На фоне приближения инаугурации нового президента США Дональда Трампа, который намерен “посадить Россию и Украину за стол переговоров”, возобновилась дискуссия о развертывании миротворческой миссии на территории нашего государства. Эту тему поднимали во время встречи президентов Украины Владимира Зеленского, Франции Эммануэля Макрона и США Дональда Трампа во Франции. Последний, по словам Зеленского, положительно относится к этой идее. Возможна ли отправка европейских солдат в Украину после прекращения боевых действий, кто может присоединиться и обезопасит ли это нас от возобновления российской агрессии — в материале "Апострофа".
Впервые об отправке миротворцев в Украину заговорил президент Франции Эммануэль Макрон в феврале 2024 года. Тогда многие лидеры стран Европейского Союза ее не поддержали. Макрон намеревался поднять тему миротворцев во время саммита лидеров ЕС 18-19 декабря прошлого года. Однако из-за стихийного бедствия на родине вынужден был пропустить саммит. Впрочем, и сейчас большинство лидеров европейских государств не готовы обсуждать детали гипотетической миссии. Так, министр обороны Великобритании Джон Гили на вопрос, поддержит ли Лондон направление международного военного контингента в Украину, даже если ему не придется участвовать в боевых действиях, ответил, что сейчас говорить об этом рано. Придержать лошадей по отношению к миротворцам призвал и президент Финляндии Александр Стубб.
Польша не намерена вводить войска в Украину без поддержки НАТО. «Мы исключаем возможность пребывания польских военных на территории Украины. Мы считаем, что подобные решения не должны приниматься группой стран. Ключевую роль должна играть НАТО. Мы рассматриваем дальнейшие шаги, когда этот этап наступит», – отметил министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш.
Кандидат в канцлеры Германии, лидер оппозиционного ХДС Фридрих Мерц заявил, что Берлин может рассмотреть участие в миротворческой миссии, но только с согласия России. “Если есть мирное соглашение и если Украина нуждается в гарантиях безопасности, то мы можем обсуждать это только при наличии идеального мандата по международному праву. Пока я этого не вижу", - сказал он. - "Я бы хотел, чтобы такой мандат существовал в консенсусе с Россией, а не в конфликте".
Именно последний фактор и сведет идею о миротворцах на псы, предполагают опрошенные "Апострофом" эксперты.
По согласию России: допустит ли Кремль натовских миротворцы в Украине
Вышеупомянутые слова Мерца о необходимости согласия России на развертывание европейских миротворческих войск в Украине для контроля за прекращением огня не безосновательны. Ведь если понимать эту миссию в терминологии ООН, то ее реализация невозможна без согласия России. "Миротворческая миссия - это миссия, которая должна быть проголосована Советом Безопасности ООН, в соответствии с Уставом ООН. В этом смысле это должно проголосовать и Россия. По такой логике это параметры, которые будут соглашаться в основном не нами и которые таким образом могут быть нам навязаны”, - объясняет “Апострофу” экс-министр иностранных дел Павел Климкин (2014-2019).
Если под присутствием войск стран ЕС, НАТО понимать любую миссию, которая миссия обсуждается с Кремлем, но не соглашается, то это будет не миротворческая миссия, а элемент постоянства и устойчивости ситуации, добавил он.
Кремль вряд ли согласится, чтобы в роли миротворцев в украинско-российской войне выступали войска европейских стран-членов НАТО. “Если Путин категорически против членства Украины в НАТО, почему он должен согласиться с тем, что силы НАТО будут на территории Украины и еще будут контролировать линию столкновения? А миротворцы должны ее контролировать по обе стороны. Думаю, для России это недопустимо”, - говорит политолог Владимир Фесенко.
“Представить себе, что Путин согласится, чтобы это были военные из стран НАТО, очень трудно. Даже не могу себе представить”, - комментирует “Апострофу” председатель комитета Верховной Рады Украины по внешней политике и межпарламентскому сотрудничеству Александр Мережко.
Теоретически контролировать режим прекращения огня, требования к демилитаризованным зонам вдоль линии столкновения может и техническая миссия, например ОБСЕ, говорит Фесенко, хотя ее эффективность, по опыту Украины, может быть сомнительной.
В то же время могут привлекаться третьи, условно нейтральные страны. Однако и здесь есть нюанс. "Найти такие страны будет очень непросто , - уверен Фесенко. – Наоборот, это может быть такая страна, как Азербайджан. Она не является членом ОДКБ, не является формальной союзницей РФ, как Казахстан или Беларусь, и не является членом НАТО. Да, близка к Эрдогану, плюс можно найти людей, знающих русский язык. Предстоят и другие варианты – из Азии, Африки, Латинской Америки. Однако выбрать непросто, потому что нужно, чтобы обе стороны признали, что это нейтральная страна, которая может быть миротворцем".
Миротворцы – не гарантия безопасности
Миротворческие миссии не могут быть гарантией безопасности для Украины, убеждены опрошенные "Апострофом" эксперты, ведь они больше наблюдатели, чем участники.
"Гарантия безопасности – это, например, договоренности о присутствии на нашей территории военного контингента отдельных европейских стран , - рассуждает Фесенко. – Или оборонные альянсы с отдельными европейскими странами. Когда не просто подписываем соглашение о безопасности, как сейчас, что тоже важно, а оборонные альянсы, которые предполагают, что в случае нападения на нашу страну, другая страна готова воевать, поддерживать нас, а мы ее. Не факт, что сейчас кто-то согласится подписать такое соглашение из-за риска войны с Россией”.
Также гарантией безопасности, продолжает собеседник, может быть военная и экономическая помощь, закрепленная не обычным соглашением, а на уровне межгосударственного договора, например с США.
Ранее идею миротворцев как гарантию безопасности для Украины подверг критике бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко. Ведь Украина может стать жертвой смены политической конъюнктуры внутри страны, которая отправила войска.
В целом следует понимать, что миротворцы в системе ООН используются только тогда, когда есть договоренность о прекращении огня и обе стороны вооруженного конфликта согласны с использованием войск, поддерживающих достигнутую договоренность. Однако перспектива того, что Украина и Россия достигнут их, сейчас выглядит очень сомнительно.
"Нет даже признаков того, что вообще начнутся какие-то переговоры с Путиным и с Россией. А для того, чтобы говорить о миротворцах, нужно, во-первых, иметь какие-то переговоры, а я очень сомневаюсь, что они вообще возможны и что начнутся”, во-вторых, иметь какую-то договоренность , – говорит нардеп Александр Мережко. – Например, война в Корее – она длилась год, а переговоры велись два года. То есть, это может быть очень длинная история, если она начнется”.
Кроме того, страны, которые пожелают отправить миротворцев, захотят быть уверенными в безопасности своих военных. Сможем ли мы гарантировать, что Россия остановится, отказавшись от планов уничтожить украинское государство?