RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

Есть несколько способов, как возместить убытки за счет России – замглавы Офиса президента Ирина Мудрая

Подать заявление об ущербе можно через портал "Дія"

Ирина Мудрая Ирина Мудрая Фото: пресс-служба Министерства юстиции Украины

Украина и ее международные партнеры разработали специальный правовой механизм, который позволит взыскать с России компенсации за нанесенный ею ущерб в результате военной агрессии против нашей страны. На сегодняшний день уже создан Реестр убытков, который готов принимать заявления всех пострадавших от действий РФ. О том, как подавать такие заявления, каким образом будет оцениваться причиненный ущерб, и откуда возьмутся средства на компенсации, в интервью "Апострофу" рассказала заместитель главы Офиса президента Ирина Мудрая, которая до 29 марта 2024 года занимала должность заместителя министра юстиции Украины.

Все пути ведут в Гаагу

– Почему для выплаты репараций понадобилось создавать специальные международные органы?

- Когда международное юридическое сообщество начало изучать вопрос компенсации потерь Украины и пострадавших от российской агрессии, оно обнаружило, что на данный момент не существует такой судебной инстанции, которая могла бы вынести решение о таких выплатах. Конечно, их могли бы выносить украинские суды. Однако такие решения в Украине можно было бы выполнить только за счет суверенных активов России в Украине. Но такие активы уже конфискованы государством. В других юрисдикциях исполнение решений украинского суда за счет активов РФ крайне осложнено.

В результате Украина и ее партнеры пришли к выводу о том, что необходимо создание специального международного механизма. Рабочая группа разработала концепцию такого механизма и представила его на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН в ноябре 2022 года. Была принята резолюция, содержащая три основных положения: признание, что Российская Федерация совершила акт агрессии и несет за это ответственность, включая выплату репараций; необходимость создания нового юридического механизма для взыскания репараций; рекомендацию создать международный реестр ущерба, нанесенного Россией.

После этого Минюст вместе с партнерами приступил к созданию Реестра. Совет Европы предложил свою помощь, и в мае 2023 года на саммите в Рейкьявике было объявлено о создании Международного реестра убытков. Впоследствии Нидерланды согласились принять его как международный институт в Гааге.

– Почему местом расположения Реестра выбрана именно Гаага?

– Этот город считается столицей мирового правосудия. Там находятся Международный уголовный суд, Международный суд ООН и другие судебные органы, которые в будущем будут рассматривать дела о преступлениях России. Так что вполне логично было разместить по соседству и Реестр убытков.

– Когда Реестр начнет собирать информацию?

– 2 апреля на министерской конференции "Восстановление справедливости для Украины" было объявлено о техническом старте приема заявлений Реестром.

– Куда нужно подавать заявления?

- Принимать заявления будет портал "Дія", ведь Международный реестр убытков – это цифровая платформа. Каждый человек с помощью смартфона или компьютера сможет зафиксировать свои убытки от войны.

– Но не все граждане настолько хорошо владеют современными информационными технологиями. Да и не у всех есть смартфоны.

- Если у лица по тем или иным причинам нет возможности воспользоваться "Дієй", то оно сможет получить помощь в уполномоченных учреждениях - Центрах предоставления административных услуг (ЦПАУ, по-украински ЦНАП), у нотариусов, центрах бесплатной правовой помощи, у государственных регистраторов, в местных администрациях и т.д. Но по этому поводу будет проведена информационно-разъяснительная работа для населения.

Подробные разъяснения о порядке оформления заявлений граждане смогут найти на сайтах Министерства юстиции и Международного реестра убытков.

– Кто сможет обращаться в Реестр?

– Определено, что субъектами подачи заявлений на компенсации могут быть физические лица, юридические лица и государство Украина.

– Какие виды убытков будут фиксироваться в Реестре?

– Категории убытков уже утверждены Советом реестра. Их более 40, если быть точными – 44. Для физических лиц этот перечень самый большой. В частности, в перечне есть следующие виды ущерба:

- материальный вред, причиненный движимому и недвижимому имуществу;
- утрата доступа к образованию и медицине;
- потери от вынужденного переселения, как внутри Украины, так и за границу;
- депортация с оккупированных территорий;
- потеря близкого человека;
- вред, причиненный жизни и здоровью человека, его личной неприкосновенности (телесные повреждения, пытки, сексуальное насилие и т.п.);
- принудительное лишение свободы;
– принудительные работы.

Бизнес может потребовать компенсаций за уничтожение производственных помещений и оборудования, за утраченную в результате прекращения работы выгоду и т.п.

К ущербу, нанесенному государству, относится разрушение объектов инфраструктуры, уничтожение или похищение культурных и исторических ценностей, вред окружающей среде и т.д. Также будут поданы на компенсацию расходы государства на гуманитарные проекты, связанные с войной.

Это далеко не полный список. Исчерпывающий список всех категорий ущерба заинтересованные лица смогут найти на сайтах Министерства юстиции и Международного реестра убытков.

– Очевидно, что факт и размер убытков придется как-то подтверждать. Какие документы нужно будет добавить в заявление?

- Для каждой категории убытков будет разработана специальная форма заявления, которую лицо будет заполнять, выбирая ответы из списка. Также в заявлении будет раздел, в который можно будет загрузить документы, подтверждающие право собственности на поврежденное имущество, а также материалы, подтверждающие его повреждение или уничтожение.

– Какие это могут быть материалы?

- Любые, которыми владеет заявитель: фото- или видеофиксация, публикации в СМИ, экспертные оценки, акты обследования и т.д. Собственно, любая доступная информация, подтверждающая факт разрушения.

Фото: Офис президента Украины

Кто оценит ущерб

- Нужно ли заявителям предоставлять документы о стоимости уничтоженного или поврежденного имущества?

– Такие документы также будут приниматься в качестве доказательств. Например, если лицо уже самостоятельно отремонтировало поврежденный объект, то к заявлению можно будет добавить документы, которые подтверждают суммы, потраченные на ремонт. Если у лица есть подтверждающий документ об оценке ущерба, например, решение украинского суда, то оно также может добавить его в свое заявление.

Если же таких документов нет, то ничего страшного: на этапе сбора заявлений документы по оценке ущерба не являются обязательными. Функция Реестра заключается только в фиксации убытков. Производить конкретные оценки и компенсации будет другой орган.

– Какой?

- Компенсационная комиссия. Это второй элемент международного компенсационного механизма. Сейчас идет работа над ее созданием. Она рассмотрит все предоставленные документы по оценке ущерба. Но следует иметь в виду, что оценки, указанные в представленных лицом документах, не будут окончательными. Комиссия самостоятельно определится с суммами компенсаций.

Также Комиссия будет оценивать и нематериальный ущерб, в частности вред жизни и здоровью. Поэтому если у человека есть какие-то документы, подтверждающие, например, расходы на лечение, то следует их приобщить к заявлению.

Однако, если у лица нет никаких документов, указывающих на сумму ущерба, Комиссия все равно примет решение о компенсации, исходя из собственной оценки и утвержденных методик.

- Предусматривается ли компенсация за гибель людей?

– Да.

– Кто ее получит?

- Родственники первой степени – родители, супруги, дети.

- Компенсационный механизм распространяется только на гражданских людей? Или военные, пострадавшие на фронте, тоже под него подпадают?

- В утвержденных категориях ущерба нет исключений для военных. Поэтому, если они понесли материальный или нематериальный ущерб, они также могут подавать заявления в Реестр и претендовать на компенсации. Правда, существуют определенные сложности в трактовке таких убытков, поскольку комбатанты имеют в международном законодательстве другой статус. Эти сложности нужно будет урегулировать, однако принципиально право на компенсации для военных не ограничено.

– От войны страдают не только украинцы. Пострадали и погибли в результате действий оккупантов достаточно много иностранцев - журналистов, волонтеров и т.д. Они смогут претендовать на компенсацию?

– Механизм компенсаций создан не исключительно для украинцев, а для всех людей, которые пострадали от российской агрессии. Так что заявления в Реестр могут подавать граждане любого государства. Причем не только пострадавшие физически. Это может быть, например, иностранный студент, который был вынужден уехать из Украины, не закончив обучения. Или человек, который здесь работал и потерял работу из-за войны. Все они имеют право на возмещение своих потерь.

– Сейчас миллионы наших соотечественников находятся за границей. Они смогут подать заявления в Реестр?

- Конечно, эти люди могут претендовать на компенсацию потерь, связанных как с вынужденным перемещением за границу из-за войны, так и насильственным перемещением с места их проживания, утратой имущества и т.д. Так же, как и все граждане Украины.

- Однако за границей нет украинских ЦНАПов...

– Да. И они не могут выезжать для приема заявлений в другие страны. Поэтому мы надеемся, что уехавшие за границу украинцы и пострадавшие иностранцы разберутся, как пользоваться "Дієй", и смогут подать заявления онлайн. Для этого будут созданы пошаговые инструкции.

– Многие люди потеряли имущество на оккупированных территориях. Однако как доказать эти потери? Ведь ни у украинских властей, ни у Международного реестра к их имуществу доступа пока нет.

– Это действительно проблемный вопрос. Впрочем, что касается недвижимого имущества, то его в принципе можно решить. Объекты недвижимости зафиксированы в государственном реестре. И, если спутниковый снимок показывает, что дома уже нет, то это является достаточным доказательством материального ущерба. Также не возникнет больших проблем с автомобилями, поскольку они также есть в государственном реестре.

То есть, когда речь идет об имуществе, которое было в публичных реестрах, факт его утраты зафиксировать можно. Сложнее будет проводить оценку размера ущерба, поскольку доступа к этим объектам пока нет.

Более проблемный вопрос с движимым имуществом. Как доказать, какое это было имущество, сколько оно стоило? Впрочем, эта проблема существует и на неоккупированных территориях. Утрату имущества, информации о котором не было в реестрах, сложнее доказывать. Но это не значит, что о таком ущербе не следует заявлять.

Где взять деньги

- Самый сложный, но и самый важный вопрос: откуда возьмутся деньги для выплаты компенсаций?

- Без финансового наполнения Реестр останется только списком потерь и пострадавших. Потому, конечно же, нужно искать источники финансирования. Лучше всего, если таким источником станет добрая воля Российской Федерации компенсировать причиненный ею ущерб. Тогда в фонд может поступать часть прибыли от ее внешнеторговых операций. Так было, например, в прецеденте Ирака и Кувейта, когда Ирак перечислял 30% доходов от продажи нефти на компенсации за свою агрессию.

- Честно говоря, вероятность появления такой доброй воли пока выглядит очень низкой.

– Именно поэтому сейчас мы и наши зарубежные партнеры видим наиболее реальным ресурсом российские государственные активы, замороженные в разных странах. Сейчас идет обсуждение возможности конфискации этих активов. Предлагается применение такой юридической доктрины как контрмера.

В рамках этой доктрины все страны, понесшие потери от российской агрессии (а это не только Украина, но и государства, которые несут расходы на поддержку наших беженцев, финансовую и военную помощь и т.п.), имеют право, и даже обязанность принимать меры для компенсации ущерба, причиненного международно-противоправными действиями страны-агрессора. Это дает им право применить контрмеру – снятие суверенного иммунитета с российских государственных активов и передача их жертве агрессии.

- Однако пока, несмотря на бурные обсуждения, этот вопрос не решается. Что мешает?

- Этот вопрос распадается на два, поскольку есть разные виды средств, которые предлагается изъять. Есть деньги, которые генерируют замороженные активы, – прибыль от них. И по их использованию фактически нет юридических препятствий – нужна только политическая воля наших партнеров. Мы надеемся, что в ближайшее время такая воля появится, и можно будет использовать эти средства для помощи Украине.

А вот по поводу самих активов - пока еще продолжаются юридические дискуссии. Есть специалисты, которые считают, что есть основания в рамках контрмер конфисковать эти активы. Однако есть и такие, кто убеждает, возможно, не без российской помощи, что этого делать нельзя.

Кроме того, европейцев волнуют не только юридические аспекты. У многих специалистов возникает вопрос, как конфискация суверенных активов повлияет на финансовую систему ЕС, не подорвет ли доверие к ней со стороны инвесторов и не повлечет за собой экономические потери.

Мы, в свою очередь, убеждаем партнеров, что гораздо большие потери будут, если Россия победит Украину и пойдет дальше на Европу.

- Однако, возможно, европейцы считают, что для принятия решений еще достаточно времени. Компенсационный механизм только начинает работать. Понадобится время на накопление и обработку информации в Реестре. Затем начнет работу Компенсационная комиссия, и ей придется решать непростые задачи... Скорее всего, до первых решений по компенсациям пройдут годы. Так что европейские правительства и не спешат с конфискацией.

- Если вдруг так станется, что решение о конфискации активов будет принято раньше назначения компенсаций, это не помешает использовать эти средства. Они могут быть выделены, например, в качестве авансовых платежей на проекты восстановления критической инфраструктуры, а затем, когда будут назначены компенсации, их можно будет уменьшить на уже выделенные суммы.

- Уже сейчас оценки нанесенного Украине ущерба значительно превышают сумму арестованных активов. И конца-края потерям пока не видно. Так что даже если конфисковать все российские средства, их не хватит на все компенсации.

– Скорее всего, не хватит даже и на половину. По оценкам международных экспертов, потери только государства от российской агрессии уже превысили 486 миллиардов долларов. Если к этому добавить еще убытки граждан и бизнеса, сумма будет, по крайней мере, вдвое больше. Поэтому, когда будет завершен процесс формирования компенсационного механизма, придется искать дополнительные средства.

- Какие, например?

– Мы не исключаем, что одним из реальных способов может стать налогообложение основных предметов российского экспорта – энергоносителей, золота, бриллиантов и т.д. Страны-импортеры могут ввести дополнительный налог, который будет направляться в Компенсационный фонд. Наша задача – убедить другие страны, что такой шаг является реальным и целесообразным.

Читайте также

Новини партнерів