Накануне в администрации президента Украины завершилась встреча Петра Порошенко с руководителями фракций и групп Верховной Рады. Почему президент так внезапно созвал депутатов, можно только догадываться. Блокада Донбасса, а потом отсрочка МВФ следующего транша для Украины могли стать темами этой встречи. Но инициатором решения СНБО выступал президент, а украинская власть выполнила сокрушительное количество пунктов из всего перечня требований международного кредитора для получения транша. Что президент обсуждал с депутатами, "Апострофу" рассказывает политолог Кость Бондаренко.
Порошенко созвал депутатов, чтобы сказать: "Вот видите, до чего вы довели?", и вызвать у них чувство вины. По словам участников этого совещания, они не услышали ничего нового, о чем бы не говорили раньше. На самом деле Порошенко, который фактически ввел блокаду и который теперь пожинает от этого плоды, хочет переложить ответственность на депутатов, которые больше всего требовали этой блокады.
Все же – в руках президента, только он может поднять вопрос о снятии блокады, но пока он хочет иметь поддержку в этом вопросе со стороны Верховной Рады. Совет нацбезопасности – это совещательный орган, его решение не обязательно к исполнению. Президент принял тогда решение под давлением, в первую очередь, со стороны "Народного фронта" и "Самопомочи", теперь же он хотел бы как-то от него отмежеваться.
Да, блокада Донбасса не является первопричиной отказа МВФ предоставлять очередной транш Украине. Но надо найти крайнего и объяснить, почему у нас проблемы.
В МВФ отправят на переговоры если не Гройсмана, то Данилюка, но все переговорами и закончится. Дадут ли нам транш? МВФ неоднократно демонстрировал, что в последний момент может соскочить со своих обещаний. В одной стране мире ни одна кредитная линия, которая открывалась, не закончилась, не истощалась полностью. МВФ как раз тем и отличается, что еще ни одну страну не сделал счастливее и не довел дело до конца.
В нашей ситуации – обращение к МВФ выглядит как крайний шаг, потому что условия, которые выставляет Международный валютный фонд, и те проценты, которые он требует, - слишком дорогая цена. К МВФ обращаются тогда, если уже никто не одалживает деньги, да и вряд ли это может оздоровить нашу экономику. Если есть любая возможность прекратить сотрудничество с МВФ, то надо это делать, ибо чем дольше мы сидим на этой "игле", тем больше мы попадаем в зависимость от этой финансовой наркомании. Но, конечно, власти удобно иметь дело с МВФ, потому что за нее думают и принимают решения.
Срочный созыв депутатов свидетельствует о том, что президент оказался в тупике без внешних покровителей. Раньше можно было позвонить на улицу Сикорского и спросить: "Что мне делать?" А теперь, когда в Вашингтоне нет мнения относительно Украины, нет мысли о том, зачем эта страна нужна, то президент делает огромное количество глупостей и ошибок, так как оказался под давлением с разных сторон. И теперь он пытается эти ошибки минимизировать и переложить на других.