RU  UA  EN

суббота, 18 января
  • НБУ:USD 42.05
  • НБУ:EUR 43.10
НБУ:USD  42.05
Политика
Мнение

Эта ООН сломалась, несите следующую: как оживить мировую безопасность

Совет безопасности ООН за безопасность как таковую не отвечает вообще

Совет безопасности ООН за безопасность как таковую не отвечает вообще ООН нуждается в глобальных изменениях Фото: dw.com

На днях генеральный секретарь Огранизации объединенных наций Антониу Гутерриш на пресс-конференции в Хиросиме заявил, что нынешний Совбез ООН не отвечает требованиям времени и нуждается в реформировании. К тому же, сделать в соответствии с реалиями сегодняшнего дня он предлагает Бреттон-Вудскую финансовую систему. Он подчеркнул, что как Совбез ООН, так и Бреттон-Вудская система отражают глобальное соотношение сил еще по состоянию на 1945 год. Поэтому они нуждаются в обновлении. Каких именно изменений требует Совбез ООН, возможно ли создание альтернативы ООН и что может помешать реформированию Совбеза - в эфире Апостроф TV рассказал политолог Владимир Фесенко.

По известному принципу, сначала было слово. Сперва должна быть идея, обсуждение, дискуссия. Действительно, чисто академическая дискуссия о необходимости реформирования ООН, порядке принятия решений в ООН продолжается уже лет 50. Но сейчас, во время нынешней войны, вторжения россии в Украину, нарушения принципов международного права, когда россия является членом Совбеза ООН и вместе с четырьмя странами имеет там эксклюзивный статус, в частности право вето… Порядок надо менять. И структуру Совета безопасности нужно менять. Об этом, кстати, говорят представители стран так называемого Глобального Юга.

Читайте: Действия России – геноцид, а ее режим – рашисты: в НАТО приняли единодушное решение

Президент Зеленский – и это очень важно – встретился на полях саммита Большой семерки, в частности, с премьер-министром Индии. Он осудил войну россии против Украины, это важно. Индусы торгуют с россией, как и большинство стран Глобального Юга. Но в то же время, политически они выступают за то, чтобы война была завершена, они осуждают само вторжение в другую страну со стороны россии. Это для нас положительный момент. Мы можем вместе со странами Глобального Юга задавать вопросы о реформировании ООН. Здесь может быть разница в позициях. Страны Глобального Юга хотят сами присутствовать в Совбезе ООН, а для нас важно, чтобы такого права, как сейчас, не имела страна-агрессор. Если страна нарушает стандарты и принципы международного права, ее следует лишить всех эксклюзивных прав. Потому что это первые шаги, а дальше нужно искать механизмы, как это сделать. Отлично, что генсек ООН это понимает, и эта тема все активнее обсуждается. Но нужно уже переходить к обсуждению конкретных механизмов, как изменить нынешнюю ситуацию.

Бреттон-Вудская система – это не столько об ООН, сколько о финансовой инфраструктуре современного мира. Здесь тоже необходимы изменения. И здесь как раз Гутерриш делает пас странам Глобального Юга, но здесь тоже нужно построить конкретные механизмы. И как раз у ООН больше конкретных идей. Но проблема в том, что нынешний механизм принятия решений в ООН фактически блокирует саму реформу. Как изменить состав Совбеза без согласия стран, имеющих право вето? О том, чтобы россия выгнать из Совбеза ООН, у нас много говорят, и некоторые другие страны тоже это поддерживают, но без согласия россии этого невозможно сделать, вот в чем парадокс. Идею расширения Совбеза ООН сейчас активно поддерживают разные страны, но здесь нужно садиться и договариваться.

Кстати, именно для реформирования международной системы безопасности речь не о создании новой структуры. Вряд ли это сейчас возможно. Но для разработки конкретных механизмов реформирования, а также создания дополнительных инструментов международной безопасности может пригодиться идея Саммита мира, которую выразил президент Зеленский. Речь идет не просто о саммите, который будет обсуждать, как завершить войну между россией и Украиной. Должны быть более широкие задачи и рамки обсуждения. В частности, речь идет о создании новой инфраструктуры и архитектуры международной безопасности. И вот в Европе, по моему мнению, точно можно говорить о замене ОБСЕ, которая создавалась еще в 70-е годы. В начале 90-х ее немного обновили, но сейчас очевидно, что ОБСЕ не выполняет те задачи, которые были заложены для обеспечения безопасности на Европейском континенте. Как раз в Европе – это неотложная задача.

Читайте: Вступление Украины в НАТО: в Германии подписали важную декларацию

Что касается ООН, я думаю, что значительная часть стран не готова заменить ООН какой-либо новой организацией, но внутренние реформы можно осуществить. И как раз на саммите мира такие идеи можно обсуждать и наработать конкретные механизмы, например относительно переходного периода. Создать конкретные рабочие группы по расширению состава Совбеза ООН и изменениям в порядке принятия решений. Кстати, в ЕС сейчас начинается такая дискуссия, и в ООН нужно это сделать. В ЕС сейчас говорят о том, чтобы решения принимались качественным большинством – это 2/3 голоса, учитывая объем экономики и населения в составе ЕС. Но у ООН та же ситуация. Надо формировать более демократичные и более гибкие механизмы принятия решений, а не так, как сейчас, когда страна-агрессор фактически может злоупотреблять своими правами.

Что должно и может быть пересмотрено

В первую очередь, я думаю, речь идет о расширении состава Совбеза ООН. Сейчас есть пять постоянных членов Совбеза, и еще десять стран постоянно меняются с учетом их представительства по разным регионам. Но есть очень мощные экономики. Например, Япония и Индия – страны, которые также могут представлять в Совбезе ООН отдельные регионы мира. Здесь нужно подумать, как это сделать.

Сейчас совсем другая ситуация, чем после второй мировой войны. Надо продумать, как изменить ситуацию с правом вето, потому что россия им сейчас злоупотребляет. Но США, например, опасаются этого. Если будет просто принятие решений большинством, то здесь может произойти раскол по некоторым вопросам в составе Совбеза ООН, поэтому нужно все же определенные рычаги хранить, чтобы не было рисков функционирования этого органа. Но порядок принятия решений должен быть изменен. Я думаю, что принцип квалифицированного большинства, качественного большинства тоже можно применить, а некоторые крупные страны могут иметь дополнительные права и возможности, но без блокирования, как это сейчас постоянно делает россия.

Это наиболее ключевые идеи, которые сейчас нужно принимать. В первую очередь, сейчас нужно создать конкретные рабочие группы по реформированию ООН. Это может сделать и генсек ООН – господин Гутерриш. И там должны быть представители разных стран, выступающих с такими идеями. А это и Франция, и Украина, и Индия, и многие другие страны. Надо уже двигаться в сторону более конкретных идей, а не просто всеобщего обсуждения.

Ранее на постоянное участие в Совбезе ООН претендовали наиболее развитые страны. Что касается новых – дело не в том, являются ли они представителем Глобального Юга. Речь идет об их роли в мировой экономике и общемировых делах. К примеру, Япония. Но сейчас и крупные страны Глобального Юга претендуют на такую роль, исходя из собственного потенциала и своего масштаба. Это Индия, а также Бразилия, самая большая страна Латинской Америки. Однако речь обо всех регионах мира – и Африке, и Азии. Здесь нужно продумать механизмы.

Действительно, мы не можем расширить состав постоянных членов Совбеза ООН до 10-20. Это усложнит механизм принятия решений. Как быть тогда с другими странами? Они тоже должны иметь право хотя бы на периодическое представление своих интересов в Совбезе ООН. Над этим нужно поработать. Здесь нужно найти гибкую модель, которая учитывала бы и статус отдельных стран, но в то же время чтобы сохранялся принцип пропорционального представительства разных регионов мира.

Что важно? В ходе визита президента Зеленского для участия в саммите Большой семерки был сделан акцент со странами Глобального Юга. Это и участие в саммите Лиги арабских государств и встречи на полях саммита Большой семерки с премьером Индии, с лидером Южной Кореи, другими лидерами. Для нас тоже важно развивать диалог с этими странами. А вот кто будет представлен, каким будет механизм представительства – все это предмет обсуждения. Здесь требуется баланс интересов.

Читайте также: Незаконность членства РФ в ООН: реалии и перспективы

Читайте также