В саудовской Джидде на минувших выходных прошли двухдневные консультации по мирной инициативам, разработанным Офисом президента Украины. На них присутствовали высокопоставленное дипломатические представители, политические советники и уполномоченное персоны из более чем 40 стран, включая Индию и Китай. Переговоры нельзя назвать саммитом, так как там не было глав государств и правительств, но встречи завершились в выгодном для Киева ключе, в том числе, из-за конструктивной позиции Пекина. И главное – кремлевских представителей в Джидде не оказалось. Какие позитивные последствия такие встречи несут Украине, и почему РФ скатывается на один дипломатический уровень с Мьянмой и КНДР, читайте в колонке главы Центра исследования проблем гражданского общества Виталия Кулика, специально для "Апострофа".
Встреча в Джидде, как принято говорить в таких случаях, вызывает сдержанный оптимизм, так как стороны обсуждали не конкретные планы, а общие кейсы и видение того, как именно может завершиться война РФ против Украины.
Позитивно, что представителей Кремля на переговорах не было, но российского диктатора и его окружение проинформируют представители государств, с которыми Москва сохраняет контакты. Скорее всего, основным коммуникатором тут будет Пекин, который, как важно понимать, будет информировать российское руководство сквозь призму собственных интересов.
Читайте также: Геополитическое падение: как меняется фактор Кремля в американо-китайском противостоянии
Важный момент для нас заключается в том, что стороны согласились с позицией нашего руководство относительно принципиального момента – территориальной целостности Украины, согласно признанным границам 1991 года. Никакого "российского" Крыма, Донецка, Луганска или других территорий, которые Москва с февраля прошлого года поспешила объявить "своими". Да, некоторые страны могут рассматривать это как некую ритуальную фразу, но для нас это формальная база, на которой основывается наша переговорная позиция. Участники встречи в Джидде, включая Индию и Китай, с такой формулировкой согласились, что важно.
Следующий важный итог, о котором частично уже шла речь – позиция Китая. Если верить последним публикациям в авторитетной западной прессе, например, в Financial Times, западные союзники Киева на встрече расценили позицию Пекина как "конструктивную". Представители Поднебесной обозначили свою готовность участвовать в будущих международных переговорах.
Пекин, будучи геополитическим патроном Москвы, идет на контакт со странами глобального Юга, включая и Саудовскую Аравию, для реализации собственных экономических и политических интересов, в том числе, чтобы заручиться поддержкой указанных государств в геополитическом соперничестве с Вашингтоном. Пекину, как и странам глобального Юга не выгоден рост цен на продовольствие из-за действий Москвы, а также скатывание военного конфликта в неконтролируемую фазу. Пекин видит, что такие риски есть, поэтому готов давить на Кремль, но не с целью, чтобы Путин сдался тут и сейчас, а чтобы он не наделал "глупостей". Насколько Пекин будет успешен в этом деле, настолько он сможет заручиться поддержкой стран Юга.
В этой бочке "меда" есть и ложка дегтя. Переговоры ведутся кулуарно, что оставляет поле для разного рода конспирологических версий и разгона "зрады", дескать, нам могут выкручивать руки, вынуждая идти на "перемирие", выгодное Москве. Нет, такого не будет. Равно как никто тут и сейчас не заставит Путина прекратить войну и вывести войска со всех оккупированных территорий.
Тем не мене, риск политического договорняка, хоть и крайне небольшой, сохраняется. Часть глобальных элит может быть заинтересована в "корейском варианте" прекращения боевых действий – некое перемирие на линии боевого соприкосновения, но без политической фиксации в виде мирного договора. Согласной такой конструкции Запад давит на Киев, а Пекин – на Москву, которая окончательно превращается в сателлита Поднебесной, по статусу располагаясь между Мьянмой и КНДР.
Санкции при этом с Москву никто не снимает, так как это политически крайне трудно будет провернуть без мирного договора и юридического закрепления результата. Даже если вдруг на следующих выборах в США опять победит Дональд Трамп, то никакого снятия санкций или их смягчения Москва не получит.
Также часть глобальных элит может думать о реставрации порядка, который был на момент февраля 2022 года, но это нереально ввиду отсутствия таких политических ресурсов у всех участников противостояния. Особенно у Москвы. Достаточно вспоминать, как российский МИД нахально вел себя за несколько недель до вторжения, требуя у США неких "гарантий", которые россияне не получили, а также выдвигая НАТО некие ультиматумы дабы Альянс "убрался" на границы 1997 года. И где это все сейчас? У россиян нет ресурсов вести войну с нынешней степенью интенсивности против Украины. Прямое столкновение с НАТО и вовсе выглядит безумием.
Такие договорняки невозможны, в том числе, потому что Украина в войне обрела субъектность и стала, условно говоря, родиной для целой стаи "черных лебедей". На любую хитрость иностранных геостратегов мы можем ответить решительной неожиданностью, которая полностью может спутать игру не только нашему врагу, но и сторонникам активного "нейтралитета".
Читайте также: Китай дал "осторожный положительный" сигнал, есть первые решения: главное с саммита в Саудовской Аравии