RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Угрожали штурмом Рады и вспоминали "Сеню с Петей": как депутаты спасали коллег от арестов

В Раде не решились поддержать арест депутатов

В Раде не решились поддержать арест депутатов Народный депутат Борислав Розенблат во время заседания Верховной Рады Украины Фото: УНИАН

Верховная Рада Украины во вторник, 11 июля, рассмотрела представления на снятие депутатской неприкосновенности с пяти народных депутатов, которые внес генеральный прокурор Юрий Луценко. По итогу голосований трех из пяти нардепов лишили иммунитета, но никого не позволили задержать и арестовать. О том, как проходило голосование, как парламентарии спасали своих соратников и о чем неофициально говорили в кулуарах - в репортаже "Апострофа".

За представления на пятерых народных депутатов - Борислава Розенблата ("Блок Петра Порошенко", 11 июля исключен из состава фракции), Максима Полякова ("Народный фронт"), Олеся Довгого ("Воля народа"), Андрея Лозового ("Радикальная партия Олега Ляшко") и Евгения Дейдея ("Народный фронт"), которые на прошлой неделе внес генпрокурор Юрий Луценко, изначально планировалось голосовать в четверг, 13 июля, после того, как пройдет заседание Комитета по вопросам Регламента и организации работы Верховной Рады по представлению на еще одного нардепа - Михаила Добкина ("Оппозиционный блок"). Однако уже во вторник утром стало ясно, что голосование состоится раньше, так как ряд парламентских фракций, в частности "Самопомич", "Радикальная партия" и "Батькивщина", заблокировали трибуну с призывами провести голосование и вызвать в сессионный зал генпрокурора. Депутаты объясняли свою позицию требованиями регламента Рады, согласно которому представления на нардепов должны рассмотреть не позже семи дней с момента их внесения.

И пока парламентарии консультировались с лидерами своих фракций и групп о том, чтобы продлить заседание и голосовать в зале до последнего представления, нардепу и представителю президента в парламенте Ирине Луценко приходилось отчитываться за своего мужа-генпрокурора. Но на все вопросы от журналистов она отвечала коротко: "Я не контролирую график генпрокурора и не работаю в ГПУ". Также Луценко не преминула упрекнуть другие фракции в том, что они срывают работу парламента. "Порядок рассмотрения важных вопросов уже сбился, именно поэтому коалиция предлагала перенести это голосование (по снятию неприкосновенности, - "Апостроф") на четверг, когда будут в комплекте все шесть представлений, в том числе и на Добкина. Но те фракции, которые не заинтересованы в том, чтобы парламент работал, просят голосовать сегодня, во вторник", - сетовала она.

Хотя в кулуарах Рады поговаривали, что отсрочка голосования связана никак не с желанием генпрокурора презентовать сразу все шесть представлений, а с тем, что он якобы до ночи выпивал. Особенно рьяно эту версию распространял глава радикалов Олег Ляшко.

Но, несмотря на множество возражений, депутаты проголосовали за продолжение работы Рады до рассмотрения всех пяти представлений. Нардепы от коалиции в личных беседах неоднократно повторяли, что поддержат все представления. "Голосовать будем по всем пяти депутатам. Есть общая позиция фракции, которая определилась на вчерашнем заседании. То же, к слову, будет и по Добкину в четверг", - уверял корреспондента "Апострофа" депутат от "Блока Петра Порошенко" Максим Курячий.

В своем порыве голосовать за всех были едины и представители "Народного фронта". Как рассказал "Апострофу" не под запись один из представителей партии, накануне, в понедельник, во время заседания фракции НФ, которая длилась допоздна, депутаты после долгих баталий, все же решили проголосовать за снятие неприкосновенности с обоих своих однопартийцев – Дейдея и Полякова. Первый, по словам собеседника, устроил на фракции скандал и даже угрожал устроить под Радой протест и взять ее штурмом. "Было много конфликтов, но мы все же пришли к единому решению. Поляков и Дейдей попались по мелочам, но нам не надо, чтобы они нашей партии портили репутацию, поэтому мы решили проголосовать за двоих", - уверял собеседник издания. Он также добавил, что представлений могло быть больше, но в ГПУ "решили не расшатывать ситуацию".

А в кулуарах, несмотря на всю серьезность голосования, сновали расслабленные депутаты, в том числе и виновники "торжества" - Поляков, который весело что-то обсуждал с коллегами, Лозовой, записывающий интервью, и печальный Розенблат, то и дело пытавшийся заговорить с другими парламентариями. По, в основном, неудачным результатам можно было понять, что недавно исключенного из фракции БПП "янтарного короля" сторонятся коллеги, видимо, опасаясь, что вирус снятия неприкосновенности может распространиться и на них. Не показывались в кулуарах до голосования только Олесь Довгий и Евгений Дейдей, их можно было увидеть уже в сессионном зале.

Евгению Дейдею (НФ) удалось сохранить депутатскую неприкосновенность
благодаря случайности - 192 голоса "за"
. Фото: УНИАН


Начать голосование решили в алфавитном порядке, как и минувшие рассмотрения в регламентном комитете. Уже на первом - по Евгению Дейдею (НФ) - стало ясно, что все бравые заявления политиков не конвертировались в результаты. За снятие неприкосновенности с нардепа, которого обвиняют в незаконном обогащении, проголосовало только 192 депутата. Причем из "родной" фракции "Народный фронт" голоса дало только 44 нардепа из 81. Такая перемена, как чуть позже рассказал "Апострофу" один из влиятельных функционеров НФ, связана с тем, что буквально за час до голосования во фракции узнали о представлении на еще одного "фронтовика" - Дениса Дзензерского, одного из влиятельных членов партии и соратника Арсения Яценюка. "Ничто не сплачивает фракцию лучше, чем еще одно представление. Мы понимаем, что нас хотят размолотить, поэтому, конечно, мы решили не голосовать по Дейдею, даже несмотря на то, что вчера на фракции решили совсем другое", - рассказывал собеседник издания. После голосования из зала выходили один за другим недовольные нардепы-фронтовики и уходили совещаться. А грустный руководитель САП Назар Холодницкий стремительно выбежал из зала, и на все вопросы о голосовании зло отвечал: "No comments".

Стихи не помогли Олесю Довгому ("Воля народа")
сохранить депутатскую неприкосновенность - 251 голос "за"
. Фото: УНИАН

После неудачного голосования по Дейдею Рада взялась за Олеся Довгого ("Воля народа"), которого правоохранители подозревают в причастности к незаконному выделению земли в Киеве в 2007-2009 годах. В ГПУ считают, что такая деятельность нанесла ущерба государству на более чем 1,2 миллиарда гривен. В сессионном зале во время обсуждения представления наблюдалось заметное оживление, представители разных фракций высказывались о том, что поддержат снятие с "Лесика" - как Довгого называют в Раде - неприкосновенности. Кто-то вспоминал ему "космическое" прошлое (Довгий занимал должность заместителя председателя Киевского городского совета – секретаря Киевсовета в тот период, когда Леонид Черновецкий был мэром столицы), кто-то говорил о миллиардных убытках. Сам Довгий не выглядел расстроенным, он с трибуны Рады попросил снять с себя неприкосновенность, раскаивался в том, что помогал протягивать голосование за назначение Луценко генпрокурором ("Апостроф" неоднократно писал о том, что ключевые решения в Раде часто принимаются благодаря голосам депутатской группы "Воля народа", куда входит и Олесь Довгий), и декламировал стихи: "Как говорил мой дед в своем завещании: "Не зламайся, як клиночок в негоду. І не злякайся, коли грім загуде. Нехай хоробрість козацького роду надихає тебе і веде".

И то ли стихи, то ли протесты под Радой так вдохновили депутатов, но за снятие неприкосновенности с Довгого проголосовал 251 нардеп, в том числе и 107 депутатов БПП, которым Довгий неоднократно помогал в "правильных" голосованиях. После такого решения Довгий поклонился нардепам и покинул зал.

Лидер Радикальной партии Олег Ляшко (слева), поддерживая своего соратника Андрея Лозового (справа),
вспоминал их первое знакомство
- 177 голосов "за"
. Депутатская неприкосновенность сохранена. Фото: УНИАН

Следующим шел радикал Лозовой. "Сейчас начнется настоящий театр", - смеясь, говорил в кулуарах один из членов фракции БПП. На трибуну вышел Олег Ляшко, который, защищая своего однопартийца, вспоминал знакомство с ним в киевском Пассаже, а также устроил перепалку с генпрокурором Луценко, обвиняя того в предвзятости. На что Луценко возразил, что Лозовому стоит либо заплатить налоги, так как его обвиняют в незаконном обогащении, как и Дейдея, либо остаться без неприкосновенности. "Я заплатил налоги, и мне есть, за что жить в доме, кормить кота и даже собаку и не интересоваться, где живете вы, Олег Валерьевич", - отвечал глава ГПУ. На что глава радикалов вспомнил, как президент Петр Порошенко "через день просит его поддержать то один, то другой законопроект", почему-то обращаясь при этом не к президентской фракции, а к генпрокурору. И неизвестно, чем закончился бы этот обмен любезностями, если бы спикер Андрей Парубий не прервал его. По результатам голосования за снятие неприкосновенности с Лозового проголосовало 177 нардепов, БПП дал всего 76 голосов.

Максима Полякова (НФ), лишили депутатской неприкосновенности и
разрешили привлечь к уголовной ответственности
- 250 голосов "за"
. Фото: УНИАН

Во время следующего рассмотрения, по Максиму Полякову (НФ), часть сессионного зала разбрелась кто куда: в кулуары, на акцию под ВРУ и в столовую. Было видно, что результат голосования им уже заранее известен. После короткого обсуждения за снятие неприкосновенности с Полякова и привлечению к уголовной ответственности проголосовало 250 нардепов, в то же время задержание и арест в зале не поддержали. После голосования Поляков со сдержанной улыбкой вышел в кулуары, и, обращаясь к однопартийцу, сказал: "Можешь частично меня поздравить".

Еще до голосования коллеги стали отворачиваться от Борислава Розенблата (в центре).
Сначала нардепа исключили из фракции БПП. Потом лишили депутатской неприкосновенности
- 298 голосов "за"
. Фото: УНИАН

А в зале тем временем началось обсуждение представления на Розенблата (внефракционный с 11 июля) - именно он, по прогнозам, должен был сорвать джек-пот по количеству голосов "за". И. о. главы регламентного комитета Павел Пинзеник сообщил, что в комитете поддержали это представление, вместе с тем, заявив, что требует отменить "касту неприкосновенных в НАБУ".

Розенблат вышел на трибуну и так же, как Довгий, попросил снять с себя неприкосновенность и дать ему возможность защитить себя в судах. "Я готов отвечать, я не собираюсь сбегать, я тут, в Украине", - смело заявлял нардеп, который проходит фигурантом "янтарного дела" и обвиняется в злоупотреблении влиянием и взяточничестве, как и Максим Поляков. Результаты голосования объяснили всю смелость депутата: за снятие неприкосновенности с него проголосовали рекордные 296 парламентариев, а вот на задержание и арест голосов не нашлось.

После голосований в кулуарах Рады мнения разделились, часть нардепов была уверена, что такие представления - это прецедент, и в дальнейшем депутаты будут бояться совершать коррупционную деятельность. "Значит, Сеня (Арсений Яценюк, - "Апостроф") и Петя (Петр Порошенко, - "Апостроф") уже не могут договориться непублично, значит, ситуация меняется", - оптимистично заявлял один из внефракционных нардепов. А другая часть Рады была настроена более скептически. "Они просто пошли на очередной договорняк, одни фракции за тех, другие за этих не проголосовали. Просто испугались, что когда коснется их, будет такая же история", - делился мнением один из парламентариев.

Под конец заседания в кулуары вышли Назар Холодницкий и Юрий Луценко, которые не скрывали расстроенных чувств. Отвечая на вопрос, почему депутаты не поддержали голосование, Холодницкий ответил коротко: потому что это депутаты. Но позже глава САП, видимо, немного воспрянул духом и стал более словоохотливым: "По Дейдею, пока не будет согласия на привлечение к уголовной ответственности, следствие дальше двигаться по этому делу не может. По Розенблату и Полякову далее будет следствие, но они будут ходить по эфирам и рассказывать, что они невиновны, будут ходить в Раду, голосовать, но в отношении их можно проводить следственные действия, в том числе и негласные, которые, к сожалению, теперь из-за огласки, наверное, мы и не будем проводить. Скорее всего, суд будет избирать другую меру, может залог, вот у нас поруки сейчас очень популярны".

Юрий Луценко, в свою очередь, пообещал новые представления по тем же депутатам и новым, но уже осенью. "Еще будут представления на отдельных народных депутатов, которых сегодня защитили. Считаю это все юридически и практически неприемлемой практикой и сразу заявляю, что по этим народным депутатам представления будут внесены сразу после парламентских каникул. Говорил и еще раз говорю: никто не скроется. Ни за депутатским мандатом, ни на далеких островах. Парламент, если не проголосовал на сей раз, значит, с сентября будет вынужден рассматривать этот вопрос повторно. И уверен, что рано или поздно справедливость и законность будут господствовать в этом зале", - уверял генпрокурор.

"Ну, и в четверг нас ждет десерт - Добкин, куда же без него", - хитро улыбаясь, добавил Луценко.

Читайте также