В воскресенье, 13 августа, в Черном море произошел инцидент: российский военный корабль якобы открыл предупредительный огонь по турецкому сухогрузу Sukru Okan, который под флагом Палау направлялся в украинский Измаил. Эту информацию распространило Минобороны России, отметив, что сухогруз не реагировал на "требования остановки для осмотра на предмет перевозки запрещенных грузов". Ведомство Шойгу также утверждало, что был поднят боевой вертолет Ка-29 с группой военных, которые высадились на судно и провели осмотр, после чего Sukru Okan продолжил путь в Измаил. И хотя позже эта информация опровергалась, однако оказалось, что российские военные все же провели досмотр гражданского судна. Что же на самом деле произошло в Черном море и чего добивается Кремль в данном вопросе, разбирался "Апостроф".
Оккупанты похвастались
В телеграм-канале минобороны РФ заявило, что инцидент произошел около 6:40 утра, 13 августа. По версии ведомства Шойгу, патрульный корабль Черноморского флота РФ "Василий Быков" обнаружил турецкий сухогруз "Сукра Окан" под флагом Палау, следовавший в украинский порт Измаил.
Как известно, после выхода из "зерновой сделки" Россия заявила, что будет осуществлять контроль судоходства в Черном море и досматривать суда, идущие в украинские порты, а потому военные приказали сухогрузу остановиться для досмотра. Экипаж "Сукра Окан" проигнорировал требования россиян и те, согласно сообщению МО РФ, открыли по нему огонь.
Читайте также: Терпение заканчивается: Черноморский флот РФ до конца года может ждать сюрприз
"На требование остановки для досмотра на предмет перевозки запрещенных грузов капитан сухогруза не отреагировал. Для принудительной остановки судна с российского боевого корабля был открыт предупредительный огонь из автоматического стрелкового оружия. В целях досмотра сухогруза с борта патрульного корабля "Василий Быков" был поднят вертолёт Ка-29 с группой российских военнослужащих", – заявили в РФ.
Также россияне отметили, что провели осмотр гражданского судна, которое "застопорило ход".
"По результатам радиопереговоров, судно застопорило ход, досмотровая группа высадилась на сухогруз. После завершения работы досмотровой группы на борту "Сукра Окан" судно продолжило движение в порт Измаил", – сообщили в МО РФ.
Фейк или не фейк?
Позже Международное разведывательное сообщество InformNapalm отметило, что россияне соврали как об успешном осмотре судна Sukru Okan в Черном море, так и о предупредительных выстрелах.
"По данным объективного контроля, который предоставили для InformNapalm моряки одного из судов, наблюдавшие за этим событием с расстояния, МО РФ солгало об успешном осмотре судна.Как указали моряки, судно "Сукра Окан" не подчинилось требованиям рашистов застопорить ход, а просто временно изменило курс в направлении берега, территориальных вод Турции.Никакого вертолета не было и предупредительных выстрелов тоже. Были только угрозы россиян в радиоэфире. На борту "Сукра Окан" находился турецкий экипаж, который "положил болт" на угрозы и не подчинился. Поэтому рашисты солгали об "успешном осмотре" судна", - говорится в материале.
В сообществе InformNapalm уточнили, что информация с деталями об этом инциденте поступила им от экипажа танкера Olvia, непосредственно наблюдавшего за ситуацией с сухогрузом "Сукра Окан".
Согласно сервису Marinetraffic, маршрут танкера действительно пролегал и даже пересекался с сухогрузом "Сукра Окан". Танкер проходил в нескольких милях в точке возле территориальных вод Турции, где вероятно произошел инцидент с россиянами, поэтому предоставленные комментарии относительно действий россиян и дополнительные фото, и аудиоматериалы приняты как заслуживающий доверия источник.
Появилось также в сети и видео, на котором российский вертолет Ка-29 высаживает наблюдательную команду на борт какого-то судна.
В течение дня в InformNapalmопубликовали дополнительный комментарий от источника из танкера Olvia.
Источник утверждал, что если позже досмотр "Сукра Окан" и был, то он состоялся уже в территориальных водах Турции и потому из танкера Olvia этого уже не увидели.
"Моряки не могли предположить, что россияне полезут досматривать судно в территориальных водах одной из стран НАТО. К тому же курс судно "Сукра Окан" в сторону Турции сменило по рекомендации турецкого радиоэфира. То есть на этапе наблюдения все выглядело как будто экипаж "Сукра Окан" проигнорировал команды россиян и ушел в турецкие территориальные воды. В таком случае не ясна реакция самой Турции, если россияне все же останавливали и досматривали судно в их водах принудительно. Это тянет на международный скандал", - отметили в InformNapalm.
На момент написания материала турецкая сторона официально не подтвердили факта обстрела судна.
Реакция Украины
А вот украинские власти на эту тему заявления сделали.
Так министр развития общин, территорий и инфраструктуры Александр Кубраков написал в своем Twitter следующее: "Этот акт обструкции является откровенным пренебрежением правами черноморских государств на свободное судоходство и правами иностранных судов на мирный проход через территориальное море прибрежных стран. Мы обращаемся к международным партнерам с просьбой жестко отреагировать на действия России и приложить все усилия для прекращения террора в Черном море".
Советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк назвал этот случай актом пиратства и преступлением против гражданских судов третьей страны в акватории других государств.
"Этот прецедент с попыткой введения "каперского права" требует четкой юридической фиксации, установления всех лиц и признания факта совершения преступления со стороны международного сообщества. Украина сделает все необходимые выводы и выберет оптимальный ответ", — написал Подоляк.
В понедельник, 14 августа, заявление об инциденте опубликовало и Министерство иностранных дел Украины. Там осудили российскую провокацию, назвав ее очередным примером целенаправленной политики России по созданию угроз свободе навигации и безопасности торгового мореходства в Черном море. А также призвали международное сообщество отреагировать.
“Выражаем поддержку и солидарность с Турцией как нашим стратегическим партнером и призываем международное сообщество принять решительные меры по предотвращению действий РФ, препятствующих мирному прохождению судов в Черном море. Россия должна быть лишена возможности блокировать международные маршруты в Черном море, в частности в украинские морские порты. В связи с этим Украина призывает партнеров увеличить усилия по сохранению функционирования Черноморской зерновой инициативы, которая играет ключевую роль в обеспечении глобальной продовольственной безопасности”, — говорится в заявлении МИДа.
Мнение экспертов
В целом, эксперты обращают внимание на то, что иностранным кораблям, несмотря на действия Кремля, все равно удается прорывать морскую блокаду. Тем не менее, у россиян явно пытаются надавить на перевозчиков.
"Россияне провели досмотр турецкого судна и это называется пиратство, - говорит в комментарии "Апострофу" эксперт по вопросам безопасности Иван Ступак, - Кроме того, мне не понятно молчание Турции по этому поводу. Возможно, что реакция на этот инцидент есть, но она идет по неофициальным каналам".
"А почему должна быть какая-то реакция Турции? Судно шло под флагом Палау. Мне хотелось бы узнать о реакции этой микроскопической страны, – отмечает в комментарии "Апострофу" военно-политический обозреватель группы "Информационное сопротивление" Александр Коваленко, - То, что сделали российские военные является фактически нарушением международного права. С другой стороны – это бряцание оружием и понты. Они избрали судно под флагом Палау, изначально надеясь, что им ничего не будет. То есть, они выбрали слабого. Если бы судно шло под флагом Греции, Турции или Израиля, я не думаю, что рашисты решились бы на подобное".
По мнению эксперта, Минобороны России нужно что-то было показать в пропагандистских целях для своего народа.
"Это еще раз продемонстрировало, какие они на самом деле трусливые", - заключил Коваленко.
То, что россияне умышленно выбрали для своей пропагандистской акции судно под флагом маленького островного государства, понимая, что адекватной реакции на это не последует, отметил и президент Центра глобалистики "Стратегия XXI", главный редактор журнала "Черноморская безопасность" Михаил Гончар.
Вместе с тем, эксперт пояснил в комментарии "Апострофу", что причина такого поступка россиян кроется в несовершенстве международного законодательства.
"С точки зрения международного морского права с одной стороны – это нарушение. Судно – гражданское. Оно не давало никаких оснований для досмотра. Но с другой стороны, Россия имела право досматривать, поскольку после выхода из "зерновой сделки" сделала предупреждение, что будет осуществлять контроль, - говорит Гончар, - В "Конвенции ООН по морскому праву" слишком много "белых пятен", а потому Россия ими и пользуется".
По словам Михаила Гончара, Россия и раньше ограничивала право судоходства в Черном море и ей за это ничего не было.
"Судно "Сукра Окан" принадлежит турецкой компании, и Турция тоже может среагировать, но она этого не делает. Я думаю, Эрдоган в ожидании встречи с Путиным, на которой и будут обсуждать продление зерновой сделки, не хочет эскалации. Есть сообщения, что Путин не хочет ехать на встречу в Стамбул, поскольку он не сможет отказать Эрдогану, а потому пытается найти какой-то предлог. Возможно, атака на турецкий сухогруз под флагом Палау и был таким предлогом", - заключил Михаил Гончар.
Читайте: "Там настоящая мясорубка": россияне попали в ловушку на фронте