RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика
Мнение

Украина-Венгрия: взаимные интересы и возможности для сотрудничества

Оба государства могут найти точки приложения совместных усилий

Оба государства могут найти точки приложения совместных усилий Фото: Апостроф / Коллаж

Украина продолжает свой евроинтеграционный путь. Ключевым в этом вопросе является приближение законодательства Украины к европейскому, что зависит от имплементации Соглашения об ассоциации. Однако даже в существующий ситуации есть возможности для расширения сотрудничества между Украиной и Венгрией. Сферы сотрудничества в области энергетики и транзита газа, инвестиций и приватизации, аграрном секторе и рынке земли представляют определенный интерес как для Украины, так и для Венгрии.

Сотрудничество в области энергетики и транзита газа

Среди наиболее актуальных вопросов – сотрудничество в области энергетики и транзита газа. Украина взяла на себя обязательства по выполнению основных положений Третьего энергетического пакета, принятого Европейским Союзом, понимая важность вопросов энергетической безопасности. Таким образом, Украина и ЕС договорились об интеграции рынков газа и электроэнергии.

Одновременно украинское правительство должно согласовать законодательство в соответствии с европейскими директивами. Стороны ожидают прогресса в выполнении Приложения XXVII к Соглашению об ассоциации, устанавливающего перечень правил функционирования энергетического рынка, которые должны применяться в законодательстве Украины. Теоретически это должно "уничтожить" энергетические монополии и привести к более честным рыночным ценам. Более того, это будет гарантировать "безвизовую энергетику" для Украины.

Чтобы соответствовать стандартам ЕС, Верховная Рада поддержала проект закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины в связи с отделением деятельности по транспортировке природного газа". В результате был создан новый оператор ООО "Оператор газотранспортной системы Украины", который с 1 июля 2019 выполняет функции технического обслуживания газотранспортной системы.

Тем временем, завершение строительства российских обходных трубопроводов к ЕС создает новую ситуацию с энергетической безопасностью для всей Европы, оставляя будущее украинской газотранспортной системы неопределенным. Украинские соседи, такие как Словакия, Венгрия и Польша, заинтересованы сохранить украинскую ГТС, по которой они получают российский газ, и имеют возможность продать его Украине как "реверсный". Кроме того, это позволяет им быть хабом газоснабжения для Европы.

Инвестиции и приватизация

Учитывая небольшое количество прямых иностранных инвестиций, сотрудничество между Украиной и Венгрией может быть сосредоточено на инвестициях и приватизации государственных предприятий.

В последние годы объявленная приватизация в Украине имеет масштабные планы. Доходы бюджета от "малой" и "большой" приватизации в 2020 году прогнозируются на уровне 17 млрд. грн. Однако важным фактом является то, что предыдущий план был выполнен лишь на 1,5%. На данный момент в государственной собственности все еще находятся 3444 объекта.

Фото: NBU

Вопрос привлечения иностранных инвестиций уже долгое время является ключевым для всех правительств, но он не может быть эффективно решен из-за ряда серьезных проблем, без решения которых Украина не сможет быть инвестиционно привлекательной. В частности, речь идет о:

технических барьерах для тендеров и сложности процедур;

слабые институциональные способности Фонда государственного имущества Украины;

ограниченной конкуренции и доступе к торговле;

значительной зависимости предприятий от правительственных решений и действий олигархов;

политических и лоббистских играх вокруг предприятий;

сложной "истории долга" предприятий и их неудовлетворительном финансовом состоянии;

ситуации на востоке Украины и рисках национализации.

Сельскохозяйственный сектор и рынок земли

Определенный интерес иностранных инвесторов проявился в отношении сельского хозяйства и рынка земель Украины. Однако, в настоящее время все еще существует ряд рисков, связанных с открытием рынка земли в Украине:

В условиях деформированной украинской системы политических и экономических институтов риск монополизации рынка земли крупными бизнес-группами достаточно велик;

- запуск рынка земли дает определенные проценты с темпом роста, однако это может иметь временный эффект;

- на фоне чрезмерно регулируемого банковского сектора Украины существуют другие нерегулируемые сферы. В свою очередь, "асинхронное оживление" в экономических секторах и дисбалансы после открытия рынка земли могут не дать положительного результата;

Фото: NBU

- непонятным остается вопрос контроля за рынком земли. Кроме того, механизм сдерживания увеличения объемов земель, принадлежащих "латифундистам" и "земельным баронам", размыт.

Таким образом, только после минимизации вышеуказанных рисков, рынок земли можно запустить. Вместе с тем, опыт Венгрии может помочь минимизировать риски.

Кроме того, стоит отметить, что по закону о рынке земли граждане других стран не смогут покупать землю в Украине. Однако ее могут приобрести иностранные компании после регистрации дочернего предприятия в Украине. Это улучшит инвестиционную ситуацию в Украине.

Вышеуказанный перечень направлений сотрудничества не является полным и исчерпывающим. Потому это может стать темой дальнейших исследований в области экономического сотрудничества между Украиной и Венгрией. Кроме того, для постоянного диалога между двумя странами нужно будет на разных уровнях, включая уровень правительства и гражданского общества, поддерживать существующий уровень сотрудничества и, в идеале, расширять его.

Читайте также