Украина продолжает свой евроинтеграционный путь. Ключевым в этом вопросе является приближение законодательства Украины к европейскому, что зависит от имплементации Соглашения об ассоциации. Однако даже в существующий ситуации есть возможности для расширения сотрудничества между Украиной и Венгрией. Сферы сотрудничества в области энергетики и транзита газа, инвестиций и приватизации, аграрном секторе и рынке земли представляют определенный интерес как для Украины, так и для Венгрии.
Сотрудничество в области энергетики и транзита газа
Среди наиболее актуальных вопросов – сотрудничество в области энергетики и транзита газа. Украина взяла на себя обязательства по выполнению основных положений Третьего энергетического пакета, принятого Европейским Союзом, понимая важность вопросов энергетической безопасности. Таким образом, Украина и ЕС договорились об интеграции рынков газа и электроэнергии.
Одновременно украинское правительство должно согласовать законодательство в соответствии с европейскими директивами. Стороны ожидают прогресса в выполнении Приложения XXVII к Соглашению об ассоциации, устанавливающего перечень правил функционирования энергетического рынка, которые должны применяться в законодательстве Украины. Теоретически это должно "уничтожить" энергетические монополии и привести к более честным рыночным ценам. Более того, это будет гарантировать "безвизовую энергетику" для Украины.
Чтобы соответствовать стандартам ЕС, Верховная Рада поддержала проект закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины в связи с отделением деятельности по транспортировке природного газа". В результате был создан новый оператор ООО "Оператор газотранспортной системы Украины", который с 1 июля 2019 выполняет функции технического обслуживания газотранспортной системы.
Тем временем, завершение строительства российских обходных трубопроводов к ЕС создает новую ситуацию с энергетической безопасностью для всей Европы, оставляя будущее украинской газотранспортной системы неопределенным. Украинские соседи, такие как Словакия, Венгрия и Польша, заинтересованы сохранить украинскую ГТС, по которой они получают российский газ, и имеют возможность продать его Украине как "реверсный". Кроме того, это позволяет им быть хабом газоснабжения для Европы.
Инвестиции и приватизация
Учитывая небольшое количество прямых иностранных инвестиций, сотрудничество между Украиной и Венгрией может быть сосредоточено на инвестициях и приватизации государственных предприятий.
В последние годы объявленная приватизация в Украине имеет масштабные планы. Доходы бюджета от "малой" и "большой" приватизации в 2020 году прогнозируются на уровне 17 млрд. грн. Однако важным фактом является то, что предыдущий план был выполнен лишь на 1,5%. На данный момент в государственной собственности все еще находятся 3444 объекта.
Вопрос привлечения иностранных инвестиций уже долгое время является ключевым для всех правительств, но он не может быть эффективно решен из-за ряда серьезных проблем, без решения которых Украина не сможет быть инвестиционно привлекательной. В частности, речь идет о:
технических барьерах для тендеров и сложности процедур;
слабые институциональные способности Фонда государственного имущества Украины;
ограниченной конкуренции и доступе к торговле;
значительной зависимости предприятий от правительственных решений и действий олигархов;
политических и лоббистских играх вокруг предприятий;
сложной "истории долга" предприятий и их неудовлетворительном финансовом состоянии;
ситуации на востоке Украины и рисках национализации.
Сельскохозяйственный сектор и рынок земли
Определенный интерес иностранных инвесторов проявился в отношении сельского хозяйства и рынка земель Украины. Однако, в настоящее время все еще существует ряд рисков, связанных с открытием рынка земли в Украине:
В условиях деформированной украинской системы политических и экономических институтов риск монополизации рынка земли крупными бизнес-группами достаточно велик;
- запуск рынка земли дает определенные проценты с темпом роста, однако это может иметь временный эффект;
- на фоне чрезмерно регулируемого банковского сектора Украины существуют другие нерегулируемые сферы. В свою очередь, "асинхронное оживление" в экономических секторах и дисбалансы после открытия рынка земли могут не дать положительного результата;
- непонятным остается вопрос контроля за рынком земли. Кроме того, механизм сдерживания увеличения объемов земель, принадлежащих "латифундистам" и "земельным баронам", размыт.
Таким образом, только после минимизации вышеуказанных рисков, рынок земли можно запустить. Вместе с тем, опыт Венгрии может помочь минимизировать риски.
Кроме того, стоит отметить, что по закону о рынке земли граждане других стран не смогут покупать землю в Украине. Однако ее могут приобрести иностранные компании после регистрации дочернего предприятия в Украине. Это улучшит инвестиционную ситуацию в Украине.
Вышеуказанный перечень направлений сотрудничества не является полным и исчерпывающим. Потому это может стать темой дальнейших исследований в области экономического сотрудничества между Украиной и Венгрией. Кроме того, для постоянного диалога между двумя странами нужно будет на разных уровнях, включая уровень правительства и гражданского общества, поддерживать существующий уровень сотрудничества и, в идеале, расширять его.