RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Прощай, Минск: как Лукашенко окончательно теряет статус посредника

Руководство ОБСЕ ищет альтернативную площадку для переговоров по Донбассу

Руководство ОБСЕ ищет альтернативную площадку для переговоров по Донбассу Александр Лукашенко и Владимир Путин Фото: Getty Images

Непризнанный президент Беларуси Александр Лукашенко, с которым Кремль строит агрессивное "союзное государство", утратил последние основания считаться посредником в переговорах по Донбассу. Пока переговоры в рамках "Минского формата" проходят онлайн из-за COVID-19, но когда эпидемия пойдет на спад, украинская делегация в Минск на переговоры не полетит. От "Минского процесса" остается одно название. Параллельно Кремль делает все возможное, чтобы формальностью стал и "Нормандский формат". Подробности читайте в материале "Апострофа".

Признали Крым "российским"?

Официальный Минск фактически сделал первый шаг на пути признания итогов незаконного "крымского референдума" 2014 года. Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей назвал полуостров де-факто российской территорией.

"Позиция Беларуси по Крыму остается такой, какой была. Мы понимаем в реальности, что Крым является сейчас российской территорией. Давайте исходить из этого", - заявил Владимир Макей.

Очевидно, что господин Макей не стал бы говорить такое без согласия Александра Лукашенко.

Реакция украинского МИД последовала незамедлительно. Во внешнеполитическом ведомстве предупредили, что неосторожные слова министра Макея могут крайне губительно отразится на двусторонних отношениях Минска и Киева.

"Исходим из того, что официально по-прежнему Беларусь поддерживает суверенитет и территориальную целостность нашего государства в его международно-признанных границах. Изменение подхода Беларуси для де-юре признания временно оккупированного Крыма территорией России приведет к непоправимым последствиям для украинско-белорусских отношений. Надеемся, что в Минске осознают этот аспект и не будут допускать шаги вопреки нормам международного права", - заявил официальный представитель МИД Олег Николенко.

Скандальному высказыванию Владимира Макея предшествовали неоднозначные заявления самого Александра Лукашенко и его сторонников.

Выступая на онлайн-заседания высшего госсовета "союзного государства", "бацька" пожаловался, что президент РФ Владимир Путин не взял его с собой на полуостров. Практически одновременно депутат белорусского парламента Андрей Савиных заявил, что Минск уже "де-факто и де-юре давно признал Крым российским регионом".

Как настаивает глава Национальной ассоциации оборонной промышленности Украины, экс-нардеп от Крыма Андрей Сенченко, подобное поведение Минска является внешним проявлением кремлевского давления на режим Лукашенко.

"Слова Макея – это не случайно вырвавшееся заявление. Беларусь в лице Лукашенко и его подручных прогибается под давлением Путина. В случае официального признания Крыма "российским" это будет иметь необратимые последствия для самой Беларуси. Ведь в таком случае Минск будет в равной мере нести ответственность за действия Кремля", - заявил Андрей Сенченко в разговоре с "Апострофом".

"В Минск не поедем"

Первоначально руководство Беларуси не признавала полуостров "российским", но и не осуждало оккупацию.

Александр Лукашенко в первые пару лет оккупации выступал в любимой роли "авторитета и правдоруба", критикуя то Кремль за проваленную политику в отношении Украины, то Киев, который, по мнению минского диктатора, "не защищал" свою территорию. Минск хотя бы на публике старался соблюдать дистанцию между Киевом и Москвой.

С лета прошлого года, когда Лукашенко удержал кресло президента исключительно за счет поддержки Кремля и дубинок ОМОНа, ситуация начала меняться в худшую сторону. Верховная Рада в сентябре 2020 года признала президентские выборы в Беларуси не демократичными, а Лукашенко – нелегитимным президентом. Через несколько месяцев последовали санкции Киева против Минска за захват оппозиционера Романа Протасевича.

Силовое подавление протестов в МинскеФото: Getty images

Кремль, воспользовавшись моментом, начал активно продвигать интеграцию РФ и Беларуси в рамках "союзного государства". В Украине, глядя на это, все чаще задумывались над поиском других площадок для переговоров по ОРДЛО.

Вопрос висел в воздухе, но конкретных решений не было. Частично, потому что в условиях пандемии COVID-19 на переговоры в Минск украинская делегация не летала. Все встречи, включая последнюю 10 ноября, проходят в онлайн-режиме.

"Переговоры в Минске не ведутся больше года, мы туда однозначно больше не поедем. Даже вопрос такой не стоит. В России также это прекрасно понимают. Сейчас переговоры проходят онлайн. Швеция как страна, председательствующая в ОБСЕ, ищет альтернативную офлайн-площадку, приемлемую для всех сторон: Украина, Россия, ОБСЕ. Насколько поиски будут успешными, зависит от шведской стороны. Пока не вижу проблем, что встречи проходят онлайн", - рассказал в беседе с "Апострофом" представитель Украины в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) Сергей Гармаш.

Даже если ОБСЕ подберет площадку, которая устроит всех, включая Москву и принимающую сторону, то интерпретация сути переговорного процесса останется прежней. Для Киева Минские соглашения являются попыткой завершить войну на Донбассе, а для Кремля – инструментом дестабилизации Украины и дипломатического воздействия на европейцев.

"Вне зависимости от того, где именно будут проходить офлайн-встречи, Москва в лице Дмитрия Козака и далее будет продавливать "прямые переговоры" Киева с боевиками. Козак постоянно настаивает, чтобы все решения фиксировались на бумаге с подписями. Поэтому крайне важно внимательно читать документы, которые россияне или представители "республик" будут предлагать на рассмотрении в подгруппах ТКГ, какие там используются формулировки. И, самое главное, украинская делегация не должна ничего там подписывать, ведь этого от нас ждут в Кремле", - настаивает в разговоре с "Апострофом" эксперт по вопросам оккупированных территорий Мария Кучеренко.

Кремлевский демарш

Заседание ТКГ 10 ноября показало, что РФ и далее намерена лишь имитировать готовность к переговорам. Как рассказал Сергей Гармаш, на заседании имела место "организованная и скоординированная атака Москвы и ее марионеток из ОРДЛО на ОБСЕ".

Большая часть встречи прошла за обсуждением невозможности СММ ОБСЕ выполнять свой мандат и вести мониторинг из-за блокировки патрулей миссии в ОРДЛО.

Патруль ОБСЕФото: Getty images

Пока шло заседание контактной группы, российский МИД устами официального представителя Марии Захаровой фактически совершил дипломатический демарш.

Мария Захарова в манипулятивной манере обвинила Париж и Берлин в попытках "создать алиби киевскому режиму" тем, что немцы и французы призывают как можно скорей провести встречу в "Нормандском формате".

Представитель МИД РФ заявила, что украинское руководство готовится к "силовому освобождению Донбасса".

Как настаивают в украинской делегации в ТКГ, подобное поведение россиян обусловлено стремлением сорвать предстоящую встречу министров иностранных дел государств-участников "Нормандского формата"

"России важно, чтобы европейцы (в частности, Франция) меньше поднимала вопрос Донбасса в контексте, который не нравится Кремлю. Российское руководство не заинтересовано в полноценной работе "Нормандского формата", так как участие в нем обязывает Москву предпринимать конкретные шаги по урегулированию. Итоговые документы встреч в "Нормандском формате" подписываются главами государств. Россия же хочет уйти от любых обязательств по Донбассу. Россияне заинтересованы в том, чтобы нивелировать сам формат, дабы он существовал в некоем "вялотекущем режиме", но без встреч и обязательств, под которыми будет стоять подпись Владимира Путина", - пояснил Сергей Гармаш.

Приграничные угрозы

На фоне происходящей между руководством Украины и Беларуси "холодной" политической войны "Минский формат" переговоров превращается в откровенную формальность.

Учитывая, что ползучий аншлюс Беларуси со стороны РФ идет полным ходом и территория страны доступна для российских военных и спецслужб, есть риск, что территория соседней страны может быть использована для провокаций против Киева.

Кремль руками режим Лукашенко провоцирует миграционный кризис в Европе. При этом минский диктатор на все претензии европейцев (особенно власти Польши и Литвы) угрожающе заявляет, что за ним стоит "ядерная держава" - Россия.

"Есть угроза, что потоки мигрантов, организованные белорусским режимом, будут точно также себя вести на украинско-белорусской границе. Будет ли против нашей страны в перспективе использована белорусская армия, зависит от степени поглощения Минска Кремлем. Пока более реальная угроза применения именно российских вооруженных сил с территории Беларуси", - настаивает Андрей Сенченко.

Руководство нашей страны и партнеры по "Нормандскому формату" должны быть готовы к тому, что Кремль может в любой момент "натравить" беларуский режим на соседние государства. В какой форме это произойдет – это уже частности.

Читайте также

Новини партнерів