Перефразируя одного из постсоветских классиков, никогда этого еще не было, но вот опять - у нас конфликт с Венгрией. Потепление в отношениях с Будапештом после избрания президентом страны Владимира Зеленского оказалось лишь кратковременным исключением из постмайданного правила – поддаваться на провокации, мыслить одноклеточно, кричать и ничего не делать, а в результате - испортить отношения со всеми, с кем только можно, и становиться все более слабой и малопривлекательной страной в Европе и регионе. Как и в других направлениях внешней политики, новое руководство страны очень быстро возвращается к удобной ура-патриотической политике времен Петра Порошенко – с легко прогнозируемыми теми же результатами в будущем. Кому нужен конфликт на Закарпатье и что делать Киеву для того, чтобы не попасть в очередную ловушку провокаторов, разбирался "Апостроф".
Украина остается слабым государством даже в сравнении с меньшими соседями и малопривлекательной страной для своих собственных граждан. Именно эти два факта является причиной процессов, которые и приводят ко постоянному напряжению в отдельных регионах страны. Граждане Украины в регионах из-за отсутствия работы и перспектив уезжают за границу в поисках счастья или же пробуют найти решение своих проблем другими – часто не совсем законными путями. И если речь идет о пограничных регионах, то там список вариантов что делать довольно скудный. Прежде всего – заниматься контрабандой, которая уже стала региональным спортом в некоторых украинских областях. Такое впечатление, что Киев смирился с тем, что от 5 до 15 миллиардов долларов контрабандной "прибыли" остается у правоохранителей, бандитов и просто мелких контрабандистов Львовской, Закарпатской, Черновицкой и других областей – или же довольствуется месячной ее частью, которую вероятно передают наверх.
Но одной контрабанды мало для всех тех, кто не выехал из западноукраинских областей в Италию или Россию в поисках заработка и лучшей жизни. Промышленность убита, попытки запустить инвестпроекты заканчиваются провалами. И здесь на "помощь" приходят те, кто предлагают "политические заработки" - от участия в выборах под брендом разных партий до более радикальных идей. Последний вариант тем более привлекателен, что зиждется на местных традициях, призывах к защите своей культуры, языка и других атрибутах "армовира", который ничего политикам не стоит, но очень хорошо разжигает эмоции, цементирует поддержку и гарантирует политические и материальные профиты. Пример бывшего президента Украины с его "мовой и вирой" более чем красноречив. "Показательно воевать с небольшими и слабыми этническими меньшинствами – дело нехитрое и политически выгодное. Не можем решить проблему на востоке, так хотя бы показательно наведем порядок на западе – и каждый заработает на этом что-то свое", - пояснил суть проблемы эксперт МЦПИ Николай Капитоненко.
И здесь в помощь приходят и "добрые советчики", в том числе из-за рубежа, которым по большому счету плевать на судьбы граждан Украины, но поскольку патриотическо-ирредентистская риторика хорошо продается и у них, то такие политики с удовольствием начинают разыгрывать карту "защиты соотечественников за рубежом" у себя дома.
Именно в этом смысл так называемой "венгерской проблемы Закарпатья", которая после двухлетнего затишья на этой неделе опять взорвала информационное пространство. Будапешт обвинили в раздаче паспортов, запуске региональных СМИ, открытии фондов и продвижение своих людей в местные советы. На последних выборах большинство мест в совете города Берегово получила КМКС "Партия венгров Украины". Но настоящей провокацией, которая возмутила некоторые украинские СМИ, стало размещение в сети появилось видео, на котором депутаты Сюртовской ОТО вместе с председателем общины после присяги поют венгерский гимн. На это отреагировала Служба безопасности Украины, а вскоре после этого стало известно, что силовики пришли с обысками в так называемый благотворительный фонд, который подозревают в сепаратистской деятельности в пользу Венгрии. Конфликт еще более усилило другое видео – представителя "украинских националистов", который возле дорожного знака "Берегово" угрожал "сепаратистам" и их семьям. Видео - и одно, и другое - очень напоминало типичную ФСБшную разработку и дешевую провокацию в стиле российских спецслужб. Но вместо расследований того, кто и с какой целью запускает эти видосики и провоцирует Киев и украинское общество на агрессивный ответ, вместо толерантного диалога и уважения в ход пошли эмоции, заявления, обвинения и угрозы. В результате - международный скандал и новый конфликт Киева и Будапешта.
Карта, найденная СБУ в благотворительном фонде
"Венгерский сепаратизм" – бред сумасшедших или реальная угроза?
Во время обысков в венгерском благотворительном фонде обнаружили печатные материалы, которые популяризируют так называемую Большую Венгрию и создание этнической автономии на Закарпатье. Что это - фантазии местных националистов или часть большой политики, проводимой Будапештом?
До Первой мировой войны Венгрия была частью Австро-Венгерской империи, имея там широчайшую автономию. Но 4 июля 1920 года в Версале был подписан Трианонский мирный договор, по которому Венгрия потеряла 2/3 своих территорий, включая Закарпатье.
Территории отпали, но память о том, что когда-то они были частью "Большой Венгрии" - осталась, на чем сейчас вполне успешно играют тамошние националисты, а иногда даже некоторые члены правящей партии "Фидес", которая в 90-е эта оперировала либеральными лозунгами, но с каждым годом правеет. Венгрия поддерживает антироссийские санкции, но ее правая политика часто вызывает раздражение в Брюсселе, а Виктора Орбана часто подозревают в проросийской позиции. Сами венгры считают такие подозрения беспочвенными и откровенно иронизируют над вопросами о пророссийскости венгерского руководителя. "Орбан не проросийский и не проамериканский – он провенгерский и давно уже понял весь цинизм международной политики. Ведь все там вокруг денег – и он пользуется всеми возможностями для Венгрии заработать", - не под запись сказал "Апострофу" высокопоставленный венгерский дипломат. В подтверждение своих слов он навел пример принятия решения о строительстве АЭС на территории Венгрии несколько лет назад. "Немцы сначала жестко сказали нет тому, чтобы Росатом строил у нас АЭС. Меркель даже насколько раз публично возмущалась тем, как можно строить электростанцию с россиянами. Но как только Росатом договорился с немецкой компанией Сименс о ее привлечении к проекту и оплате ее участия в сооружении АЭС – все немецкие возражения просто испарились в воздух".
Такая прагматичная позиция Будапешта во всем – кроме нескольких политических и идейных вопросов, которые являются для венгров фактически национальным консенсусом. Поддержка венгерской диаспоры – один из таких вопросов. "Раньше мы считали, что главной проблемой для нашей диаспоры является Румыния, меньше – Словакия, - говорит наш венгерский собеседник. – Украина всегда считалась примером того, как нужно относиться к нацменьшинствам. Увы, сейчас все наоборот. Если бы со стороны украинских правых политиков не подымалась проблема "венгерского сепаратизма" и не принимались шаги в вопросе образования, не согласованные с венгерской общиной, вопросы вообще бы не стоял на повестке дня. Но если начинаются действия в отношении такого вопроса, как права нашей диаспоре, то любое правительство в Будапеште – и правое, и левое – будет реагировать одинаково".
Все собеседники "Апострофа" с венгерской стороны считают нарратив венгерского сепаратизма, который сейчас раздувается в Украине, как минимум надуманным, а возможно – как разыгрывание третьей стороной венгерской карты в своей игре для того, чтобы дальше стравливать двух соседей, отношения которых несколько лет назад были безоблачными. "У нас никто, даже маргинальные политики не ставят вопрос о пересмотре границ. Мы будем поддерживать венгерскую диаспору – как и украинское государство поддерживает свою диаспору. Но означает ли пение венгерского гимна желание Венгрии захватить украинские территории? Ровно настолько, насколько пение украинского гимна в Канаде означает желание Украины захватить часть Канады. Ни больше, ни меньше. Это абсурд", - говорит венгерский дипломат.
Украинские депутаты поют гимн Венгрии, скриншот видео
Кризис. Опять кризис…
Обострение отношений между Украиной и Венгрией началось в 2017 году, когда Верховная Рада приняла закон о среднем образовании, обязующий школы проводить 80% уроков на государственном языке. Тогда Будапешт выступил резко против, заявив, что тем самым нарушаются права венгров, проживающих на Закарпатье. Дело дошло даже до ветирования работы комиссии Украина-НАТО, которую Будапешт обещал сохранять до полной отмены закона.
При Владимире Зеленском конфликт удалось чуть притушить, но проблема в отношениях все равно осталась. В январе 2020 года Верховная Рада приняла закон "О среднем образовании", но Венгрия все равно осталась недовольна и пообещала сохранять вето на работу комиссии "до полного решения вопроса".
Конфликт на какое-то время затих, но в ноябре вспыхнул с новой силой. Эксперты отмечают, что публикация видео с пением гимна и последовавшими за этим обыски СБУ и видеообращение "украинского националиста" случились за день до встречи министров иностранных дел стран-членов НАТО — случайно или нет.
"Иногда складывается впечатление, что сотрудники спецслужб не умеют пользоваться календарем и Википедией. Полагаю, что СБУ по своим информационным каналам должны были быть в курсе того, что 1-2 декабря пройдет саммит Министров иностранных дел стран-членов НАТО, на который, кстати, приглашен министр иностранных дел Украины. Своими обысками сотрудники спецслужб дали повод представителям Венгрии высказать Кулебе все что они думают о действиях украинских спецслужб", — считает директор Института мировой политики Евгений Магда.
Но возможно, что украинские спецслужбы не только не умеют пользоваться календарем, а просто проваливают работу по упреждению провокаций и более того – ведутся на них как сельские шахматисты, не способные просчитать даже на 1-2 шага вперед. "Я лично вижу только одного игрока, заинтересованного в том, чтобы в Украины были проблемы не только на Донбассе и в Крыму, но и на западном направлении – на Закарпатье или в Черновицкой области. Угрозы в сторону венгерской или любой другой нацменьшинства просто прекрасно ложатся в канву российского нарратива о киевской националистической хунте, для защиты от которой Кремлю пришлось захватить Крым и вмешаться на Донбассе", - рассказывает Апострофу не под запись бывший сотрудник украинских спецслужб.
Остается только догадываться – такая неуклюжесть СБУ является результатом катастрофического падения профессионализма спецслужбы или же за таким подогреванием провокаторам таится другая причина.
Будапешт прогнозировано отреагировал на действия Киева очень жестко – как в публичной плоскости, так и шантажом в виде создания помех по сотрудничеству с НАТО. Это, разумеется, проблема, но - на отдаленную перспективу, поскольку пока ни о каком вступлении в Альянс не может быть и речи. И это лишь одно, пусть и важное препятствие, которое Украине нужно будет преодолеть в ближайшие годы. Неизвестно, какой будет ситуация в той же Венгрии, когда весь этот ворох проблем удастся разрешить.
"Для того, чтобы расширить отдачу от сотрудничества с Альянсом, нужно быть активными, не обращая внимание на то, что блокирует Венгрия. Все понимают, по каким причинам она это делает. Венгрия, между прочим, не находит поддержки других членов НАТО. Полагаю, что к моменту вступления в Альянс мы решим все вопросы с нашими соседями, но до этого момента у нас очень много времени, вне зависимости хотим мы того или нет, поскольку в ближайшее время нам это не грозит", – объяснил нашему изданию экс-министр Константин Грищенко.
При этом эксперты обращают внимание на то, что Венгрия могла бы проводить такую же политику и в отношении других государств, которые получили "ее территории" после Трианонского договора (Сербии, Румынии, Словакии), однако давят именно на Украину — из-за слабости и непоследовательности нашей внешней и внутренней политики.
"Венгрия выбрала Украину как слабое звено, и показывает своим гражданам, что можно давить на нее, отвлекая от проблем с Евросоюзом", - считает эксперт Евгений Магда.
Как действовать Украине?
Первая реакция в Украине - как и в Венгрии - на новый кризис была прогнозируемом. "Если мы будем позволять Венгрии, небольшому государству под остракизмом в ЕС, своими заявлениями влиять на то, что должно решаться в рамках внутреннеполитических процессов, то следующей станет влиять на ситуацию в Украине уже Молдова. Подобное, на мой взгляд, недопустимо. Для того, чтобы государство уважали, необходимо, чтобы уважали национальное законодательство, и создавались условия для его исполнения. Это касается и обысков СБУ на территории Украины", — сказал в комментарии "Апострофу" экс-министр иностранных дел Константин Грищенко.
"В данной ситуации, я считаю, что делать уступки Венгрии — это неприемлемо, но в тоже время, уступки выглядят единственным реальным вариантом разрешения проблемы. В этом состоит дилемма Украины", - считает эксперт Евгений Магда.
Однако проблема немножко в другом. Украина находится в прямом вооруженном конфликте с ядерным государством, которое 6 лет тому незаконно аннексировало Крым, но до сих пор так и не понесло наказания ни за этот шаг, ни за поддержку сепаратистов на Донбассе. Наша страна же не только не смогла справиться с проблемой России – Донбасса – Крыма, но стремительно теряет свои позиции в мире и уже прямо воспринимается как слабое государство. Не разрешив проблемы на востоке открывать "второй фронт" на западе не дальновидно, даже если Будапешт ведет себя не так, как нам бы хотелось. Даже Германия проиграла войну на два фронта – сможет ли Украина выиграть? Тем более, что такой слабой, как сейчас, Украина еще никогда не была, а слабое государство, как известно всегда является привлекательным объектом для влияния со стороны других государств.
По мнению Николая Капитоненко, истерия вокруг сепаратизма опасна для Украины в долгосрочном плане: "Когда (или если) венгры поставят вопрос об автономии всерьез, большая часть вины будет как раз на нас".
Поэтому наиболее разумным было бы максимально успокоить ситуацию на Закарпатье и перевести ее в плоскость диалога и общего поиска мудрого решения. Угрозы же и одноклеточное мышление в ответ на провокации – это гарантия того, что известная в конфликтологии "дилемма безопасности" сработает и на западе страны.