RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

СБУ: как реформируют и почему не спешат

Украинскую спецслужбу хотят преобразовать с учетом лучших практик ЕС и НАТО

Украинскую спецслужбу хотят преобразовать с учетом лучших практик ЕС и НАТО В Украине хотят реформировать СБУ. Фото: СБУ

В СБУ грядут большие перемены. Такое обещание украинцам на днях дал президент Петр Порошенко, выступая на торжествах по случаю 25-летия создания Службы безопасности Украины. По словам президента, украинская спецслужба будет реформирована с учетом лучших практик членов ЕС и НАТО и избавится от несвойственных для нее функций. Что изменится в работе СБУ, разбирался "Апостроф".

Три "кита" реформы

Для заимствования евроопыта в январе прошлого года при СБУ была создана международная консультативная группа. В нее вошли представители Консультативной миссии ЕС по реформированию сектора гражданской безопасности и иностранные советники при Офисе связи и Центре информации НАТО в Украине. За год работы международная группа разработала концепцию реформирования СБУ и подала ее на утверждение в СНБО. До сегодняшнего дня концепция еще не утверждена, но президент пообещал рассмотреть ее "вскоре", поделившись некоторыми деталями документа.

Итак, главное преобразование в СБУ – изменение подследственности дел. "Предполагается, что отдельные функции Службы безопасности Украины, не свойственные классическим специальным службам, будут постепенно переданы в другие правоохранительные органы, - заявил Порошенко. – Так, в Национальное антикоррупционное бюро, Государственное бюро расследований и Национальную полицию Украины постепенно перейдут расследования некоторых должностных преступлений, преступлений, совершенных организованными преступными группировками".

Согласно стратегии нацбезопасности, утвержденной еще в мае 2015 года, СБУ останутся преступления против основ национальной безопасности, например, нейтрализация сепаратистских и экстремистских движений в Украине и контроль в сферах борьбы с терроризмом, экономической, информационной и кибернетической безопасности.

Действительно, разграничение подследственности дел в СБУ напрашивалось уже давно. Если открыть официальный сайт ведомства, можно увидеть сообщения о ликвидации украинской спецслужбой в регионах нарколабораторий, поимке коррупционеров, контрабандистов и производителей подпольного алкоголя. Преступления серьезные, но не имеют никакого отношения к нацбезопасности страны.

"СБУ должна заниматься вопросами государственной безопасности, а не всеми проблемами, которые есть в обществе, - говорит "Апострофу" экс-глава Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж. – Дошло уже до того, что СБУ стала анализировать, какие лекарства закупаются международными организациями и насколько правомерно. Это просто абсурд. Не спецслужбы должны этим заниматься".

Второй "кит" реформы — это усиление контрразведывательной деятельности нашей спецслужбы и развитие агентурной сети. "И эта составляющая Службы должна быть поднята на порядки выше, как того требуют реальные внешние угрозы Украине, в частности активизация антиукраинской деятельности российских спецслужб, которая наглядно проявилась в последние дни", - пояснил Порошенко.

Наконец третий принцип реформы – создание механизма контроля за СБУ со стороны общественности и парламентариев. На этом принципе неоднократно настаивали иностранные советники в международной консультативной группе. "Спецслужба не должна быть подконтрольна кому-то одному, пусть даже и президенту. Она служит обществу, поэтому должны быть разработаны механизмы контроля: общественный, парламентский и государственный. Парламентский контроль должен быть обязательно", - подчеркнул Маломуж.

Почему тянут

Но, по словам эксперта, именно принцип подконтрольности СБУ является краеугольным камнем изменений в нашей спецслужбе и главной причиной, почему концепция реформирования до сих пор пылится в СНБО без рассмотрения. "Если провести эту реформу, ни президент, ни политики не смогут давать СБУ личных указаний. Но первые лица государства хотят продолжать использовать СБУ как "пугало". Это основная причина, по которой реформы не были проведены ни при предыдущем президенте, ни при этом", - резюмировал Маломуж.

Более того, ожидать, что силовики эффективно реформируют сами себя, по меньшей мере наивно. "Кроме отсутствия политической воли нужно понимать, что реформы в СБУ отданы на откуп самим руководителям этого силового ведомства, а ни одно ведомство или организация успешно реформировать сама себя не в состоянии", - пояснил "Апострофу" содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник.

Действительно, после Майдана в СБУ не спешили с радикальными изменениями самих себя, как это произошло, например, в МВД. Но деятельность МВД гораздо более публичная и ревностно отслеживается обществом, соответственно, показать стране картинку реформ было важно и политически правильно. Единственная реформа, которая была проведена в СБУ за три года, это смена фамилий. Валентина Наливайченко сменил его зам Василий Грицак, которого в СМИ называли "человеком Порошенко". Грицак же вычистил из службы "агентов Кремля", которых по словам Порошенко накопилось более 2 тысяч.

Однако среди причин заминки реформы СБУ эксперты выделяют не только политические, но и профессиональные. "Проблема в том, что вновь созданные силовые органы (НАБУ, Госбюро расследований, - "Апостроф") еще не заработали в полную силу и подменить СБУ сейчас просто некому", - добавил Алексей Мельник.

По словам Николая Маломужа, для реформирования СБУ "с учетом лучших практик членов ЕС и НАТО", Украине могла бы подойти модель работы спецслужбы Великобритании МИ5. "Израильская система также достаточно эффективна, особенно в период постоянных военных или террористических угроз. Это ведущие спецслужбы, которые имеют хорошую практику и эффективную модель деятельности по угрозам", - подчеркнул эксперт.

Грицак остается?

В контексте реформы СБУ встает логичный вопрос: сможет ли остаться на своей должности в обновленном ведомстве Василий Грицак, особенно после того, как спецслужбы проморгали в самом центре столицы убийство экс-депутата Госдумы Дениса Вороненкова. Тем более что информация о замене Грицака стала появляться в СМИ еще в феврале.

"В последнее время СБУ не справляется с элементарными вопросами безопасности страны, - утверждает политолог Андрей Бузаров. – Например, особо важному свидетелю Вороненкову не была предоставлена нормальная охрана, много вопросов по взрывам в Балаклее, плюс постоянные промахи СБУ по части кооперации с другими силовыми ведомствами. Поэтому большая вероятность, что главу СБУ в ближайшее время сменят. Не обязательно, что Грицак уйдет в политическое забвение, его просто переведут на другую работу".

"Это не будет громкое увольнение со скандалом. Это будет тихая и почетная отставка", - соглашается политолог Руслан Бортник.

Но по словам эксперта института анализа и менеджмента политики Николая Спиридонова, в условиях, когда сохранение власти для президента выходит на первый план, увольнять лояльного главу СБУ нет смысла. "Задача президента контролировать силовые органы, ведь социально-экономическая ситуация ухудшается, поэтому сохранить власть можно при условии контроля над силовиками. Большее беспокойство у Порошенко вызывает Аваков, который пытается играть в свою игру, а глава СБУ не был замечен в проведении собственной политики", - отметил Спиридонов.

Правда, заменить одного лояльного главу спецслужбы на другого президенту не составит труда.

Читайте также