Днепровский районный суд Киева избрал меру пресечения главе правления "Центра противодействия коррупции" Виталию Шабунину, отпустив его из зала суда под личные обязательства. Шабунина правоохранители обвиняют в нанесении телесных повреждений средней тяжести помощнику нардепа Сергея Мельничука Всеволоду Филимоненко. Сам Шабунин и его коллеги называют дело политическим заказом и преследованием за антикоррупционную деятельность, а в Раде уже начали говорить о возвращении "эпохи Януковича". В подробностях дела разбирался "Апостроф".
Преследование или работа
Что случилось? Завязка конфликта предельно проста: глава ЦПК Виталий Шабунин ударил по лицу Всеволода Филимоненко. Это видно на видео, которое еще в начале июня появилось в сети. Удар последовал после того, как Филимоненко спросил у Шабунина, почему тот не идет служить в АТО.
За что? А вот тут уже сложнее. По словам Шабунина, причиной его резкого выпада стало провокационное поведение Филимоненко и регулярное преследование членов семьи Шабунина и его коллег.
"Первый раз он полчаса бегал за мной с камерой, унижая меня и мою семью, например, обвинял меня в воровстве денег, которые люди жертвовали на лечение моей жены, когда она была тяжело больна. Я тогда не тронул его и пальцем, - рассказывает "Апострофу" Шабунин. - Потом он подкарауливал моих родителей, родителей жены под моим домом. Потом он был под моим домом, когда СБУ делала свой проплаченный митинг. Ни разу я его не трогал. После этого он встретил в аэропорту мою коллегу Александру Устинову (член правления ЦПК, - "Апостроф") и довел ее до слез, реально издеваясь над ней. Собственно, за это я его и ударил, что я четко и озвучил".
Впрочем, сам Всеволод Филимоненко данные обвинения в свой адрес отрицает.
"Журналисты, например, программы "Схемы" каждый день кого-то преследуют, но я что-то не видел их пока с разбитыми лицами, - говорит он "Апострофу". - Виталий был приравнен к госслужащим, с тех пор, как ВР приняла изменения в законодательство и обязала данных деятелей отчитываться в электронных декларациях. С того момента я как журналист, да нет… просто как гражданин, получил право узнать, соответствует ли уровень его доходов образу жизни. Я имею такое право? В Европе человека с селфи-палкой никто не имеет права избить на улице за то, что он задает вопросы общественному деятелю".
Что дальше? А дальше Днепровское отделение Нацполиции в Киеве квалифицировало поступок Шабунина по статье 122 УК Украины "Умышленное средней тяжести телесное повреждение", вручив Шабунину соответствующее подозрение. Санкция статьи предусматривает до трех лет лишения свободы. В свою очередь Днепровский райсуд в качестве меры пресечения выбрал Шабунину личное обязательство. Примечательно, что сначала, по информации ЦПК и Филимоненко, следователь настаивал на статье 345-1 "Угроза или насилие в отношении журналиста", которая предусматривает до 5 лет лишения свободы, но дело было переквалифицировано.
По мнению Филимоненко, это произошло потому, что Шабунин оказал давление на следствие, мол, известный антикоррупционер уж точно осведомлен, в каких темных делах может быть замешан тот или иной правоохранитель, а, следовательно, поле для шантажа вырисовывается обширное.
"Приходит расследователь к коррумпированным полицейским. Что он им может сказать? Безусловно, любой следователь украинской полиции что-то за собой чувствует", - отметил Филимоненко.
"Это больные фантазии, - парирует антикоррупционер. - Как я могу давить на следствие, которым руководят или [глава МВД Украины Арсен] Аваков, или [генеральный прокурор Украины Юрий] Луценко? И первого, и второго очень сложно назвать моими друзьями".
Виталию Шабунину вручили уведомление о подозрении в совершении преступления за умышленное
нанесение телесных повреждений средней тяжести. Фото: facebook.com/vsevolod.filimonenko
Большая зачистка
Безусловно, удар был. Это признает и сам Шабунин, а, значит, ответить в суде за свои действия антикоррупционеру по всей видимости придется.
"Это поведение, тычок рукой в лицо другого человека, очевидно недопустимо, - поясняет "Апострофу" исполнительный директор международного фонда "Відродження" Евгений Быстрицкий. - Виталию Шабунину нужно научиться выдержке. Но сама личность того, кого он ударил, чрезвычайно сомнительна с точки зрения его поведения. Это человек, который специально провоцировал Виталия на резкое поведение. Как показывает усиленное внимание и преследование Шабунина представителями власти, контекст для подобных эксцессов создается властью специально".
Не стоит забывать, что ЦПК, Шабунин и другие антикоррупционеры последние полгода остаются в фокусе пристального внимания власти.
Напомним, что в марте Рада приняла скандальные правки в закон "О противодействии коррупции", обязав антикоррупционеров наравне с чиновниками и депутатами отчитываться в е-декларациях. В июле АП разработала новый проект изменений в Налоговый кодекс, который, в случае принятия, обяжет всех общественников раскрывать своих расходы, рассказывать о самых высоких зарплатах в организации и привнесет много других "приятных" бонусов в жизнь борцов с коррупцией. Вот и получается, что охота коррупционеров на антикоррупционеров в самом разгаре, а отстранение самого медийного из них как нельзя лучше вписывается в канву дискредитации общественного сектора.
"Я убежден, что политической элите мешаем не мы, а реформы, которые мы вместе с журналистами и нашими коллегами по сектору защищаем, - уверяет Шабунин. – Мы не можем посадить в тюрьму ни [нардепа от "Народного фронта" Сергея] Пашинского, ни Авакова, ни [нардепа от "Блока Петра Порошенко" Александра] Грановского, ни [нардепа от "Блока Петра Порошенко" Игоря] Кононенко, но это может сделать НАБУ, которое уже полгода пытаются уничтожить то изменениями в закон, то аудитором. Мы каждый раз об этом кричим первыми, рассказываем журналистам, международным партнерам и организовываем уличные акции. Поэтому не мы являемся проблемой, а именно НАБУ, но мы мешаем элите решить эту проблему. Не мы являемся проблемой, а акцентированное требование создать антикоррупционные суды. В этом причина наезда на нас".
А что же международные партнеры Украины, в том числе и США, которые неоднократно заявляли, что играют на стороне гражданского общества? Неужели "наезд" на антикоррупционеров они готовы спустить с рук?
"Ключевые партнеры Украины очень четко публично и непублично дают понять украинской верхушке, что нужно прекратить "охоту на ведьм" и не искать врага среди общественных активистов, - говорит "Апострофу" исполнительный директор "Центра противодействия коррупции" Дарья Каленюк. - Такими шагами против нас власть снижает возможность тесного сотрудничества с международными партнерами Украины от которых, честно говоря, мы зависим "
Как раз в этой связи инцидент с Филимоненко не выглядит таким уж случайным. Так, если уголовное дело, которое открыли столичные фискалы против ЦПК 9 июня (Шабунин ударил Филимоненко за день до этого), можно действительно трактовать как наступление на гражданское общество, то с ударом по лицу все просто. Налоговое дело - это всегда сложно, во всех тонкостях законодательства общество может и не разобраться, а тут человек ударил человека, за это и сел. За это, мол и у вас в США сажают, и в Европе.
Впрочем, по словам замглавы парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, нардепа Виктора Чумака, даже сажать никого не потребуется.
"То, что Филимоненко последовательно шел на провокацию, это однозначно. Ну, а Шабунин подставился к несчастью. А что делает власть? Естественно, когда подставляются такие люди, как Шабунин, власть использует это по полной. Но даже если человек не подставляется, власть использует все возможные методы, чтобы дискредитировать этих людей, а дальше привлечь к юридической или уголовной ответственности. Даже не обязательно сажать, это никому не нужно. Человека можно просто привлечь к ответственности, и он выбывает из политической жизни, ведь он уже судим и не может никуда баллотироваться. Таким образом просто зачищается политическое поле, вот и все", - пояснил "Апострофу" Чумак.
Однако, по словам Евгения Быстрицкого, речь идет скорее о персональной мести за вскрытые факты коррупции со стороны представителей высшего эшелона власти. Вместе с тем, это угрожающий симптом наступления на права и свободы гражданского общества.
"Я оцениваю это преследование Шабунина как типичный ресентимент - месть тех представителей высшего эшелона власти, всех трех ветвей власти, коррупционные деяния и признаки которых были вскрыты Шабуниным и ЦПК. Эта избирательная активность власти, направленная на осуществление как будто правосудия по поводу проступка Шабунина, явно указывает на действия избирательного правосудия в стране. Мы наблюдаем десятки случаев подобного рукоприкладства в парламенте и не только. Количество наказанных вследствие этого стремится к нулю. Очевидно, что это, скорее всего, персональная претензия к самому Шабунину поэтому я не могу оценивать то, что происходит, как тотальную зачистку гражданского общества. Да это и невозможно сделать после Майдана, если власть не хочет нарваться на новый Майдан. Но учитывая, как власть мучает этот закон об электронных декларациях, есть все основания полагать, что происходит недопустимый откат от стандартов, заданных Майданом. У меня есть все основания полагать, что активное гражданское общество резко негативно оценит факт избирательного правосудия над Виталием Шабуниным, справедливость которого еще нужно обосновать", - резюмировал эксперт.