В Украине с мая 2019 года отсутствует постоянный посол США, что в контексте украинского стремления к эффективному сотрудничеству с Вашингтоном является серьезнейшим упущением. Последним полномочным представителем Вашингтона в Киеве была посол Мари Йованович, которую со скандалом отозвал тогдашний президент Дональд Трамп. Однако поменялся президент, а посла в Киеве все нет. "Апостроф" разбирался по какой причине американцы не присылают своего посла в Киев, есть ли в этом вина Офиса Президента Украины, и кто возглавит американскую дипломатическую миссию в Украине.
Ничто так не постоянно, как временный поверенный
За два с половиной года президентства Зеленского, США так и не назначили своего посла в Украину. Временно поверенные – это, конечно, хорошо, но явно недостаточно. Мари Йованович со скандалом была отозвана еще президентом Дональдом Трампом в мае 2019 года – Белый дом обвинил ее в нелояльности. Эта история стала предпосылкой к первому импичменту Трампа.
Через полгода после увольнения Йованович во время слушаний в Конгрессе обвинила администрацию Трампа в том, что её внешняя политика основана на "защите частных интересов" отдельных лиц. Свою отставку Йованович назвала "невероятной и подозрительной", заявив, что она была уволена в результате "ни на чём не основанных и надуманных обвинений со стороны людей, которые руководствовались подозрительными мотивами".
По словам Йованович, обвинения в её "нелояльности" к президенту Трампу распространял его личный адвокат Рудольф Джулиани: "Я не знаю, по каким причинам господин Джулиани решил объявить мне войну… Возможно, люди, связанные с ним, считали, что их личные финансовые амбиции пострадают из-за антикоррупционной политики, которую мы проводили на Украине".
По словам эксперта-исследователя Северной Америки и Британских островов Совета внешней политики "Украинская призма" Александра Краева, тогдашний посол США в Украине Мари Йованович была отозвана Трампом по причине того, что когда в Белом Доме пытались копать компромат на Байдена в Украине (в том числе по ситуации с появление в руководстве газодобывающей компании Burisma Хантера Байдена – сына нынешнего президента), Йованович пыталась пресечь этот процесс.
Когда Йованович отозвали из Киева, вместо нее США прислали своего временного поверенного Уильяма Тейлора, который будучи республиканцем, устраивал обе партии, прослыл человеком неполитизированным и с хорошей репутацией, и в каденцию Буша-младшего уже был послом в Украине. Однако временным поверенным Тейлор побыл всего 6 месяцев и затем покинул пост. Его сменила Кристина Квин, которая занимает аналогичную должность до сих пор.
Отсутствие уполномоченного посла США в Украине не идет на пользу сотрудничеству между странами и понижает уровень двухсторонних отношений. Как отметил в своем комментарии "Апострофу" американист и профессор Института международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко Сергей Галака, то что в Киеве до сих пор нет посла от Вашингтона – это однозначно плохо.
"Это показатель недостаточной эффективности работы МИДа и Офиса Президента в этом направлении, потому что без послов в ключевых странах и из ключевых стран – наши коммуникационные возможности ограничены. Посол — полномочный представитель Президента, это прямая связь, если есть только доверенное лицо, то уровень отношений повышается автоматически. А если, не дай Бог, какая-то кризисная ситуация. Тогда одно дело, если здесь полномочный посол на месте решает что и как, и рекомендует своим правительствам, а другое дело – временный поверенный, человек, который не связывает себя с карьерой в этой стране", - рассказал Галака.
Офис Президента окунул Дядю Сэма в токсичный омут
Как рассказал "Апострофу" директор Центра международных исследований Владимир Дубовик, в прошлом году вопрос о назначении нового посла в Украину поднимался и тогда наиболее вероятной кандидатурой на эту должность был Кит Дейтон – тогдашний директор Центра Маршалла.
"В 2020 году наконец-то вызрело предложение назначить на должность посла США в Украине Кита Дейтона, и на это предложение смотрели позитивно. Но к тому времени украинское направление стало токсичным в Вашингтоне, и любое назначение воспринималось с неким подозрением. Кандидатуру Дейтона даже не вынесли на рассмотрение Конгресса, хотя он довольно неплохой кандидат. Дейтон не близок ни к Трампу, ни к демократам, ни к республиканцам. Он неплохо знает Украину и мог бы быть хорошим послом, но к сожалению, и с ним не сложилось. А к концу 2020 года стало ясно что, скорее всего, Трамп уже не будет президентом, поэтому встал вопрос, что нет смысла рассматривать номинацию посла, которого назначает уходящая Администрация", - объяснил эксперт Владимир Дубовик.
Есть еще одна причина того, почему американцы не спешат с назначением посла. По словам Александра Краева, после истории с послом Йованович американцы увидели, что в Украине неформальная структура власти иногда одинаково сильна, а подчас даже сильнее нежели формальная.
"С этим они сталкивались в Афганистане и Ираке, и это для них действительно проблема. Сейчас они не спешат с новым послом, потому что они до сих пор видят наличие сильной неформальной структуры власти – к примеру, взять тот же Офис Президента. Американцы привыкли работать институционно, то есть президент с президентом, министерство с министерством, парламент с парламентом – это нормальное адекватное сотрудничество. А что они видят здесь? Они видят, что внутри ОП есть есть какие-то неформальные точки влияния. По сути, чтобы о чем-то договориться нужно оформлять какие-то договорняки. Тут вопрос самой структуры ОП и структуры работы исполнительной власти, вот это американцам не нравится. То есть они понимают, что послу, и соответственно им, придется работать не напрямую с Зеленским или Кулебой, а идти какими-то окольными путями, на чем они уже несколько раз обожглись", - объяснил эксперт.
В то же время Галака подчеркнул, что Украина сама не спешит направлять своих дипломатов в целый ряд стран: "Если у нас порядка 20 послов до сих пор не назначены, а это вопрос, зависящий от Офиса Президента, то чему тут тогда удивляться, что и к нам такое отношение?"
Впрочем, потенциальные кандидаты на пост посла США в Украине все же рассматриваются. Так, по словам эксперта Александра Краева, сейчас есть информация о том, что на рассмотрении в Госдепе находится три кандидатуры.
"Их фамилии не называют. Известно только, что все три кандидата с дипломатическим бэкграундом. То есть, насколько мне известно, там нет военных или людей из других отраслей", - считает эксперт.
Ранее в СМИ писали, что ситуация с послом решится до конца года, однако сейчас, в лучшем случае, рассчитывать на назначение нужно весной следующего года.
Один республиканец тормозит весь Госдеп
Как правило, назначение посла от США в иностранные государства происходит следующим образом. По инициативе президента выдвигается кандидатура посла, а верхняя палата Конгресса – Сенат – утверждает ее, и только после этого происходит процедура назначения, а затем вручение верительных грамот. Однако сейчас целый ряд назначений задерживает один американский сенатор-республиканец – Тед Круз.
Это беспрецедентный случай, когда один сенатор в одиночку задержал десятки ключевых назначений в администрации Байдена, в основном сконцентрированных в Госдепартаменте, в отместку за решение Байдена отказаться от возражений США против строительства российского трубопровода "Северный поток – 2" в Германию. И хотя сам Круз не может полностью заблокировать рассмотрение кандидатур, он способен сильно замедлить процесс.
К примеру, возражения Круза вынуждают Сенат проводить трудоемкое процедурное голосование по каждому из кандидатов. Такой трюк Круз проворачивает не первый раз. В 2013 году Круз, находясь в тотальной оппозиции против Администрации Обамы, даже сумел довести ситуацию с принятием бюджета до "шатдауна".
Как отмечает директор Центра международных исследований Владимир Дубовик, с момента вступления Байдена в полномочия президента США, еще практически никто из послов не прошел процесс номинации и утверждения в Конгрессе, и это касается не только Украины, но и других ключевых направлений.
"Даже Николас Бернс, которого подали на должность посла в Китай, или Рам Эмануель – который должен стать послом в Японии, пока что не получили свои назначения в две ключевые для Вашингтона страны. При чем оба кандидата являются очень высокопоставленными людьми в истеблишменте демократов. Только совсем недавно прошла согласование в Конгрессе Карен Донфрид – помощник Госсекретаря США по Европе и Евразии. То есть, огромное количество должностей в Администрации Президента США пока еще не заняты. Поэтому пока Байден не проведет первый цикл назначений на такие ключевые страны как Китай и Япония, нечего и думать, что будет предложен какой-то человек в Украину", - объяснил эксперт.
В свою очередь Александр Краев считает, что США, не назначая посла, хотят показать украинским властям свою позицию по принципиальным вопросам для американской Администрации.
"Американцам не нравится, что мы превращаемся в полуформальную, непонятно на что похожую демократию, где не работают демократические институты, где работают неформальные связи, а все оформляется через договорняк. Они будут поддерживать нас военным образом и экономически, но посла и нормального политического диалога здесь не будет, пока мы не решим свои собственные проблемы и перестанем заниматься черт знает чем", - подытожил эксперт.