось уступить в части подписания общей военной доктрины. Чем Киеву грозит очередной этап в строительстве "союзного государства", читайте в материале "Апострофа".

Декрет "Путина-Лукашенко"

Российский президент Владимир Путин 4 ноября нелегально посетил оккупированный Крым. Формально его визит был приурочен к российскому празднику – "Дню народного единства". Вместе с тем, протокольные мероприятия и встречи с местными коллаборационистами были лишь поводом для визита. Основной целью визита было проведение в онлайн-режиме "высшего госсовета" так называемого "союзного государства" России и Беларуси.

Политическое действо при участии непризнанного президента Беларуси Александра Лукашенко демонстративно организовали в Севастополе.

В рамках заседания Владимир Путин и Александр Лукашенко (пусть и в своеобразной форме) подписали декрет "высшего госсовета союзного государства" России и Беларуси. Стороны утвердили 28 союзных программ, одобренных ранее в сентябре. Подписанные документы регламентируют базовые направления по реализации пунктов договора Москвы и Минска по созданию "союзного государства" на 2021-2023 годы.

Если до лета 2020 года Александр Лукашенко с переменным успехом саботировал "интеграционные проекты", то теперь минскому диктатору некуда деваться.

Указанные 28 программ касаются, прежде всего, общей экономической политики: общая макроэкономическая политика, финансовая интеграция и платежные системы, единые подходы к социальной политике и пенсиям, общие принципы налогообложения. Стороны договорились о создании совместного рынка нефти и газа.

"Лукашенко сдает позиции, но крайне медленно. Сейчас подписали 28 программ, но планировалось подписать 31. Беларуские оппозиционеры опасались, что есть еще секретная 32-я программа, предполагающая политическую интеграцию, но опасения не оправдались. Единой валюты нет. Органы власти союзного государства прописаны на бумаге, но пока остаются в эфемерном состоянии", - отметил в разговоре с "Апострофом" политический эксперт, глава Центра содействия реформам Георгий Чижов.

Эксперт по внешней политике Украинского института будущего Игар Тышкевич настаивает на том, что подписание "интеграционных программ" в большей степени является административной формальностью.

"Если мы говорим только о программах, то ничего принципиально не изменилось. Декрет касается реализации программ на 2021-2023 годы. Текущий год фактически завершился. Российский премьер Мишустин говорит, что для реализации планов нужно еще принять 300 нормативных актов, а его беларуский коллега – 400. То есть, стороны еще будут договариваться о содержании этих актов. Кремлю и Минску просто нужно было подписать какой-то документ, чтобы уж совсем не выглядеть пустословами. Ведь разговоры идут давно, а результатов все нет", - сказал Игар Тышкевич в разговоре с "Апострофом".

Агрессивная доктрина

В контексте интересов Украины большее значение имеет то, что Путин с Лукашенко в рамках заседания "госсовета" утвердили военную доктрину "союзного государства". Документ предполагает усиление совместной группировки войск.

"Как показали последние события, региональная группировка войск союза является надежным щитом безопасности не только для наших стран, но и для всего постсоветского пространства. Мы с президентом (России Владимиром Путиным – Ред.) и не прячем наших намерений усиливать эту группировку в будущем", – заявил Александр Лукашенко.

Тут речь идет о прямом вызове для Украины и государств НАТО, особенно Польши, Литвы, Латвии и Эстонии.

"Соглашение позволяет Кремлю и Минску вести общие военные операции против Украины и стран НАТО. Подписывая доктрину, Путин и Лукашенко дают понять, что у них общее стратегическое видение относительно развития, подготовки вооруженных сил и создания новых ударных объединений. Сейчас все происходит в рамках политической "холодной войны", но россияне пытаются показать, что в будущем возможны и конкретные военные шаги против Киева и европейцев", - пояснил в разговоре с "Апострофом" экс-глава Службы внешней разведки Украины, генерал армии Украины Николай Маломуж.

Подписание доктрины означает, что кремлевское командование может разместить на территории РБ любые виды вооружений для "укрепления общей обороны". В том числе и тактические ракетные комплексы "Искандер", предназначенные для уничтожения систем противовоздушной и противоракетной обороны.

Согласно техническим параметрам радиус действия комплекса составляет около 500 км. Для сравнения, участок трассы Гомель-Чернигов-Киев совокупно занимает около 260 км.

Таким образом, россияне уже сейчас фактически угрожают прямыми ударами по Украине с территории Беларуси. Александр Турчинов, будучи весной 2014 и.о. главы государства, вспоминал, как в ходе оккупации Крыма тогдашний спикер Госдумы Сергей Нарышкин угрожал в разговоре с ним направить войска на Киев.

Теперь у россиян появилось больше возможностей для проведения как локальных, так и масштабных операций против Киева.

Отныне граница с Беларусью – потенциальная линия фронта или, как минимум, сектор перманентной военно-политической напряженности. Учитывая реальные перспективы размещения на территории Беларуси российских баз и "Искандеров", Украине придется тратить дополнительные средства на оборону северных рубежей.

Лукашенко и "российский" Крым

Следующий тревожный сигнал – заявления Александра Лукашенко, касающиеся оккупированного Крыма. Непризнанный президент поздравил жителей полуострова с российским "Днем народного единства", который не отмечается в нашей стране. Учитывая, что Крым является суверенной частью Украины, подобные "поздравления" могут быть расценены как готовность Минска признать итоги оккупационного "референдума" 2014 года.

Слова Александра Лукашенко можно было бы списать на дипломатический "троллинг" Киева или неуклюжую попытку сделать приятно Кремлю, но минский диктатор не ограничился лишь "поздравлениями". Он как бы пожаловался на Владимира Путина, который не стал брать его с собой в Крым.

Причем реплика Лукашенко прозвучала в контексте упреков в адрес Украины.

"Владимир Владимирович мне все обещал, что возьмет с собой в Крым, покажет новинки, что там нового сделано, а сделано немало, но вот сегодня один уехал и меня с собой не пригласил", – посетовал Александр Лукашенко.

Раньше Лукашенко не допускал намека на то, что Минск может признать полуостров "российским". Более того, на все претензии кремлевских чиновников минский диктатор тыкал пальцем в сторону российских олигархов и крупных предприятий, которые обходят Крым десятой дорогой. Если для условного "ВТБ" Крым не является "российской территорией", то почему Лукашенко должен его таковым признавать?

Теперь как бы президент Беларуси (пусть и в форме абсурдных намеков) дает понять, что рано или поздно Минск таки признает оккупацию украинского полуострова "законной".

Киеву уже сейчас следует готовиться именно к такому сценарию. Заявления Лукашенко и подписанная "военная доктрина" ставят под сомнения любые перспективы нормализации отношений между Киевом и Минском.

Просчеты Киева

Стоит признать, что причина нынешних проблем состоит не только в том, что Кремль таки додавил Лукашенко с "союзным государством". Официальный Киев допустил ряд оплошностей. По мнению некоторых экспертов, Офису президента Владимира Зеленского и МИД следовало быть более дипломатичными в вопросах президентских выборов в Беларуси, пусть даже "победа" Лукашенко вызвала множество вопросов.

Осторожность также следовало проявить в вопросах санкций в связи с захватом оппозиционного журналиста Романа Протасевича. В ответ на действия Минска, Киев закрыл свое воздушное пространство для белорусских авиакомпаний.

Александр Лукашенко имел основания считать такие шаги "неблагодарностью" со стороны украинского руководства. Ведь в 2014 году Минск, невзирая на открытое недовольство Кремля, поставлял Украине топливо, автомобили и товары двойного назначения. Минск худо-бедно, по выполнял роль посредника в переговорах по Донбассу.

"Если Лукашенко сейчас назовет Крым "российским", это не будет иметь для Киева юридических последствий. Ведь для нас он не "президент". Хотя стоит признать, что санкции против Минска не совсем были в интересах Киева. Например, европейцы могут критиковать политику Китая, но у них своя история отношений с Пекином, отличная от американской. Все блюдут свои интересы. Для нас права человека важны, но это не повод резко разрывать отношения с Минском. Мы не считаем Лукашенко легитимным главой государства, хотя покупаем у беларусов электричество", - отметил в разговоре с "Апострофом" политический эксперт, глава Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала.

Александр Лукашенко до недавнего времени не был для Киева союзником, но он не был и врагом. Теперь все кардинально изменилось. Причем в пользу Кремля, который демонстративно организовал очередную серию аншлюса Беларуси именно с территории Крыма.

Читайте также

Новини партнерів