В субботу, 9 апреля, Киев посетил британский премьер-министр Борис Джонсон, где он встретился с президентом Украины Владимиром Зеленским. О том, что дал визит в Киев Борису Джонсону и что от общения с ключевой политической фигурой Туманного Альбиона получила Украина, "Апострофу" рассказал директор программы "Северная Америка" Совета внешней политики "Украинская призма" Александр Краев.
Визит Бориса Джонсона в Киев содержит в себе очень много плоскостей, и первая из них касается геополитики. Великобритания показывает, что она не сбавляет темпы поддержки, а наоборот хочет наращивать поставки оружия, а также усиливать санкции. При этом объявляет это не спикер парламента, не спикер офиса премьер-министра, не министр обороны, а сам премьер-министр. Причём делает это в столице воюющего государства. То есть с точки британской геополитики и с точки зрения концепции "глобальной Британии", которую они исповедуют с 2019 года, фактически это очень показательный момент.
То есть на украинском кейсе Великобритания показывает, что она готова быть глобальным игроком и нести больше ответственности за мир вокруг и за его безопасность, и за отдельные государства, которые страдают от агрессии. В принципе теперь продвигается и нарратив Великобритании о том, что она теперь не просто активный политический игрок, но и активный военный игрок.
Другой плоскостью этого визита для самого Джонсона является то, что это действительно неплохая политическая возможность. Мы знаем, что у Джонсона внутри Великобритании до сих пор очень много скандалов как по поводу вечеринок на Рождество, так и по поводу внутрипартийных склок вкупе с невыполнением определенного ряда обещаний относительно инфраструктуры и здравоохранения. Поэтому в целом, для Бориса Джонсона сейчас внешняя политика является очень успешным кейсом, и его в этом поддерживает даже оппозиция. По сути мы видим, что чем активнее Джонсон поддерживает сейчас Украину, тем позитивнее это отражается на его рейтингах. Сейчас видно, что поддержка действий и активности Джонсона растёт практически каждую неделю. Потому это является и его очень важной внутриполитической составляющей.
Третья плоскость касается чистой дипломатии. Мы видели визит президента Еврокомиссии Урсулы фон Дер Ляйен, в ходе которого европейцы пообещали много всего, выдав Украине опросник, который подразумевает следующий шаг к членству в ЕС. Кроме того, Урсула фон Дер Ляйен побывала на севере Киевской области. То есть дипломатический визит был очень успешным. Лондон продолжает бодаться с Брюсселем во многих вопросах, в том числе в контексте влияния в регионе. Поэтому визит Джонсона также являемся своеобразным ответом Брюсселю: мол, не только вы здесь делаете поддержку Украине, мы ещё лучше можем ее поддержать. Это похоже на некий "конкурс": кто сильнее и лучше поддержит Украину. Нам конечно от этого "конкурса" только лучше.
Также мы видели, что на прошлой неделе многие посольства и дипломаты уже начали возвращаться в Киев. Это касается и посольства Турции, и посольства Литвы, и миссии Евросоюза. Джонсон фактически задаёт своего рода определенный дипломатический тренд, касающийся того, что в Киеве уже безопасно, и что нужно работать в Украине, и нужно работать именно из Киева. Условно говоря, с "передовой". Это также является определёнными дипломатическими очками в карму для Великобритании.
Здесь также следует отметить что личный визит Бориса Джонсона связан и с его пониманием и его личной политической моделью поведения, которая состоит в том, что на уровне личного контакта лидеров государств гораздо больше можно сделать и решить. Джонсон это понимает. То есть фактически, для таких политиков как Борис Джонсон, личный контакт, личное понимание дела, и личное присутствие на политической и дипломатической передовой является очень важной составляющей. Это даёт ему стимул намного активнее работать и помогать.
Я не думаю, что Великобритания так быстро предоставила бы нам противокорабельное ракетное вооружение если бы не визит Джонсона. Аналогичная ситуация с Каймановыми островами, где нашли и заблокировали миллиарды "грязных" русских долларов. То есть и противокорабельные ракеты, и санкции в офшорных зонах, которые контролирует Великобритания, и такие санкции по энергетике, и обещание Британии шефствовать в восстановлении Киевской области инфраструктурно и экономически – все это подведено под этот визит, и соответственно этим визитом и вызвано.