Передавать Украине авиацию западные партнеры не спешат. Как и ни спешили с передачей средств ПВО или танков. Однако в ближайшее время этот вопрос может быть решен. 15 марта стало известно, что группа сенаторов США от обеих партий обратилась к главе Пентагона с требованием предоставить больше информации о том, что нужно для отправки истребителей в Украину. Ускорить поставки Украине самолетов может и произошедший 14 марта инцидент. Российский истребитель Су-27 врезался в американский беспилотник MQ-9 Reaper над Черным морем, выполнявший разведывательный полет. Примечательно, что координатор по стратегическим коммуникациям Совета национальной безопасности Белого дома Джон Кирби сразу после этого заявил, что Соединенные Штаты не будут выступать против решения других государств передать Украине боевые самолеты. Какие самолеты сможет получить Украина и когда это может произойти, читайте в материале "Апострофа".
Сколько самолетов нужно
Еще в конце января спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат в эфире французского телеканала La Chaîne Info подчеркнул, что Украина, являющаяся одной из крупнейших стран в Европе, нуждается в авиационном прикрытии как в военное, так и в мирное время. Для этого Украина нуждается в замене морально и физически устаревших советских самолетов разных типов одним типом многоцелевого истребителя.
Стоит напомнить, что украинские воздушные силы используют четыре основных типа самолетов: истребители МиГ-29 и Су-27, фронтовые бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25. Но вся эта техника устарела и сохранилась в Украине еще со времен СССР.
Читайте: Потери могут быть невосполнимыми: британская разведка оценила удар авиацией по Украине
По словам Игната, для обороны неба Украине нужно до 200 многоцелевых самолетов – всего 5 бригад. По мнению спикера Воздушных сил ВСУ, такими самолетами могли бы стать истребители F-16.
Кроме того, для модернизации своего военного авиапарка Украина рассматривала несколько моделей западных самолетов. Среди них шведский JAS-39 Gripen, французский Rafale и европейский Eurofighter Typhoon, ну и конечно американский F-16.
Сложности момента
"Я уверен, что решение о передаче самолетов будет принято, - говорит в комментарии "Апострофу" военно-политический обозреватель группы "Информационное сопротивление" Александр Коваленко, - Но есть много моментов, которые нужно учитывать. Например, подготовка необходимого количества пилотов. Надо понимать, что подготовка пилота боевого истребителя - это не подготовка экипажа БМП или расчета артиллерии, или экипажа танка. Это совсем другой уровень опыта, умений. То есть, в лучшем случае только на подготовку самых первых пилотов может уйти полгода".
Согласен с Коваленко и эксперт-международник Алексей Кафтан: "Нужно подготовить пилотов, механиков-техников, подготовить комплексы технического обслуживания, логистики на предмет поставки смазочных материалов, запчастей, расходников. А на это нужно длительное время".
По словам экспертов, возникает проблема аэродромов.
"Где будут размещаться самолеты? Ни один из наших аэродромов по своим характеристикам (ни инфраструктурной, ни по оборудованию) не приспособлен к размещению самолетов западного образца" , - подчеркивает Александр Коваленко, - Если мы будем модернизировать старые и строить новые аэродромы, то, вероятно, будут ракетные удары по ним со стороны россиян. То есть, мы должны использовать аэродромы наших иностранных партнеров".
О том, что военные самолеты не могут базироваться в Украине, говорит и Алексей Кафтан: "Если эти самолеты разместить даже в Скнилове, то на полет туда и обратно на восток и выполнение боевого задания уйдет длительное время. Я уже не говорю о том, что Скнилов пристрелянный. А потому мы должны где-то их прятать. Поэтому альтернатива – только аэродромы наших союзников".
Что касается сроков предоставления авиации, то эксперты тоже уверены, что произойдет это не так быстро, как нам бы хотелось.
"Первые самолеты мы получим тогда, когда у нас будут готовы пилоты, когда все будет согласовано с аэродромами. Это вторая половина 2023 – до конца 2023 года в лучшем случае", – считает Александр Коваленко.
А вот Алексей Кафтан менее оптимистичен.
"Есть политическая составляющая, а есть военная. Они не во всем совпадают. Я предполагаю, что может повториться ситуация, как с танками. Какая-то страна нам первой даст самолеты, а потом подтянутся и другие. Если нам удастся как-то договориться, то первые самолеты начнут поступать за год-полтора", – говорит эксперт.
Какие самолеты могут передать
То, что мы можем получить французские, шведские или даже корейские самолеты, опрошенные "Апострофом" эксперты исключают.
"Французская авиатехника дорога, прихотлива и не очень распространена", - говорит Алексей Кафтан, - Шведские самолеты имеют те же проблемы. Корейские истребители неплохие и достаточно дешевые. Но их тоже не так много".
Эксперт отмечает, что и немецкие "Торнадо" Украина не получит: "У Бундесвера в летном состоянии их не более 30%. И это, конечно, позор".
" Эти самолеты разные по своим характеристикам, но каждый из этих самолетов западного образца имеет преимущество над российскими самолетами однозначно", - подчеркивает Александр Коваленко.
Поэтому, по словам экспертов, остается самый массовый самолет F-16. Но и с ним есть проблемы.
"Если кто-то согласится их отдавать, то будут отдавать из имеющихся резервов. То есть, на новые мы рассчитывать не можем. Надо отметить, что F-16 начали выпускать в 1970-х годах. За это время была куча модификаций. Вопрос в том насколько новые, насколько изношены эти самолеты и морально устаревшие нам отдадут", – рассказывает Кафтан.
Сколько самолетов получим
"Юрий Игнат акцентировал внимание, что нам нужно 200 истребителей, но замечу, что у нас до начала полномасштабного вторжения было меньшее количество самолетов. Но такого количества мы не получим. Это мы должны понимать, – говорит Александр Коваленко, – Мы можем рассчитывать фактически в 2023 году где-то на 2-3 эскадрильи. (одна эскадрилья – 12 самолетов, - "Апостроф") ".
То, что 200 самолетов нам не дадут, считает и Алексей Кафтан. Кстати, на 200 самолетов не рассчитывал и Юрий Игнат. "Понятно, что Украине не предоставят все и сразу, очевидно, сначала это будет несколько авиационных подразделений – эскадрилий", - сказал Игнат.
Но и такое количество самолетов может повлиять на характер боевых действий.
"Если мы получим 2-3 эскадрильи F-16, то будем иметь возможность для того, чтобы осуществлять серьезное огневое влияние по позициям врага. Особенно дальнобойным ракетным оружием. И мы даже не будем заходить в зону риска", – резюмирует Александр Коваленко.
Пока вопрос о передаче Украине современных военных самолетов остается открытым, некоторые страны готовы отдать свои устаревшие, хотя и модернизированные модели советского производства. Так, премьер Польши Моравецкий заявил, что страна может передать МиГ-29 в течение 4-6 недель.