Польша приняла решение ликвидировать Центральное антикоррупционное бюро – CBA. Именно тот орган, который более пятнадцати лет был символом нулевой толерантности к взяточничеству и коррупции. Ирония заключается в том, что ликвидируют его не враги коррупции, а те, кто считает, что система, созданная для борьбы со злом, сама стала его частью.
Для Украины это тревожный сигнал. Ведь, согласимся, многие сегодня спрашивают: а не повторяет ли НАБУ польский путь — от символа реформ до инструмента политических игр?
Как Польша прощается со своим антикоррупционным мифом
Польское правительство объявило : CBA прекратит существование 1 мая 2026 года. Его функции будут разделены между полицией, Агентством внутренней безопасности (ABW) и Налоговой администрацией (KAS). В полиции создадут новое подразделение — Centralne Biuro Zwalczania Korupcji (CBZK), которое должно стать преемником бюро.
Формально это модернизация. Фактически – роспуск.
Министр юстиции Адам Боднар объясняет: «CBA потеряла доверие, стала политизированной и неэффективной». Иными словами, то, что когда-то должно было выявлять коррупционеров, именно попало в политическую ловушку. И действительно, последние годы бюро напоминало не столько орган правопорядка, сколько инструмент внутренней политической борьбы. Расследование против оппозиции, выборочные дела, ливни информации — все это подтачивало доверие.
Процесс ликвидации Центрального антикоррупционного бюро (CBA) в Польше разворачивается постепенно с четко определенными этапами. Еще 10 декабря 2024 правительство Польши приняло первый проект закона о координации антикоррупционной деятельности, который предусматривал ликвидацию CBA. Согласно начальной редакции документа, бюро должно было прекратить работу 1 июля 2025 года . Однако уже в середине 2025 года стало понятно, что президент Анджей Дуда не подпишет этот законопроект из-за обнаруженных в нем юридических "ошибок" ( usterki prawne ). Поэтому принятие реформы отложили.
Следующий этап состоялся 4 октября 2025 года , когда польское правительство обнародовало обновленную версию законопроекта. В нем указано, что CBA будет ликвидирована 1 мая 2026 года , а часть подготовительных положений вступит в силу уже с февраля 2026 года.
В госбюджете Польши на 2026 год предусмотрено 334,7 миллионов злотых на финансирование CBA. После ликвидации эти средства планируют распределить между другими структурами: 73% получит полиция, 15,5% - Агентство внутренней безопасности (ABW), а 11,5% - Налоговая администрация (KAS). Согласно правительственным планам, из штата CBA, который насчитывает около 1 300 сотрудников и 200 человек присоединятся к новой структуре - CentralneBiuroZwalczaniaKorupcji (CBZK). Остальные планируют перевести в ABW и KAS.
Министр юстиции Адам Боднар называет реформу «перезагрузкой» , аргументируя, что CBA «потеряло доверие, стало политизированным и неэффективным». Также говорят, что проект имеет юридические пробелы (“usterkiprawne”) и часть изменений могла быть поспешной
Уроки для Украины: как потерять доверие и что с этим делать
У Украины свой «антикоррупционный треугольник» — НАБУ, САП, Высший антикоррупционный суд. И хотя эти институции создавались при поддержке международных партнеров и под общественным контролем, дискуссий вокруг их работы в негативном ключе не уменьшается. НАБУ неоднократно оказывалось в центре скандалов — то конфликт с прокурорами, то истоки дел, то взаимные обвинения между ведомствами, а также абсолютно ничем не обоснованные дела, как в Archer. А каждый новый конфликт насмарку сводит доверие к органу, который должен быть эталоном добродетелей.
Украинское общество дает сигналы, что ожидания реальных результатов антикоррупционной системы уменьшаются: согласно опросу Центра Разумкова от 26 марта 2025 года, недоверие к НАБУ, САП и ВАКС вышло на уровень примерно 62-73% для этих институтов. Это означает, что стандарт «символа антикоррупции», по которому часто представлена НАБУ, больше не срабатывает так, как раньше.
Польский опыт демонстрирует: когда общество перестает верить в «независимый антикоррупционер», этот институт становится обреченным. В Варшаве не дождались момента, когда система рухнет — ее решили перезагрузить насильно.
Польские власти объясняют реформу стремлением «повысить эффективность и убрать политическое влияние». И эксперты скептичны. Ведь вместо независимого органа теперь антикоррупционные функции будут обладать теми же структурами, которые подчиняются правительству. То есть формально борьба с коррупцией останется, но останется ли независимость?
Это ключевой вопрос, который, кстати, стоит и перед Украиной. Поскольку завтра антикоррупционная система превратится в поле политических войн, ее можно хоть десять раз «реформировать» — доверия это не вернет.
Польша как зеркало для НАБУ
CBA создавали с теми же лозунгами, что и НАБУ: независимость, профессиональность, новые стандарты. Но на практике он стал заложником политики, подозрений и внутренних конфликтов. И теперь его ликвидация — это признание провала системы, не выдержавшей испытание властями. Украине следует принять во внимание опыт польских коллег. Ибо если общество видит не борьбу с коррупцией, а борьбу между антикоррупционерами — конец системы только вопрос времени.
Польский сценарий – это не только история о бюрократии. Это предупреждение: антикоррупционный орган может потерять доверие не из-за врагов, а из-за собственной закрытости и политической игры. НАБУ еще имеет шанс не повторить судьбу CBA. Но для этого ему нужно не только расследовать дела, но и вернуть обществу веру в справедливость. Польский опыт показывает: даже лучшие институции могут потерять доверие, если перестают слышать общество. Для НАБУ это не просто урок – это предупреждение.